Нет уж – отвечайте!

В «Городскую газету» пришло сразу несколько писем на одну тему. Заходят горожане в супермаркет, сдают вещи, сумки, пакеты в ячейки хранения (в каком же безобразном состоянии они в большинстве торговых точек!), возвращаются, а вещей нет. Первым делом они обращаются с претензией к администрации магазина. И слышат в ответ: «Ответственности за работу камер хранения мы не несём». Правомочны ли её действия, а точнее, бездействия?

За разъяснениями мы обратились в отдел защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Кемеровской области. Там вздохнули: «Только что разбирали жалобу (а их по области набирается до полутора тысяч в год!) подобного рода, так что будем исходить из алгоритма действий покупателя, попавшего в беду».

Итак, у вас пропали из ячейки вещи. Вы требуете у администрации магазина возместить понесённый ущерб на энную сумму, опираясь на то, что жетон от ячейки находится у вас на руках. Но это требование следует оформить письменно, желательно в двух экземплярах. Потому что сразу же по возникновении инцидента нужно вызвать полицию и вручить второй документ ей. Сделать это должна в первую очередь администрация магазина. Если она не желает идти на этот шаг, занесите «плюсовый» для вас пункт в вашу жалобу – он очень пригодится при возможном судебном разбирательстве. Но учтите: уголовное дело возбуждается  только при хищении товара из камеры хранения стоимостью свыше одной тысячи рублей.

Но отправная точка в инциденте та, что в корне неверна позиция магазина. Если покупатель сдаёт вещи в ячейку, то он автоматически заключает с торговой точкой договор о безвозмездном предоставлении услуги по охране своего имущества. И магазин обязан обеспечить сохранность вещей. Об этом свидетельствуют определённые статьи Гражданского кодекса РФ. Так, согласно ст. 960 ГК, хранитель обязан применять все меры, установленные негласным договором, законом, иными актами гражданского законодательства для обеспечения сохранности вещей. Если хранение осуществляется бесплатно (как в случаях сдачи в ячейки магазина), хранитель обязан заботиться о вещи, как о своей собственной (ч. 2 ст. 942 ГК). Между прочим, ст. 951 ГК устанавливает и размер ответственности хранителя, определяя, что убытки, причинённые поклажедателю утратой или повреждением вещи, возмещаются хранителем.

Часто торговцы, дабы подстраховаться на случай пропажи вещей, размещают рядом с камерами таблички: мы, дескать, не несём ответственности за это. Так вот, и подобного рода аншлаги тоже незаконны, и «умные» магазины давно от них ушли. «Нет уж, отвечайте!» — прямо говорите в глаза администрации магазинов.

Наконец, немаловажное. Даже если вы обратитесь в суд, вам придётся доказать, что вы оставляли в камере свои вещи. И тут одного жетона с номером ячейки будет недостаточно. Желательно припомнить, не было ли на момент ЧП в торговом зале знакомых вам людей, соседей, сослуживцев, просто постоянных покупателей, которых вы знаете в лицо, видевших сдачу вами в ячейку вещей. И конечно, нужно иметь при себе товарный чек, подтверждающий, что вы сделали покупку как раз перед кражей. Совет всем читателям: никогда сразу не выбрасывайте его на кассе в урну – вдруг пригодится.

Евгений АПРЕЛЬСКИЙ.

В рубрике: Новости

Другие новости:

Когда молчаливое несогласие перерастает в бунт Когда молчаливое несогласие перерастает в бунт
Держать руку на пульсе Держать руку на пульсе
Повод улыбнуться есть всегда Повод улыбнуться есть всегда
«С добром относитесь к городу!» «С добром относитесь к городу!»
При использовании материалов ссылка на сайт Городская газета обязательна.
© Городская газета. Все права защищены.