В этом проекте мы рассказываем о тех учителях, которые любимы своими учениками. О них выпускники вспоминают с радостью, а учащиеся отзываются с уважением. И всем ясно, что этот человек обожает свою работу и готов делиться частицей души с новыми поколениями школьников. Стать героем проекта может и ваш любимый педагог! Главное, чтобы после прочтения ребенок или взрослый могли с полной уверенностью о нём сказать: «Да! Это классный учитель».

Порой люди вокруг нас скромно умалчивают о том, через какие трудности им пришлось пробиваться, чтобы достичь тех успехов, которые мы наблюдаем. В этом выпуске мы встретились с  Галиной Александровной Кондауровой — математиком из школы № 20, она поведала нам, каким был её путь в профессию.

Уроки, совещания, сопровождение детей в столовую — жизнь педагога не стоит на месте. Дозвониться до героини этого проекта оказалось очень проблематично. С десятого раза мне удалось договориться о встрече по телефону. Голос Галины Александровны был удивительно молодым и бодрым, даже и не скажешь, что её общий педагогический стаж более 30 лет. Перерыв между уроками (его чаще называют «окно») стал возможностью встретиться с ней в кабинете математики. Просторный светлый класс, парты, зеленая доска — условия, привычные всем школьникам, стали местом проведения интервью. Все наши героини поначалу скромничают и начинают угадывать, кто же надоумил корреспондента газеты обратиться именно к ним.И каждый раз приходится объяснять, что они сами стали причиной повышенного интереса со стороны учеников, родителей и коллег. Как говорится, своих героев надо знать в лицо.

Биография

Родилась Галина в селе Макарьевка Алтайского края, в обычной семье.   Находится оно на границе с Кузбассом, более сотни километров отделяют его от Ленинска-Кузнецкого. Отец Александр Спиридонович Прокофьев работал управляющим в совхозе, был человеком идейным, настоящим коммунистом, фронтовиком. Дочь Галина очень гордится тем фактом, что он дошел до Берлина и был награжден Орденом Красной звезды за боевые заслуги. После войны Александр Спиридонович старался вывести совхоз в миллионеры, но как-то не вышло. А мама Пелагея Ивановна была заведующей пекарней. Пекли хлеб для всей округи — и для своего села, и для соседних. Всего у Прокофьевых было пятеро детей: четыре сестры и брат. Родители старались дать детям все необходимое, всех выучили и дали образование. Занимались домашним хозяйством, словом, семья была работящей. Как признается Галина Александровна, никто их специально не воспитывал, просто смотрели, как живут родители, так и старались поступать в жизни.
Будучи школьницей, Галина всегда училась хорошо, о тройках и речи не шло. Всегда любила математику! Повезло с учителем — Александрой Федоровной. Удивительно, но до сих пор помнит наша героиня имя того педагога, что привила любовь к «царице наук». Удивительно еще и то, что Галина после окончания школы не планировала поступать в педагогический вуз. Конечно, как призналась моя собеседница, деревенские девчонки с восторгом наблюдали за учителями в школе: им казалось, что эти классные дамы настолько величавы, что халат или домашние заботы их просто не касаются. Раньше в глубинке, в деревне, педагоги были очень уважаемыми людьми – красивые, с прическами, всегда опрятно и красиво одетыми. Естественно, девчонки любовались ими и завидовали, тайком мечтая стать учителем, когда вырастут. А еще собирали местную детвору, приносили мел и играли в школу.

Куда дорога завела

После окончания школы в 1977 году юная и амбициозная девушка из глубинки решила поступать в Новосибирский университет на математика-программиста. Тогда только начинали открывать первые факультеты по работе с ЭВМ. Лучшая ученица школы грезила о большом будущем. Собрали семьей деньги и отправили в Новосибирск. Не поступила — на экзаменах получила тройки. Оказалось, что в этот вуз съезжались лучшие умы физматов со всей страны. Куда там с базовыми знаниями девушки из маленького села! Вернулась домой несолоно хлебавши, считай, с позором. Лучшая ученица школы, и не поступила – было горько и обидно. Поэтому весь год провела Галина за учебниками, готовилась взять реванш. Когда поехала подавать документы, вышла заминка с паспортом, не могла выехать в другой регион. И чтобы не пропускать второй год, решила подавать документы в Барнаульский политехнический университет. «Когда шла по проспекту в политех, увидела пединститут и то, что факультет математики набирает студентов. Дай-ка зайду!» — говорит Галина Александровна. Поступила на математический факультет. Получала повышенную стипендию, все сессии закрывала на отлично. А после окончания института в 1982 году по распределению молодой специалист поехала учить детей в сельскую школу.

Алтайская глубинка

В направлении указали адрес школы, которую выбрала для работы выпускница Галина. Это оказалось большое село Тогул в Алтайском крае, где была большая школа и хорошие условия для проживания, да и к родителям ближе. Ей выдали подъемные, диплом, и отправилась она трудоустраиваться в сельскую школу. Но место оказалось занято другим специалистом, поэтому взамен отправили её в маленькую деревушку Топтушки. Там отличницу особо не ждали и помогать с обустройством не хотели. Старая школа дореволюционной постройки, двадцать учеников, вела уроки в классе, где числился только один ученик. Поскольку учителей не хватало, а ставку молодому специалисту по закону должны предоставить, нагрузили нашего математика часами по физике. Продуктового магазина в деревне не было, условия проживания были тяжелыми. Об этом моя собеседница поведала по секрету, вспоминать о том времени она не любит, да и гордится особо здесь нечем. Уехала через два месяца и устроилась в другую сельскую школу, где условия были намного лучше – радушно встретили, деревня была ближе к Барнаулу, да и народ приветливей. В первый день работы молодую учительницу вышли встретить всей школой, всем было интересно, как выглядит новый математик. Галина Александровна до сих пор считает, что именно здесь началась её карьера педагога. На новом месте в алтайской деревне Нагорное она отработала три года и там же вышла замуж за местного парня.

Первый опыт педагога

Дети всех новеньких учителей проверяют на прочность. Выдержку Галины Александровны долго и упорно проверяли в восьмом классе, где были одни мальчишки. Но основная сложность заключалась далеко не в этом. В то время в школах существовали система заочного обучения и вечерние занятия для рабочих. Директор предупреждал Галину: «Они и не ходят, придется тебе за ними бегать и уговаривать прийти в школу». Однако интерес учеников к молодой учительнице победил лень: на уроки приходили в полном составе. Присутствовала там добрая половина деревни. О тех временах она вспоминает с теплотой. Говорит, что очень повезло с коллегами, с ними у нее сложились теплые отношения. Когда наша героиня писала заявление об уходе из-за переезда с мужем в Барнаул, они не хотели её отпускать и просили остаться.

 «Могу извиниться, с меня корона не упадет!»

Главным секретом хороших отношений с детьми моя собеседница считает доброту. В каждом, даже самом грозном хулигане, она старается увидеть что-то доброе и искреннее. По ее мнению, у каждого ребенка есть внутренний свет, с которым можно взаимодействовать. За все 37 лет работы в школе бывало всякое. Кричала на учеников по молодости, но сегодня повышать голос в классе не любит. Иногда приходится строго отчитывать детей, применять метод кнута и пряника. Все зависит от ситуации. Может даже признать свою ошибку и извиниться перед ребенком при всем классе:«С меня корона не упадет! Извинюсь, если не права».  Галина Александровна призналась, что сочувствует нынешнему поколению школьников из-за того, что им не хватает общения.

В чем секрет успеха?

Психологи пришли к выводу, что современному человеку для достижения успеха в жизни необходимо развивать коммуникативные навыки: умение договариваться, доказывать свою точку зрения, понимать собеседника, получать знания. Проблема детей сегодня — отсутствие общения. Родители работают и реже общаются с ребенком. Большинство учеников на переменах погружаются в виртуальный мир смартфонов и не общаются с одноклассниками… А с ребенком надо просто разговаривать. Если нынешний седьмой класс начинает срывать уроки в школе, Галина Александровна спокойным тоном приглашает их после занятий на классный час, где проводит беседу. Не кричит, не наседает, не давит, а рассказывает о жизни и плавно подталкивает юные умы к осознанию своих действий с точки зрения морали. Все просто! Удивительно, но дети не перебивают, внимательно слушают и делают верные выводы. Вот так и живут они с 7 «Г».

Из Барнаула в Ленинск

В 1991 году муж Юрий остался без работы. Время сложное, постперестроечное. Везде было жить непросто, а в Алтайском крае экономическая ситуация складывалась даже тяжелее, чем в Кузбассе. К тому времени мама и две родные сестры Галины после смерти отца переехали жить в Ленинск. С мужем частенько бывали у них в гостях, а потом решили  перебраться. Юрий устроился работать на железную дорогу. А Галина Александровна — в школу № 7, где отработала 20 лет. После смерти мужа вдове было сложно ухаживать за своим домом, дети давно выросли и жили уже самостоятельно. И были мысли переехать в квартиру, в более удобные условия. Так бы и работала Галина Александровна в школе № 7, но ей предложили место учителя математики в школе № 20. Не сразу она согласилась, но условия оказались комфортней. Здесь она работает уже восемь лет.

С кем комфортней?

Ей больше нравится проводить уроки в 10-11 классах, здесь дети более мотивированы, понимают, что знания дают путевку в жизнь и в вуз мечты.   В 2014 году её классы очень хорошо написали ЕГЭ, и у трети выпускников результаты экзамена по математике превышали отметку в 70 баллов. Это очень высокий показатель! Были сомнения, классы доставались сложные, но работала, доказывала детям, что с ней они получат хорошие знания. Начинала с азов, в девятом классе вспоминали правила за шестой, постепенно заполняя пробелы в знаниях.

Сложности работы педагога

Во-первых, это родители. Сегодня все школы работают по новым стандартам (ФГОС). Если кратко, то в основе такого стандарта образования заложен принцип, когда школьники сами оценивают свои труды по объективным критериям: количество ошибок, количество заданий, оформление и т.д. Поэтому каждый ребенок способен сам оценить свою работу на уроке, поставить оценку. И когда родители начинают спорить, полагая, что баллы искусственно занижают, педагог показывает критерии оценки (общеизвестные для всех). Но люди встречаются разные, кому-то не сам результат важен, а процесс выяснения отношений.

Позже я встретила свою собеседницу в библиотеке на «Библионочи-2019». Часто её можно увидеть с классом и на катке, и в музее. Она старается разнообразить школьную жизнь семиклашек. Хотя начало их школьной совместной жизни было сложным: будучи пятиклассниками,срывали уроки почти каждый день. Пришлось потрудиться, разнимая их драки. Сегодня они очень дружные, отзывчивые. Галина Александровна гордитсятем, что с этого года они с классом опекают одинокую бабушку, живущую рядом со школой. Ребята помогают пенсионерке по хозяйству, родители эту инициативу только поддерживают.

Хобби

Чтение книг русских авторов — главный вид отдыха этого педагога, особенно нравятся произведения Дины Рубиной и детективы Михалковой. Привычку и любовь к чтению привили еще в детстве, помнит, когда мама вслух читала детям роман «Отверженные» Виктора Гюго. Помимо книг, нравится коллекционировать статуэтки и куклы. Пока коллекция небольшая, но и собирать их она начала недавно.Она очень сожалеет, что поколение сегодняшних детей не любит читать.

Если бы вернуть все назад, то, возможно, со своими детьми вела бы себя по-другому — уделила бы больше внимания и времени.Но все сложилось так, как сложилось. Дети выросли, завели семьи, родили детей. С мамой они общаются, приходят в гости. С огромным удовольствием Галина Александровна рассказывает о внуках Кирилле и Никите. К примеру, со старшим внуком они любят посещать разные городские мероприятия. Туда же водит и свой класс, совмещая пользу и личный интерес. С каждым школьником старается общаться строго, но справедливо. И за это многие ученики ей очень благодарны. Ведь они точно знают, что она их поймет и направит в верном векторе личного развития. Пока она видит в учениках доброту, работа в школе ей видится приятной.

Вероника ВЛАСЕНКОВА.

Отзывы о педагоге
Елена Вичкапова, выпускница:
Галина Александровна — очень справедливый педагог! И двоечников могла за заслуги похвалить, и отличников поругать и оставить на отработку после уроков. Всегда старается детей заинтересовать (если не учебой, то внеурочной деятельностью), дает возможность подросткам раскрыться и почувствовать свою значимость.

А.М. Барзунова, коллега:
В «Трамплине» работает давно, зарекомендовала себя как грамотный педагог, дети идут на ее уроки с удовольствием.

Анастасия Замодеева, ученица:
Галина Александровна научила меня не только решать уравнения и чертить геометрические фигуры, а еще — оставаться всегда добрыми, отзывчивыми и светлыми людьми, помогать другим. Ведь оценки — не самое главное, знания и чистое сердце намного важнее.

admin
mail@ria-leninsk.ru