Один день из жизни врача

Состояние хронического стресса – привычная вещь для всех нас

Наша жизнь полна противоречий, и от любви до ненависти, как известно, есть всего один маленький шаг. Сегодня мы восхваляем кого-то, а уже завтра можем высыпать на этого же человека вагон и маленькую тележку критики. Одними из самых подходящих под данное описание персон являются врачи.   Но кто из нас хоть раз задумывался о том, через что приходится проходить любому доктору за день? Нам посчастливилось наблюдать за этим воочию. Это один день из жизни врача-кардиолога.

Героем нашего рассказа стала Татьяна Александровна Попова, доктор отделения неотложной кардиологии ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров». Она работает там с 2005 года. За это время у нее накопилось много благодарных пациентов, Татьяна заработала признание коллег и хорошую репутацию в целом.

kardiolog1

Еще недавно в клинике было две кардиологии, но было решено объединить их: стало слишком много «тяжелых» пациентов. Нетрудно сделать вывод, что нагрузка на врача-кардиолога постоянно увеличивается, ведь с каждым годом отмечается рост зарегистрированных случаев заболеваний сердечно-сосудистой системы, особенно у пациентов с ишемической болезнью сердца и гипертонией.

24 августа. Утро. Рабочий день Татьяны Александровны начинается ровно в 8:00 и ни минутой позже. К этому времени она уже должна сидеть в полной «боевой» готовности в ординаторской. Вот-вот придет заведующая отделением Ольга Петровна Хайрединова, чтобы провести очередную пятиминутку – обязательный атрибут любого утра. На ней обсуждаются события, произошедшие за ночь.

Наконец все в сборе. Ночью одну пациентку перевели из общей палаты в палату интенсивной терапии  из-за слишком низкого уровня сахара в крови. Еще одну увезли в реанимацию: произошел повторный инфаркт, осложненный кардиогенным шоком. Подобные события не редкость здесь, все-таки больное сердце – это не шутки. В 8:30 в отделении будет завтрак, до этого момента нужно успеть сделать первый за день обход.

Я вместе с Татьяной Александровной отправляюсь к ее подопечным. Всего в месяц лечение здесь проходят порядка 150 человек. Сейчас у нее под наблюдением — 11.  Наиболее «тяжелая» группа пациентов отделения — это те, которым требуется экстренная госпитализация. Как правило, это больные с различными формами ишемической болезни сердца. Первыми в списке посещения стоят люди, которые находятся в палатах интенсивной терапии. Сюда попадают самые неотложные пациенты.

В отделении — два поста, при каждом – две «интенсивки». Попав внутрь, обращаю внимание на внутреннюю обстановку: повсюду мониторы, отслеживающие динамику больного, специальные устройства, подведен кислород.

kardiolog2

Пожилой мужчина Валерий С. заверяет доктора, что идет на поправку. Ему уже разрешают присаживаться в кровати. Это имеет куда большее значение, чем кажется на первый взгляд: первые дни у всех, кто лечится в «ПИТе» (Палата интенсивной терапии. – Прим. автора), сохраняется строгий постельный режим.

На очереди — общие палаты. Доктор интересуется самочувствием каждого пациента, измеряет давление, дает рекомендации и рассказывает, какие процедуры его ожидают сегодня.

Пока Татьяна занята осмотром, «постояльцы», узнав, что я журналист, просят опубликовать в адрес Татьяны Александровны слова благодарности.

Она у нас очень хорошая, внимательная, — начала Галина А., — Всегда расскажет, зачем и почему. Для нас это очень важно, мы ведь ничего не понимаем в медицине. Мечтаем о том, что она свою клинику откроет, мы бы сами были постоянными пациентами и знакомых приводили. И ничего не жалко на такого доктора.

Одной пациентке этих апартаментов повезло: завтра ее выписывают. Состояние стабилизировалось, динамика положительная. Женщина не скрывает улыбку на лице. Остальным с выпиской придется повременить.

На этом первый обход завершен. Мы отправляемся в ординаторскую. Сейчас доктора Попову ждет немного рутинной работы. Нужно заняться документацией (в историях болезни отразить динамику состояния каждого пациента), сделать назначения.

Занимаю место строго напротив. На вопрос о том, почему выбрала специализацию кардиолога, говорит, что всегда хотела работать с экстренными больными. А здесь и обычных хватает, и неотложных – можно прочувствовать абсолютно все состояния.

Она достает из кармана мобильный телефон и показывает мне:

— Это не мой личный, такие есть у каждого дежурного врача в больнице. Они нужны для того, чтобы в случае чего до нас быстро дозвонился «приемник» (Приемное отделение. – Прим. автора).

Не прошло и 10 минут, как телефон зазвонил. Тот самый «приемник» просит спуститься: на «скорой» привезли дедушку, подозрение на инсульт.

Мы отправляемся к лифту и уже через несколько мгновений оказываемся рядом с поступившим.

Состояние его тяжелое, он ничего не помнит и, как следствие, не может рассказать, что с ним произошло.

kardiolog3

Татьяна проводит опрос и первичный осмотр, после чего дает указание отправить поступившего на обследования для уточнения диагноза и определения дальнейшей тактики лечения. Дело это не быстрое — всего мы провели здесь около часа.

Сразу за этим последовал общий обход всех палат. Общий – это все доктора вместе с заведующей.

Признаюсь, за этим было очень интересно наблюдать. Лечащий врач докладывает Ольге Петровне, с чем и когда поступил человек, его текущее состояние и рекомендации по лечению. Затем она сама беседует с каждым, спрашивает о самочувствии, жалобах и прочем.

Весь этот процесс занимает еще час.

Вернувшись на свое рабочее место, наша героиня смотрит на часы. Время 12:08. Пока есть свободная минутка, нужно перекусить. К слову, обеденного перерыва у врача-кардиолога нет вообще. Это слишком непозволительная роскошь, когда лечишь людей с больным сердцем.

Сегодня на все (а это дойти до столовой, там покушать и вернуться обратно) она потратила 20 минут.

Не успела Татьяна расположиться в своем кресле, как снова – звонок из приемного: нужна консультация.

Спускаемся. На каталке ждет Сергей Д. Его тоже привезли на неотложке. У мужчины произошел гипертонический криз. На этот раз все не так страшно, состояние не критичное.

Когда мы уже подходили к ординаторской, нас остановила дочь одного из пациентов Татьяны Александровны. Та в свою очередь рассказала, как проходит лечение, и дала рекомендации по дальнейшему уходу за пожилым мужчиной.

Время летело быстро — уже 14:00. Мы все-таки располагаемся в кабинете докторов. Надо доделать «бумажную» работу.

Стараюсь ненавязчиво узнать побольше о ее работе.

— Часто бывают летальные исходы?

— От этого здесь никто не застрахован. Многих спасаем неоднократно. Состояние хронического стресса – привычная вещь для всех нас. А иногда пациенты не выполняют рекомендаций лечащего врача и снова попадают к нам в отделение, едва успев выписаться. Пример: три дня назад одну бабушку подлечили и отправили домой, а уже вчера – повторная госпитализация.

— Попадаются агрессивные больные?

— И такое не редкость. Но дело тут не в их озлобленности, они просто не понимают, что делают. Из-за того, что сердце плохо работает, в мозг поступает мало кислорода, у некоторых от этого даже галлюцинации бывают. Меня больше пугает то, что количество «постояльцев» кардиологии растет как на дрожжах. Люди стали хуже следить за своим здоровьем, чаще встречаются инфаркты. Здесь есть много факторов, но каковы бы ни были причины, статистика пугающая.

В этот момент в кабинет заходит доктор из другого отделения, ему тоже нужна консультация кардиолога. Такие «консилиумы» бывают, когда  пациентов диагностируется сразу два заболевания.

Уделив ему некоторое время, Татьяна поднимает трубку телефона и звонит в Кемеровский кардиоцентр. Одного из пациентов надо записать на коронароангиографию.

— Пациентов, которым требуется такая процедура, здесь много, поэтому наше отделение уже много лет сотрудничает с Кемеровским кардиологическим центром. Бывает так, что, стабилизировав состояние человека, сразу отправляем его в кардиоцентр, — поделилась героиня.

Время плавно утекало, и вот уже близится к завершению очередной рабочий день. Стрелка часов встала на отметке 16:05. Перед тем, как уйти домой, Татьяне необходимо передать своих пациентов дежурному врачу, рассказать об их состоянии, на кого следует обратить особое внимание.

Весь этот процесс занял еще около получаса. Видно, что доктор немного устала. Она надевает куртку и выходит из отделения, чтобы завтра в 8:00 вновь обсудить, что произошло за ночь, и отправиться на обход.

 

Андрей ХМЕЛЕВСКИЙ.

Фото автора.

В рубрике: Один день из жизни

Другие новости:

Наш конкурс: «Свадебный альбом» Наш конкурс: «Свадебный альбом»
«С соседями нам повезло!» «С соседями нам повезло!»
Когда глаза лучатся добротой Когда глаза лучатся добротой
Ростки будущего Ростки будущего
При использовании материалов ссылка на сайт Городская газета обязательна.
© Городская газета. Все права защищены.