Режиссёр Кузбассов

Сегодня в нашем календаре Международный день театра, который отмечается вслед за Днём работника культуры России. Две даты – прекрасный повод вспомнить и рассказать о вехах развития театрального искусства, которое и к нашему шахтёрскому городу, оказывается, всегда имело прямое отношение.
«1929 год. В клубе Мартовского восстания объектив фотографа запечатлел группу активных участников драматического кружка. Почти все они работали на шахтах, а после смены, наскоро умывшись и переодевшись, спешили в клуб на репетиции.
Ещё в начале 20-х 17-летний парень Михаил Деньгин, увидев объявление, записался в драмкружок. За ним пришли другие. Кружок окреп, стал единой творческой семьёй, которая готовила пьесы, выступала с концертами. Девчата покупали, кроили и шили костюмы на собственную зарплату. О денежных сборах с концертов они и не помышляли.
В 1930 году клуб Мартовского восстания сгорел, и кружковцы переселились в только что отстроенный Центральный Дворец культуры угольщиков. Здесь их возглавил режиссёр Дребезгов, и выступления продолжились. Вот как вспоминают об этом бывшие кружковцы.
— Мы всегда были вместе, — говорит Михаил Михайлович Деньгин. – Часто на лошадях выезжали в окрестные сёла: Сапогово, Мохово, Драчёнино. Сами сочиняли частушки, песни, писали ноты. Гитара, балалайка, гармонь – вот и все инструменты. По нескольку концертов давали за вечер, а днём ремонтировали сельхозтехнику, работали на полях.
— Мы были и во многих городах, — добавляет Екатерина Гавриловна Тарасова. – Ездили в Новокузнецк, Прокопьевск, Кемерово, где выступали в театрах и клубах, на стройках и предприятиях. Из спектаклей, поставленных нами, запомнились «Разлом», «Бесприданница», «Чапаев», «Железный поток».
Синеблузники, как называли тогда активистов агитбригад, постоянно бывали на предприятиях города. Узнавали, кто плохо работает, пьянствует, дебоширит, прогуливает, чтобы высмеять их в очередном сатирическом водевиле «Удочка». Попасться на такую «удочку» второй раз никто не решался.
Ежедневные репетиции и выступления оттачивали мастерство участников кружка. И многих способных актёров потом направляли в театральные училища.
— Был у нас хороший парень по фамилии Синепупов, — вспоминает М.М. Деньгин. – Его отправили в Ленинград. Через несколько лет он приехал к нам уже режиссёром, и стал руководить коллективом, в котором вырос. Фамилию, которая была предметом острот, он сменил. И помним мы его как режиссёра Кузбассова.
Около 15 лет работал драматический кружок, а в 1936 году была создана театральная студия, которой заведовал режиссёр Гущин. Многих кружковцев забрали туда как профессиональных артистов. Потом началась война, и разбросала всех по стране. После войны наступил новый этап театральной жизни города. Но это уже совсем другая история.
А. АНИСКИН.

В рубрике: Люди

Другие новости:

Целая жизнь в одной профессии Целая жизнь в одной профессии
Большой юбилей солдата Победы Большой юбилей солдата Победы
Открыли новый завод Открыли новый завод
Мы помним… Мы помним…
При использовании материалов ссылка на сайт Городская газета обязательна.
© Городская газета. Все права защищены.