Как на иголках, или Один день из жизни дежурного железнодорожного переезда

Почти каждый из нас хоть раз в своей жизни оказывался перед закрытым шлагбаумом железнодорожного переезда. Для нашего города — это стандартная ситуация, поэтому и я в нее не раз попадала. В такие минуты меня возмущает поведение многих водителей. Они нервничают, ругаются на женщин в оранжевых жилетах. Но разве они в чем-то виноваты? Ответ на этот вопрос мы решили узнать у дежурного железнодорожного переезда.

Odin den' iz zhizni dezhurnogo zheleznodorozhnogo pereezdaПереезд № 276, перегон Егозово — Красноярск, что расположен на выезде из Ленинска-Кузнецкого в сторону Новосибирска, встретил меня опущенным шлагбаумом и проезжающим мимо поездом. На ступеньках стояла дежурная Ольга Геннадьевна Иванова и следила за щитком с кнопочками. Подождав, когда переезд откроется, я подошла к ней. Она была одета в железнодорожную форму, оранжевый жилет. На ее глазах были пластмассовые очки.

— Очки защищают от ветра? — поинтересовалась я.

— С одной стороны, от сильных порывов ветра, которые мешают смотреть, — ответила Ольга. — С другой, от пыли и камней, которые могут отлететь от железнодорожного полотна.

— А что это за щитки? — продолжаю я свой допрос.

— Наш переезд — автоматический. У нас есть специальный щит управления, — рассказывает Ольга, показывая на железный ящичек. — Допустим, приближается поезд. Когда он заходит на блок-участок, то у нас загораются лампочки. И мы уже по этим лампочками видим, какой идет поезд: четный или нечетный. В этот момент автоматически срабатывает сигнал и начинает опускаться шлагбаум, а барьеры поднимаются.

Пока мы шли по территории переезда, Ольга рассказала, что дежурный железнодорожного переезда отвечает за безопасность дорожного движения: смотрят за тем, чтобы водители не нарушали правила, чтобы их автомобили находились на правильном расстоянии от ограждения. Помимо всего этого, они следят за пропуском подвижного состава, выявляют все неисправности в нем. При обнаружении проблем сразу же сообщают машинисту, который останавливает поезд. Его помощник осматривает вагоны, находит неисправность и, по возможности, устраняет ее.

— Как вы видите все эти неисправности? — сразу же возникает у меня вопрос.

— Все очень легко, — отвечает она. — Например, у нас есть специальные планки нижней габаритности. Если, допустим, есть какое-то волочение в подвижном составе, то эта планка будет сбита.

Закончив рассказывать мне о неисправностях, Ольга Геннадьевна достала две метлы. Одну из них протянула мне. Я молча взяла ее и ждала, что же будет дальше.

— Хочешь по-настоящему прочувствовать мою профессию, присоединяйся, — сказала Ольга и начала подметать территорию.

Оказывается, в обязанности дежурного еще входит содержание переезда в порядке и чистоте. У каждого сотрудника есть своя территория, за которую он отвечает — 50 метров в каждую сторону по путям и вдоль проезжей части. Летом они белят, красят, моют шлагбаумы, прометают желоба, зимой убирают снег. Круглый год следят за  порядком в здание переездного поста.

Для того чтобы убрать скопившуюся грязь с рельсов и ограждений, Ольге пришлось ненадолго закрыть переезд. Движение остановилось меньше чем на две минуты, но и за это время нервные водители успели высказать недовольства. Один из них крикнул: «Чисти, когда идет поезд!». Водители не понимают, что она не может этого сделать. Во-первых, в это время она должна осматривать подвижной состав. Во-вторых, находиться рядом с проходящим поездом опасно для жизни.

По словам Ольги, у нас много водителей, которые либо из-за своей невнимательности, либо специально проезжают под опускающийся шлагбаум. Бывают случаи, когда машины глохнут прямо на настиле. На щитке есть специальные, пломбированные аварийные кнопки включения заграждения. Если дежурная срывает пломбы с кнопки, то в 50 метрах от настила срабатывают установленные для машиниста светофоры. Дальше по радио сообщается информация: «Внимание! Внимание! Внимание! Машинисты четных и нечетных поездов, на 276-м переезде препятствие. Примите меры к остановки».

Ольги Геннадьевне ни раз приходилось попадать в такие экстремальные ситуации.

— Было семь часов утра, — рассказывает мне Ольга, пока мы ждали очередной поезд. — Со станции Егозово отправлялся рабочий электропоезд. Он имеет право на переезде сделать посадку рабочих. Я через дежурную по вокзалу заказала  остановку для путейцев. В это время со стороны Новосибирска с горы ехала груженая фура. Погода была плохая, гололед. У машины отказали тормоза. Ее несло прямо на переезд. Водителю некуда было деваться — перед ним колонна автомобилей. Два варианта: либо в здание переезда, либо на встречную полосу. Он выбрал встречную, но за шлагбаумом тоже стояли машины. Он их объехал и выехал на другую полосу, при этом сшиб все барьеры. Хорошо, что я вовремя успела остановить электропоезд. Никто не пострадал, включая водителя, движение в тот день было полностью перекрыто.

Когда с уборкой территории было покончено, мы отправились мерить специальным градусником температуру рельсов. Такие замеры делают каждый час. Потом вся информация заносится в специальный журнал.

— А ночью не страшно мерить температуру, — спрашиваю я.

— Страшно. Не дай бог что случиться, у нас даже нет экстренной кнопки. Нам приходиться либо с сотового телефона вызывать полицию, либо через дежурного по станции. И пока они приедут, может случиться что угодно. Да, у нас есть решетка, которую мы закрываем, но не нужно большого труда чтобы через нее перелезть. Зимой, когда всю ночь идет снег, приходится постоянно быть на улице. Работаешь, а сама оглядываешься по сторонам.

Как мне рассказали, в прошлом году пьяный мужчина в одних трусах ломился ночью в здание переезда со словами: «Катя, открывай! Я есть хочу! Давай с тобой картошку пожарим, или хоть чай попьем». В ту ночь дежурной было Елена Терехова. Ей пришлось вызывать полицию, потому что он не только ломился, но и садился прямо на рельсы. Если бы в этот момент пошел поезд, произошла бы трагедия. Только сотрудникам ППС удалось его успокоить. И таких случаев немало. Переезд находится на большом расстоянии от города, место пустынное. С ближайших населенных пунктов приходят люди в алкогольном или наркотическом опьянении. Одни из таких ночных гостей после того, как их дежурный не пустил, разбили камнем окно.

Закончив измерять температуру, Ольга Геннадьевна пошла встречать поезд, а я отправилась домой. Проведя день на переезде невольно задумываешься о невоспитанности нашего населения. Человек и днем и ночью выполняет свой профессиональный долг, а ему за это мало кто говорит спасибо. Вот и получается, что кто-то весь день проводит «на иголках», обеспечивая безопасность на переезде, а кто-то рискует жизнью, проезжая на запрещающий сигнал железнодорожного светофора.

Виктория СПИЦЫНА.

В рубрике: Один день из жизни

Другие новости:

Здравствуй, Дедушка Мороз! Здравствуй, Дедушка Мороз!
Время есть: жаркое с грибами в горшочках Время есть: жаркое с грибами в горшочках
Дед Мороз поздравил молодых футболистов Дед Мороз поздравил молодых футболистов
Молодые, деловые, энергичные Молодые, деловые, энергичные
При использовании материалов ссылка на сайт Городская газета обязательна.
© Городская газета. Все права защищены.