Госдумой приняты во втором чтении поправки в Кодекс об административных нарушениях, устанавливающие ответственность за воспрепятствование работе врачей и проезду машин «скорой помощи». Штрафом в размере 500 рублей уже не отделаешься, в наличии также лишение прав на определенный срок и даже уголовная ответственность. Вопрос об изменениях в законопроекте встал уже давно, однако все ли так однозначно? Попробуем разобраться.

Многие помнят трагический случай в Петропавловске-Камчатском в 2017 году, когда «скорая» не смогла доехать до умиравшего больного по той причине, что путь ей перегородил автомобиль женщины, ни в какую не желавшей пропускать врачей. За уговорами и препирательствами ушло драгоценное время: когда врачи вызвали полицию, скандалистка уехала, только вот пациент к моменту прибытия врачей уже умер: они опоздали на каких-то 10 минут… А ранее в Москве водителю, который намеренно не пропускал «скорую помощь», просто-напросто сломали нос. Такие случаи происходили все чаще…
По мнению депутатов, дабы избежать подобных ситуаций, нужно ужесточить наказание. За воспрепятствование деятельности медработников, если оно не содержит уголовного состава, — штраф от 4 до 5 тысяч рублей. Но если здоровью пациента из-за этого был причинен тяжкий вред, то наступает уголовная ответственность — вплоть до лишения свободы на срок до двух лет. В случае смерти пациента — на срок до четырех лет. Это уже не шутки. Лишение водительских прав на срок от трех месяцев до одного года на фоне всего этого – мелочь. А теперь – о возможных «издержках» поправок к законопроекту.
Прежде всего, само понятие «воспрепятствование» можно трактовать по-разному. Представим ситуацию: едет впереди «скорой» автомобиль, и ему показывают специальными световыми и звуковыми сигналами: мол, уступи дорогу! А водитель автомобиля элементарно не может перестроиться для этого, ибо соседние полосы заняты: пробка! Культура вождения в России хромает: с трудом можно представить, что тому водителю все бросятся помогать, впустив в ряд, да в пробке это происходит медленно. Ладно, пустили его. Но ведь впереди могут быть и другие машины, которым нужно будет выполнять подобный маневр. А «скорая» торопится. И кого сделают виноватым в том случае, если больного не довезут до больницы? Об этом говорят многие водители на автомобильных форумах. Да и автор этих строк был свидетелем случая, когда в Новосибирске реанимобиль двигался в пробке со скоростью черепахи и с каким громадным трудом ему освобождали полосу для проезда. Довезли ли его?..
Зачастую водители «скорой» излишне надеются на пункты 3.1 и 3.2 Правил дорожного движения, пользуясь своим правом проезда на красный свет. Но сколько уже было аварий, когда они, влетая на перекресток, не убеждались, что им уступают дорогу! И страдают в результате оба водителя, пассажиры, врачи и получивший новые травмы больной. Может, все-таки стоит иногда «включать» голову, то есть быть профессионалом за рулем, а не просто гнать, пользуясь преимуществом? Были и происшествия, когда быстрые «скорые» едва не сбивали людей, переходивших пешеходные переходы на зеленый свет или возле остановок. И еще: допустим, водитель машины, которая стоит впереди «скорой», пропускает ее, встав в соседний ряд, но по факту на перекрестке едет за стоп-линию и на красный свет, получая затем нехилый штраф в результате работы автоматической камеры фиксации нарушений. Хорошо, что больного в итоге довезут, но вот водителю, нарушителю поневоле, предстоит оспаривать свой штраф, а это суды, время, нервы…
Но среди водителей «скорых» в больших городах находятся и такие умники, которые внаглую используют спецсигналы, дабы просто не стоять в пробках. Пусть это останется на их совести. Сейчас на одной чаше весов – жизни людей, которых увозит «скорая», на другой – судьбы людей, которые на пути следования «скорой» могут оказаться. Равновесие очень хрупкое…

Анвар САДАТОВ.

admin
mail@ria-leninsk.ru