Увидеть бескрайнее синее море и настоящий военный корабль — об этом, пожалуй, мечтало большинство мальчишек Советского Союза. И маленький ленинск-кузнечанин Юра Коробков, который почти всё своё детство провёл на берегу реки Иня, был одним из них. 

От берегов Ини до острова Русский

О том, что раньше Инюшка была настоящей полноводной рекой, старожилы нашего города знают не понаслышке. В те, теперь уже далёкие годы, курсировали по ней лодки и даже небольшие одноместные катерки. Водилась в реке и кое-какая живность: наивкуснейшие раки, крупные и юркие щуки, налимы. А уж о такой мелочи как окуни, караси да плотва и говорить не стоит.

С утра до ночи, как и большинство его сверстников, пропадал на реке и маленький Юра. Вместе с друзьями исследовал он близлежащие берега Ини, ловил раков и рыбу. Особенно ему фартило тогда, когда какой-нибудь рыбак брал его на борт своей лодки. «Затянула, наверное, меня речная романтика, — улыбаясь, вспоминает о своём детстве Юрий Александрович. – Стал о большем мечтать. Захотелось мне, простому мальчишке из шахтёрского городка, увидеть настоящее море».

Кто же мог знать, что спустя годы мечта Юрия Коробкова воплотится в жизнь, и он не просто увидит море, а станет его частичкой — матросом корабля ВТР-88, который обеспечивал продуктами питания, оборудованием и снаряжением советские атомные подводные лодки.

Не только с ностальгией сегодня Юрий Александрович вспоминает о том, как в 1990 году он попал в морфлот. Нотки грусти звучат в его голосе: «24 мая меня вместе с другими призывниками доставили на Кемеровский призывной пункт. Потом, помню, ехали в поезде до Новосибирска, а затем несколько часов летели на самолёте до Приморского края». Откуда позже его и нескольких новобранцев из призывного пункта города Владивостока направили на учёбу в радиотехническую школу на остров Русский.

За те полгода, что Юра Коробков  учился на штурмана-радиометриста, успел он хлебнуть лиха сполна. Высокий, статный Юра за время учебы похудел так, что стал весить (и это при росте 1 м 89 см) 67 килограммов. Сейчас об этом сложном, переходном для армии и него самого времени Юрий старается не вспоминать: наверное, оттого, что дальнейшая служба сложилась так, что, отслужив положенные три года, остался он на сверхсрочную.

Семь футов под килем

Есть в Японском море потрясающе живописное место — залив Петра Великого. Его изрезанные многочисленными бухтами берега тянутся от мыса Поворотный на востоке и до устья реки Туманной – на западе. Именно в этом заливе и находился военный транспортный порт, куда после учебки направили служить нашего героя.

«Славное это было время, — говорит бывший моряк. – Экипаж у нас был хоть и небольшой, 17 человек всего, но очень дружный». Юру определили в команду, которая готовила матросов к борьбе за живучесть судна. Кстати, «вкус» своего посвящения в моряки Юрий Александрович помнит и по сей день: наверное, оттого, что пришлось ему до последней капли выпить из полного до краёв  плафона соленой морской воды. «Неприятная вещь, скажу я вам. После третьего глотка понимаешь, что пить её невозможно, она просто не лезет, — вспоминает мой собеседник. – Но нарушать традицию я не стал, пришлось осушить трехсотграммовую чашу до дна».

А ещё любит Юрий Александрович вспоминать о том, какие деликатесы ему посчастливилось отведать во время службы. «Пробовал гребешки, морских креветок, крабов, кукумарию (морской огурец), осьминогов, — говорит он. – Я ведь рос вдали от моря, поэтому все это тогда для меня было в диковинку». Помнит Юрий и то, что камбала, которую он ловил вместе с сослуживцами, была невероятно вкусной.

Рассказал Юрий Коробков и о своём первом погружении, которое совпало с его днём рождения. И как адаптировался он к морской качке, по сравнению с которой посвящение в моряки казалось детской забавой. «Первое время привыкнуть к тому, что тебя вращает будто на качелях, причём одновременно вверх, вниз и справа налево — довольно сложно. Особенно если попадешь в шторм, — говорит он. – Но потом ничего, обвыкся и не стал обращать на это никакого внимания».

Встречал на своём пути он и тяжёлые авианесущие крейсеры «Минск» и «Новороссийск». Огромные, мощные исполины навсегда оставили свой след в памяти Юрия Александровича. «Невероятно большими показались они мне тогда, — рассказывает он. – Каждый из этих крейсеров был длиной от бака до юта (от начала до конца корабля. – Прим. автора)  почти триста метров. Представляете, какие это были гиганты!».

 Десять кило макарон

Не одно десятилетие минуло с тех самых пор, как Юрий Александрович Коробков сошёл с корабля на берег. Сегодня он трудится педагогом дополнительного образования в школе №19. И каждый год в последнее воскресенье июля, отложив насущные дела в сторону, надев тельняшку, он идёт в парк Горького, чтобы встретиться с товарищами по морфлоту. «Если бы вы знали, какие «крабы» выползают в этот день на берег. И какие истории они рассказывают о своей службе! — говорит мой собеседник. — Было время, когда отметить День ВМФ вместе с нами приходил уникальный (с большой буквы!) человек, который по Ладоге по «Дороге жизни» возил продукты жителям блокадного Ленинграда».

Вот и в этом году планируют моряки снова собраться вместе. И опять по уже сложившейся  традиции Юрий Коробков  обязательно приготовит целое ведро макарон по-флотски. Сидя за столом, вспомнят товарищи, как ходили они по морям и океанам, как боролись со стихией и как Петр Великий основал российский флот.

Позже, вечером, вернувшись домой, Юрий Александрович по привычке позвонит сначала в Канск, а потом и в Славянск-на-Кубани, чтобы поздравить с праздником — Днём ВМФ — своих товарищей по службе Андрея Горбунова и Игоря Вороненкова. А ещё в этот день  Юрий Александрович поздравит своего младшего брата Евгения, который пошёл по его стопам — честно и добросовестно служил три года на корабле во Владивостоке.

Марина Левкович.

Фото автора.

 

admin
mail@ria-leninsk.ru