Коронавирус изрядно подпортил жизнь многим из нас. Но есть, на мой взгляд, в нашем городе люди, которые пострадали от него больше всего. Оставшись без средств к существованию, вдали от дома, они оказались в самой жёсткой самоизоляции, границы которой ограничены узкой полоской земли между шатром цирка-шапито и составленных вокруг него ярко расписанных фургонов…

Цирк – это всегда праздник: сияющий каким-то фантастическим светом круг внутри затемнённого пространства, переливающиеся всеми цветами радуги костюмы, музыка, магические фокусы, трюки, иллюзии… А ещё цирк – это неотъемлемая часть счастливого детства. Кто не помнит себя ребёнком, зачарованно наблюдающим за артистами, вытворяющими на арене такое, что, кажется, неподвластно обычному земному человеку. Став взрослым, ты, конечно, понимаешь, что за всем этим стоит адский физический труд, бесконечные переезды с места на место, полное отсутствие уюта и комфорта. Но думать об этом особо не хочется, и когда приводишь на цирковое представление уже своих детей, ты вновь ощущаешь атмосферу праздника.
И всё-таки мне пришлось заглянуть в  закулисье этого праздника. Пару дней назад я побывала в лагере, разбитом цирком-шапито «Анастасия» в нашем городе. Вот что рассказала мне заместитель его руководителя Лилия Новик. «Анастасия» входит в состав питерской сети цирков-шапито, которые гастролируют круглый год. В Ленинск-Кузнецкий цирковой автопоезд прибыл в марте из Мариинска и через две недели должен был отправиться в Томск. Однако, не успев дать ни одного представления, из-за введения режима повышенной готовности по коронавирусу цирк вынужден был «встать на прикол». За предварительно проданные билеты горожанам вернули деньги, а сами цирковые фактически стали заложниками ситуации. «Анастасия» находится на полном самообеспечении, а значит, живёт только за счёт тех средств, которые зарабатывает. У неё нет ни субсидий, ни дотаций, ни прочих денежных вливаний из каких-либо источников финансирования.
Таким образом, застряв на столь продолжительный срок в Ленинске, цирк оказался в патовой ситуации – без средств на приобретение продуктов и предметов первой необходимости для людей, корма для животных и на оплату всех необходимых расходов. Чтобы понять масштаб этого, не побоюсь сказать, локального бедствия, уточню, что сегодня в коллективе порядка 30-ти человек – это творческая труппа и рабочие, занимающиеся выполнением всех работ по монтажу-демонтажу шапито, переездами и т. д. Большинство из них – люди молодого возраста родом из самых разных мест:  Курска, Самары, Улан-Удэ, Кургана, Симферополя, Якутска… «Самый старенький здесь я», — с улыбкой говорит мне завхоз Вячеслав Есин, который старается не подавать виду, насколько трудно приходится сегодня им всем. Но это легко читается по его уставшим и мудрым глазам. «Понимаете, без выступлений мы оказались рыбой, выброшенной на берег, — говорит Вячеслав. – Представления – это заработок, он даёт нам ту воду, которая сохраняет жизнь…»
Как выясняется, вместе с артистами «кочуют» пятеро детей в возрасте от 10 месяцев до 13 лет —  таковы традиции цирковых семей. Самая старшая – Алина, единственная среди них школьница. Она учится в тех городах, через которые пролегает гастрольный тур. И несмотря на все сложности, с которыми ей пришлось столкнуться в этот раз, девочка уже закончила учебный год по дистанционной форме обучения и перешла в восьмой класс.
Став заложниками карантина, люди начали искать любую работу, чтобы прокормить себя и четвероногих артистов: 15 собак, среди которых хаски, лайки, лабрадоры, самоеды, такса и джек-рассел-терьер;  шесть обезьянок; шесть медведей и симпатичный пони. Но с работой оказалось всё плохо. Не потому, что рассчитывали на лёгкую и чистую, — цирковые готовы на любую. Однако чаще всего им в ответ разводили руками и говорили: «Сейчас и местные устроиться никуда не могут…». В итоге лишь часть мужчин имеет возможность периодически подрабатывать грузчиками и водителями, ещё несколько человек трудятся на огородах и дачах у ленинск-кузнечан. Так, в то время как я общалась с цирковыми, вернулся с работы Юрий Новадоров. Молодой человек был в запылённой спецовке и явно уставшим, но охотно  присоединился к нашему разговору и рассказал, что в этот раз нашёл подработку по перевозке грузов на одном из сайтов объявлений.
Естественно, такие разовые мизерные заработки — лишь капля в море. Для  большой цирковой компании животных ежедневно требуется значительное количество корма. Ещё в самом начале карантина всё, что можно было, труппа заложила в ломбард. Но вырученных денег хватило ненадолго. Тогда цирковым не осталось ничего иного, кроме как обратиться к жителям Кузбасса в соцсетях: пожалуйста, помогите! И их услышали! Ленинск-кузнечане, полысаевцы, беловчане, кемеровчане… Простые жители, волонтёры, шахтёры, пенсионеры… Первыми, конечно, откликнулись наши земляки. Уже на следующее утро после обращения они понесли в цирк хлеб, крупы, овощи – кто что мог. Постепенно к ним присоединились и другие. Кто-то привозит сухой корм для собак, кто-то – сено для пони, кто-то – фрукты, кто-то – говяжьи и куриные кости, из которых животным варят бульон. Взяли шефство и над детьми – их снабжают питанием, памперсами, игрушками, одеждой. А одна ленинск-кузнечанка даже дала напрокат морозильную камеру.
«Ну а как же мишки? – удивляюсь я. – Им же мясо нужно!». Лилия смеётся. «Это дикие мишки нуждаются в мясе, — говорит она. – А нашим его давать нельзя. Они едят кашу с сахаром, хлеб с молоком, рыбу, яйца, все овощи и фрукты, кроме бананов. Очень любят сгущёнку…».
«Столько неравнодушных людей у вас оказалось, мы им всем-всем так благодарны!» — с огромной признательностью говорят мне цирковые. Кстати, в нашем городе они уже были лет пять назад, и ещё тогда убедились в том, что здесь живут замечательные люди. А один из местных парней тогда даже уехал с ними и года три колесил по стране.
Меж тем, я, чем дольше нахожусь в этом замкнутом пространстве, тем больше замечаю вокруг и понимаю, как трудно устроить свой быт в таких «военно-полевых» условиях. Вот, например, бельевая сушилка, на которой висят вещи малыша. Чуть поодаль – «грядки» зелёного лука в ящиках для рассады. За ними – место для мытья рук и стиральная машина-полуавтомат, после стирки из которой вёдрами выносят воду…. «Как хорошо, что в этом году к нам необычайно рано пришло лето», — замечаю я, и мои знакомые соглашаются со мной. Все они – удивительно открытые и позитивные люди. Оказавшись в своего рода ловушке, они не потеряли ни оптимизма, ни своего творческого начала. Да, собственно, им и некогда скучать даже в этом  ограниченном, замкнутом пространстве. День проходит в обычных хлопотах, заботах и репетициях. Вот, например, неподалёку от нас за столиком что-то мастерит Алексей Ворланд. Вместе со своей женой Юлией они работают в жанре трансформации и с хлыстами. А в свободное время оба шьют: Алексей — замечательные изделия из кожи, Юлия – концертные костюмы.
Ежедневные репетиции (за исключением понедельника) – это, как говорится, святое. И люди, и животные должны постоянно сохранять свою артистическую форму. Правда, как замечает ассистент дрессировщика Александр Смолянец, когда четвероногие артисты выходят на манеж и отрабатывают свой номер, по их поведению видно: они не понимают, почему вокруг пусто и им никто не хлопает. Во время представлений Александр ассистирует жене, которая работает с собаками, и дрессировщику медведей —  двоюродному брату Игорю, вместе с которым они представляют цирковую династию. Её основателем стал их дядя – Виталий Смолянец, прославившийся не только уникальными трюками со львами. Несколько лет назад во время страшного ДТП он спас жизнь пострадавшему, но лишился обеих ног, будучи сбитым пролетевшей мимо фурой. Сегодня заслуженный артист России Виталий Смолянец – единственный в мире деятель цирка, выступающий на арене без обеих ног.
…О том, что цирковые – люди особенные, известно, пожалуй, всем. Но только пообщавшись с ними лично, приоткрыв дверь в неизвестный нам мир закулисья, ты начинаешь понимать, что вся их жизнь зачастую бывает сродни подвигу. Они – настоящие фанаты однажды избранного дела, и им по силам всё, кроме обстоятельств неодолимой силы. Именно таким и стала пандемия коронавируса. А потому, прощаясь с моими новыми знакомыми, я желаю им одного: пусть как можно скорее закончится карантин!

Наталья АРТЁМКИНА. Фото автора.

admin
mail@ria-leninsk.ru