С представителями этой профессии знаком почти каждый автолюбитель.  И мы привыкли, что  к дорожной полиции они относятся несколько настороженно. Но сегодня я посмотрю на эту ситуацию с противоположной стороны — глазами инспекторов ДПС.

Смена сотрудников ГИБДД начинается в 6.20 утра с выдачи табельного оружия. Большинству инспекторов за свою многолетнюю службу ни разу не приходится им пользоваться. Однако полицейские могут столкнуться с криминальными элементами, на этот случай они должны быть вооружены чем-то посерьезнее жезла.

IMG_1925

Перед выходом на дорогу — обязательный инструктаж личного состава, который начинается в 6.45. На нем инспекторы узнают оперативную обстановку, информацию об аварийности на дорогах, получают ориентировки на угнанные машины и людей в розыске. После этого все экипажи отправляются на свои места несения службы.

На территории обслуживания городского ГИБДД есть три аварийно-опасных маршрута: г. Полысаево и проспекты Ленина и Кирова в г. Ленинске-Кузнецком. По одному из них отправился экипаж №837, в состав которого вошли Виктор   Котенко, командир взвода ДПС, капитан полиции; Василий   Дьяконов, инспектор ДПС, лейтенант полиции, и я, корреспондент «Городской газеты». Конечно, выполнять работу настоящего сотрудника ДПС мне никто не позволил, форму и оружие не выдали. Из экипировки  -только светоотражающая жилетка, фотоаппарат и ежедневник с ручкой.

Пока мы ехали на место нашей дислокации, я немного узнала о своих спутниках. Василий на службе всего три года, а Виктор уже 13 лет. Несмотря на недоброжелательное отношение водителей, полицейские не разочаровались за это время в своей профессии. На мой вопрос о целях и задачах несения службы мои собеседники ответили коротко, по-военному и почти в один голос: «Основной нашей задачей является выявление транспортных средств, находящихся в угоне, розыске, а также контроль за скоростным режимом на вверенном участке». Также особое внимание инспекторы уделяют техническому состоянию автомобилей, нарушению правил проезда перекрестков и пешеходных переходов.

— Наше присутствие на дорогах не позволяет водителям расслабляться, — говорит Виктор Леонидович. — Останавливая автомобили, мы не ставим цели запугать или наказать, мы просто хотим предупредить трагедию.

Действительно, при виде инспекторов ДПС большинство водителей, например, начинают останавливаться и пропускать людей на пешеходном переходе, ехать с допустимой скоростью, у них не появляется желание «подрезать» другого участника дорожного движения. Вот и сейчас, когда наш экипаж остановился на парковке у магазина «Старт», автолюбители послушно начали останавливаться перед пешеходным переходом возле нас.

В отличие от водителей, пешеходы зачастую не обращают внимание на сотрудников Госавтоинспекции. Вот и сейчас прямо на наших глазах одна пожилая женщина перешла дорогу в неположенном месте.

— Зачем же вы нарушаете7 — спросил у нее Виктор Котенко.

— Старая я уже, тяжело мне ходить, а тут до дома недалеко.

— А о своей безопасности вы совсем не думаете?

На тот вопрос капитана полиции бабушка ничего не ответила, только что-то прошептала о том, что у сотрудников ГИБДД нет совести, раз они штрафуют пожилых людей.

— На наши замечания, — позже рассказал Виктор, — пешеходы реагируют по-разному: кто с улыбкой, кто с агрессией, а кто делает вид, что вообще ни к нему обращаются.

Пока мы общались, внимание лейтенанта Василия Дьяконова привлек один из проезжающих автомобилей, водитель которого заметно нервничал. Только после того, как инспектор проверил документы, которые, к слову, оказались в порядке, парень успокоился и даже согласился со мной поговорить.

— Ничего не могу с собой поделать, — признался водитель Илья, — когда вижу сотрудников ГИБДД. Даже когда не нарушаю, начинаю нервничать и переживать. Раньше часто нарушал: то скорость превышу, то свет забуду включить. Что вы хотите, молодой был, горячий. А сейчас вот повзрослел и поумнел.

Пожелав удачной дороги, Илью отпустили. Вообще, инспекторы ДПС имеют право не только останавливать автомобилистов из-за каких-либо нарушений, но и для того, чтобы досмотреть автомобиль.

— Мы останавливаем подозрительные автомобили, — поясняет Василий, в которых могут перевозить запрещенные грузы, краденые вещи. Иногда такие машины проходят по розыскным ориентировкам. Большое внимание уделяется и выявлению водителей, управляющих транспортными средствами в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Таких водителей, признаются полицейские, на дорогах нашего города, к сожалению, много. Их количество увеличивается в праздники и выходные, но и в будние дни какой-нибудь автолюбитель может устроить себе праздник. По большей степени, такие водители попадаются на каких-нибудь мелких нарушениях, но не всегда.

— Очень часто выявить пьяного водителя помогает, как его называют в народе, шестое чувство. Мы просто знаем, что именно этот автомобиль нужно остановить.

Мне тоже представилась возможность проверить свое чутье. Я выбрала несколько автомобилей из общего потока, водителей которых инспекторы попросили остановиться, но все они оказались трезвыми, и с документами у них было все в порядке.

— Не расстраивайтесь, — сказали мне полицейские, — это приходит с опытом.

Бывают случаи, когда водители игнорируют требования сотрудников полиции остановиться. Тогда начинается преследование. Во время моего патрулирования такого не было, но инспекторы рассказали мне о ситуации, которую помнит весь отдел.

— Три экипажа преследовали автомобиль, который не остановился по требованию инспектора. Мы смогли его задержать только за селом Панфилово, на границе с Крапивинским районом. Водитель очень агрессивно вел себя на трассе, и нам пришлось действовать аккуратно, ведь мы еще и заботились о безопасности других участников движения. Так что, для многих погони за преступниками — это кадры из боевиков, но для нас это всего лишь будни, — с улыбкой заметил Виктор.

Если вопрос с нетрезвыми водителями в нашем городе еще стоит ребром, то вот ситуация с водителями скутеров и мопедов в последнее время улучшилась. На это повлияло несколько факторов: введение водительских удостоверений категории «М», повышение штрафов (от 5 до 15 тысяч рублей) и задержание транспортного средства, но многие все же продолжают надеяться на русское «авось».

— Для водителей скутеров предусмотрены и отдельные правила ПДД, — сказал Виктор, — о которых многие почему-то забывают. Например, нельзя поворачивать налево на дороге, где больше двух полос, перевозить пассажиров, если конструкция данного транспорта не предназначена для этого.

Проработав еще несколько часов на этом месте, инспекторы отправились дальше по своему маршруту, а я пошла в редакцию. За время патрулирования я в очередной раз убедилась, какая же это неблагодарная работа — быть сотрудником ГИБДД. Автомобилисты не любят пешеходов, пешеходы считают, что им все должны, а велосипедисты и мотоциклисты чаще всего двигаются по каким-то своим правилам. И найти золотую середину, понять, кто был прав, а кто виноват, порой бывает очень сложно, но для некоторых во всем всегда остаются виноваты сотрудники ДПС. Хотелось бы пожелать им в их профессиональный праздник, чтобы такое мнение об их работе исчезло, а каждый, кто садится за руль, думал в первую очередь о безопасности, а не о своих желаниях.

Виктория СПИЦЫНА.

Фото автора.

admin
mail@ria-leninsk.ru