Хоть фильм снимай

«Я была с ним знакома всего лишь пять лет, но хорошо помню его добрый юмор, интеллигентность. Его жизнь — готовый сценарий к кинофильму о войне», — так начала свой рассказ о Прокопии Григорьевиче Пивоварове краевед Тамара Чухно.

Это был настолько яркий человек, что любая строка его биографии заслуживает внимания — она отражает судьбу поколения фронтовиков.

Прокопий Пивоваров был призван  в ряды  Красной Армии в 1938 году. В мае 1941 года  он успешно окончил Сталинградское военное училище связи и направлен служить в город Борисов на должность командира роты. Это Белоруссия, которая оказалась на острие удара фашистов 22 июня. Поэтому на фронте он с первого дня. В августе 1941-го в составе наших войск попал в окружение, откуда выйти не смогли, и с группой солдат оказались в конце октября у белорусских партизан.

С февраля 42-го по апрель 44-го Пивоваров командует партизанским отрядом № 4 бригады «Железняк», а затем назначается командиром отдельного отряда имени Суворова. Нужно обладать недюжинной волей и чутьем, иметь способности командира и подпольщика, чтобы из людей, пришедших в отряд отовсюду, создать в глухом тылу боеспособное воинское подразделение и, не зарываясь в землянках и блиндажах, наносить урон врагу.  Именно такими качествами он отличался, и орден Боевого Красного Знамени, медаль партизана Отечественной войны 1 степени – лучшее тому подтверждение.

Свои действия отряд развернул в полную силу в 1943 году, когда «рельсовая война» приняла активный характер. Совершать диверсии на железных дорогах было очень трудно. Немцы бросили на их охрану крупные воинские соединения, отозванные с фронта. Леса вдоль железных дорог вырубались. Всюду были сооружены огневые точки, снаряжались патрули полицаев, охранявших железнодорожное полотно. Взорвать поезд было легче, чем подобраться к дороге на участке Молодечно-Полоцк. Но им это удавалось.

Первую диверсию совершили ещё в августе 42-го, когда под откос был пущен вражеский  эшелон с танками и живой силой. После этого немцы больше суток восстанавливали путь.  Затем дерзкие операции следовали одна за другой. И, если через их район проскакивал поезд, народные мстители стыдились смотреть друг другу в глаза. Проводились и другие боевые операции. В июне 1943-го была поставлена задача — уничтожить карательный отряд немцев, который следовал из одной деревни в другую, вешая и расстреливая граждан.

Дым пожарищ стоял тогда над Белоруссией. В колонне карателей было около ста машин.  Подрывная группа отряда заминировала дорогу по пути следования врага. И вот прогремел взрыв. Первая машина, вторая – взрывы один за другим. Так народные мстители выполняли приказ, и каратели были разбиты.

В марте 1944-го Пивоваров был ранен, контужен, эвакуирован в госпиталь на Большую землю. А в сентябре его уволили по состоянию здоровья из рядов Советской Армии.

Вернулся в Кузбасс. Был на партийной работе, не раз избирался депутатом горсовета, последнее место работы Прокопия Григорьевича — Ленинск-Кузнецкий хлебокомбинат. Именно при его руководстве на предприятии появились новые цеха и оборудование. Он умел работать с людьми, находить деловой контакт со всеми, независимо от должности. Ему было присуще высокое чувство товарищества, идущее со времён войны.

Этим он мне и запомнился: фронтовик, руководитель, один из славных защитников Родины и её достойных тружеников.

В рубрике: Лента новостей

Другие новости:

Люди в белых «скафандрах», низко вам поклониться хотим! Люди в белых «скафандрах», низко вам поклониться хотим!
Не просто помогает… Быть может, жизнь спасает Не просто помогает… Быть может, жизнь спасает
Их подвиг во имя жизни нам не забыть вовек! Их подвиг во имя жизни нам не забыть вовек!
Анатолий Усенков: «Как вижу машины из 42 региона, так сердце сразу замирает!» Анатолий Усенков: «Как вижу машины из 42 региона, так сердце сразу замирает!»
При использовании материалов ссылка на сайт Городская газета обязательна.
© Городская газета. Все права защищены.