В нашем проекте «Классные» мы рассказываем о тех учителях, которые любимы своими учениками. Выпускники вспоминают о них с радостью, а учащиеся отзываются с уважением. Становится понятным, что этот человек находится в нужное время в нужном месте и готов делиться частицей души с новыми поколениями школьников. Стать героем проекта может и ваш любимый педагог. Главное — чтобы после прочтения ребенок или взрослый могли с полной уверенностью о нём сказать: «Да! Это классный учитель».

Героиня нашего проекта сегодня — завуч и преподаватель школы № 73 Нина Павловна Ларина. На своих уроках она прививает школьникам любовь к природе. Ведь биология — это наука о разнообразии живых существ. Да и ученики к ней тянутся, уважают, стараются учить её предмет. Но всё могло бы быть иначе, не смени она однажды медицину на педагогику. 

Девять лет медицинского стажа

Встретились мы с ней в школе, где я застала ее за работой над очередным отчетом. Шла перемена и в учительскую то и дело заходили учителя, постоянно добавляя бумаг на стол Нины Павловны. Шумная обстановка немного отвлекала от разговора. Поэтому для продуктивной беседы пришлось нам уйти в кабинет психолога, и там я смогла ей задать все интересующие вопросы.
Начало её биографии начинается очень просто: родилась в городе Ленинске-Кузнецком, где в 1987 году окончила родную 73 школу. Любимыми предметами будущего учителя были биология и химия. Очень нравилось Нине работать с лабораторным оборудованием! С детства мечтала стать врачом, поэтому поступила в Кемеровский медицинский институт. На фармакологическом факультете она проучилась до второго курса. «Там была одна химия! Правда! Семь химических направлений! — говорит Нина Павловна. — Общая, неорганическая, органическая, аналитическая, физкалоидная, фармакогнозия, токсикология, биохимия». При упоминании каждого направления мы загибали пальцы на руках, а я подробно расспрашивала, что изучают эти химические науки. Особенно удивило название «фармакогнозия». Оказалось, это направление изучает свойства лекарственных растений и даже продукты животного происхождения (мумиё, мёд и т.д.).
Учиться в мединституте было сложно, в один момент решила Нина забрать свои документы со второго курса и ушла на лечебное отделение в наш медицинский колледж, куда её взяли без экзаменов. После окончания четыре года  работала в больницах Кемерова и Ленинска-Кузнецкого. Успела пять лет поработать в микробиологической лаборатории центра охраны здоровья шахтеров фельдшером-лаборантом. Оставаться средним медработником не захотела, но и возможности пойти на повышение на прежней работе не было. «Хотелось личностного роста…» — вспоминает Нина Павловна о тех временах. Поэтому, когда в 2001 году окончила биофак КемГУ и её пригласили работать в школу-интернат спортивного профиля, согласилась. Начала преподавать химию и биологию детям-спортсменам. Вот так она сменила род деятельности: из медицины ушла в педагогику.

Главное тут — научный подход!

Обычно первый урок в школе запоминается учителям на всю жизнь! Это настоящая проверка на прочность для начинающего специалиста. Вот и Нина Павловна вспоминает о своем дебюте с улыбкой. В сентябре школьники вернулись за парты, давно не виделись, решили проверить выдержку нового преподавателя по биологии. Под недоуменным взглядом учителя они кидали на уроке друг другу наглядные пособия, кричали, визжали и топали ногами… Наша героиня такому приёму удивилась, но руки опускать не стала, начала искать подходы к каждому классу. В скором времени дисциплина на ее уроках наладилась, и в классе воцарился порядок.
Но однажды девятиклассники попытались смутить педагога вопросами о половом развитии человека. Но Нина Павловна, за плечами у которой работа в отделении урологии, не растерялась — научным языком подробно объяснила  шутникам устройство организма человека. Пыл проказников мгновенно угас, получилось, что смущаться и краснеть пришлось именно им. Так дети поняли, что их педагог не промах. Ну а с младшими школьниками уроки проходили в форме игр. Детям так изучать биологию было интересней.
Н.П. Ларина признается, что коллектив учителей принял её дружелюбно. С теплотой она вспоминает завуча школы-интерната Г.И. Гребешкову и директора А.А. Трофимова. Они посещали её уроки биологии и химии  первое время и давали ценные советы. Со школой-интернатом спортивного профиля Нину Павловну многое связывает, ведь здесь прошли 17 трудовых лет нашего педагога.
Заполнение классных журналов поначалу вызывало трудности — от неправильной отметки могла измениться четвертная оценка ученика. Это очень кропотливая работа, где нельзя ошибаться, заполняя все клеточки и графы аккуратно. Кстати, это волнение порой приводит к ошибкам, помаркам и выливается в осуждение руководством и коллегами.
«Бывают сложные моменты, я и не утверждаю, что розами усыпан мой путь. Но с детьми мне легко, — говорит Нина Павловна. — Главное — найти контакт. Тогда они будут платить любовью и уважением…»

Про пестики и тычинки…

Решив развеселить мою собеседницу, я поинтересовалась, как сегодня шестиклассники реагируют на тему из ботаники о пестиках и тычинках. По наблюдениям Нины Павловны, дети разных поколений реагируют одинаково — они хихикают. «Да, рановато эту главу включили в ваш учебник. Вы еще маленькие, раз так несерьезно воспринимаете материал», — говорит обычно она ученикам. И от этих слов смешки мгновенно утихают.
Вообще, на уроках биологии детям очень интересно работать с микроскопами. Любят изучать клеточное строение лука: ядро и кирпичики клеток. В 5 классе они смотрят на лук и листочки, а в шестом выращивают дома плесень на хлебе и потом рассматривают ее споры под увеличением. Говорят, очень красивые бывают экземпляры, что даже фотографируют себе на память. Конкурса красоты среди плесени пока не проводили, но бывают очень достойные экземпляры. Ведь всё это детям в диковинку. На таких уроках они чувствуют себя первооткрывателями.
Ребята постарше изучают анатомию человека, поэтому интерес к предмету среди девятиклассников увеличивается в разы. Во время одной из практических работ они играют в ловцов жемчуга — кто дольше всех продержится без воздуха. Все это, конечно, сопровождается хохотом и  шутками.
Вообще, без юмора работать в образовании сложно, поэтому наша героиня сама старается шутить и даже записывает смешные случаи на уроках. В этом году фиксировала цитаты восьмого класса, но, к сожалению, куда-то они делись… К примеру, дети вместо обонятельного центра любят говорить «обаятельный центр».  «Обаятельные вы, а центр — обонятельный!» — хохочет учитель и весь класс. Такие шутки остаются в памяти надолго.
На мой вопрос, как реагировать на школьные шалости, педагог заметила, что любую шалость можно стерпеть, если она не унижает человеческое достоинство. А большинство шуток школьных балагуров проходят от простоты душевной, поэтому лучше посмеяться, пожурить, но не грубить.

Классная мама

В беседе мы начинаем разбирать стопку классных фотографий. Наверное, у каждого из нас есть фото одноклассников, где в центре стоит классный руководитель, а вокруг него школьники. И если собрать подборку одного класса за разные годы, заметно, как менялись и росли дети. Словно видишь время. За 17 лет в школе у нашей героини было три выпуска: в 2006, в 2011 и в 2016-ом.
О выпуске 2006 года вспоминает как о настоящих артистах! На всех школьных мероприятиях они были самыми яркими. Однажды даже балет в пачках и кроссовках танцевали. Любили сами устраивать чаепития. В том выпускном классе было всего 16 человек: две девчонки, остальные — мальчишки. Большинство из них уже уехали из Ленинска, с классной руководительницей видятся редко. «Вы нас никогда не забудете, потому что мы у вас первые!» — любили они повторять Нине Павловне. И были правы.
В 2011 году Н.П. Ларина прощалась со своим вторым выпускным классом. По мнению учителя, они  были легкими на подъем, очень самостоятельными. Они тоже участвовали во всех конкурсах: и газеты рисовали, и даже танцевали в школьном флешмобе. Однако слишком быстро успели повзрослеть и на чаепития в классе смотрели с большой долей иронии.
Нина Павловна говорит, что классное руководство — это большая ответственность, где за каждого переживаешь, словно за своего ребенка. Учителям всегда приходится помнить о том, что родители доверяют им самое дорогое, что у них есть — своих детей.
Третий выпуск — как отдельная песня! В школу пришла молодая учительница математики, но уволилась через месяц. Поэтому «классной мамой» назначили Нину Павловну. С этими ребятами она быстро нашла общий язык. С ними она обошла краеведческий музей, все библиотеки города и даже в пожарную часть на экскурсию ходили. «Библиотека им. Крупской стала нам вторым домом! Спасибо им большое», — добавляет Н.П. Ларина. Даже в террариуме проводили уроки, где смотрели на живых крокодилов и черепах, изучая тему о пресмыкающихся. А еще ездили в ботанический сад и планетарий, и даже в Кузнецкую крепость….
После окончания школы многих тянет в родные стены вспомнить былое, пообщаться с любимым классным руководителем. Например, выпускник Кирилл Волгушкин, ныне студент военного института Внутренних войск, не только приходил в гости в кабинет биологии, но и проводил классные часы по профориентации для школьников. Дети с удовольствием слушали его рассказы о жизни и быте кадетского корпуса, теперь же он студент и учится в Новосибирске. С выпуском 2016 года они договорились, что, как все приедут из разных городов, так сразу постараются собраться, чтобы пообщаться и поделиться успехами. Нина Павловна до сих пор поддерживает связь с родителями своих выпускников — они  поздравляют друг друга с праздниками, созваниваются.

Семейные байки

Если работаешь с детьми, то график с 8 до 16 часов остается только на бумаге. Совершенно невозможно уложиться в рамки, ведь всегда есть масса дел. Семья на тотальную загруженность педагога реагирует спокойно. Кстати, сын нашей героини Григорий тоже окончил школу-интернат спортивного профиля. Нина Павловна признается, что поначалу он отказывался воспринимать свою маму как учителя. Приходилось проводить  дома беседы, просить в школе обращаться по имени-отчеству.
Однажды сын подошел к ней с просьбой решить задачку по химии. Ну она и помогла. Правда, потом это решение списал весь класс. И когда она вызывала к доске одного из его одноклассников, тот начертил решение, алгоритм которого она лично выводила день назад в тетради сына. «Какой знакомый подход!» — иронично воскликнула она. Посмеялись, но после это Григорий решал все задачи самостоятельно.
По мнению учителя биологии, ключ к хорошим отношениям с ребенком заключается в понимании. Постарайтесь найти хотя бы пять минут в день на общение со своим сыном или дочерью: спрашивайте, как прошел день, как складываются отношения с одноклассниками… Если прислушиваться к мнению и принимать помощь ребенка, он почувствует свою нужность, и с ним не будет проблем!

Выпускники 2014 года:
«Только Нина Павловна как настоящий биолог знает, как вырастить в классе целый лес рук!»

Где черпать силы и энергию?

Когда мы затронули тему хобби, прошла очередная перемена и учителя громко зазывали детей в классы. Порой их голоса перекрикивали ответы моей собеседницы, но нам это не особо и мешало. Мы рассматривали подборку открыток за все уже 18 лет работы в школе. Здесь были поздравления с началом учебного года, днем учителя, 8 Марта… На всех детский почерк выводит старательно пожелания любимому учителю. И каждая подаренная открытка напоминает об учениках, которые ее вручали.
Вопрос о хобби возник сам собой, и моя собеседница с оживлением ответила, что любит выращивать цветы на даче. Особенно ей нравятся петунии и лилии. Разве биолог может не любить природу? К слову, в огороде ей есть где разгуляться, применяя свои знания! Всегда точно знает, какие культуры уживаются вместе, а какие лучше сразу рассаживать. Родственники частенько спрашивают, почему чахнут комнатные растения. И получают советы по уходу. А еще к ней до сих пор обращаются за помощью в расшифровке врачебных записей. Конечно, она объясняет особенности диагнозов, но при этом всегда настаивает на обращении только к специалистам. Кстати, вспомнился такой случай, как у одной  коллеги задыхалась мама, жалуясь на тяжесть в груди. Все думали, что у неё проблемы с дыхательной системой, но Нина Павловна посоветовала проверить сердце. И у женщины выявили стенокардию. Медицинское образование не забывается! Да и дома всегда есть аптечка первой помощи с самым необходимым.
Помимо любви к цветам, Нине Павловне нравится спорт и движение! Вот и посещает она фитнес-клуб для женщин с декабря прошлого года. А до этого она руководила фитнес-кружком педагогов ШИСП. Занимались с 2006 года, системно и большой группой. Она говорит, что спорт и активный образ жизни не только дают силы, но и хорошо снимают психологическую нагрузку. «Лучше не переживать или сетовать на судьбу, а двигаться! Так жить легче становится», — делится в беседе учитель биологии.

Эх, как бы было хорошо…

Помимо преподавания, она заместитель директора по учебно-воспитательной работе. С этого года количество бумаг и отчетов резко увеличилось. Поэтому Нина Павловна ждет с нетерпением, когда привычные классные журналы полностью заменят электронными! Так хотя бы будет проще работать. В остальном, если бы жалела, что трудится учителем — давно бы вернулась назад, благо есть куда. Но ей преподавать нравится, поэтому остается в школе. «Главное  — все собрать и систематизировать, и работа пойдет!» — оптимистично отмечает наша героиня, и с ней сложно не согласиться.

Биологические факты:

  • Во время засолки грибов их нельзя плотно закатывать и заливать подсолнечным маслом. Потому что на них могут находиться споры ботулиновой палочки, которые выделяют очень ядовитый яд ботулотоксин. Ботулиновые палочки распространяются спорами и быстро размножаются в бескислородной среде (под плотно закрытой крышкой). Отведав солений из такой банки, человек попадает на больничную койку с крайне опасным диагнозом — ботулизмом. Поэтому при заготовке грибочков на зиму не закрывайте их слишком туго.
  • Сегодня многие наслышаны о ботоксе как о косметическом средстве для омоложения. Оказывается, «ботокс» — это коммерческое название препарата, в основе которого есть ботулотоксин. Его вводят пациентам для парализации мышц, в результате чего морщины разглаживаются.
  • Ботулизм — тяжелое токсикологическое заболевание, при котором поражается нервная система. Симптомы болезни на первом этапе идентичны обычному отравлению некачественной пищей, но в дальнейшем недуг быстро прогрессирует и может привести к летальному исходу.
  • Известно ли вам, что скелет человека содержит более 200 костей, а самой сильной мышцей является язык? А еще биологи насчитали в теле человека примерно 90 рудиментов.

Вероника ВЛАСЕНКОВА.

admin
mail@ria-leninsk.ru