Учитель, который вдохновляет своих учеников

«Учитель». У каждого человека это слово вызывает совершенно различные эмоции. Для кого-то это радостный трепет в душе и счастливая улыбка, для кого-то неприятные воспоминания, запрятанные с окончания школы где-то в дальнем углу памяти. Во многом от педагога зависит, полюбят ли его предмет ученики, будут ли с радостью входить в класс. Учителю английского языка гимназии №18 Ирине Кирсановой каким-то непостижимым образом это удается.

Сегодня Ирина Николаевна является уважаемым педагогом, чутким классным руководителем и председателем профсоюзного комитета. Многие ее ученики признаются, что порой даже думают по-английски. А ведь сложись судьба немного иначе, быть бы Ирине Кирсановой историком, ведь именно об этой профессии она мечтала в школе.

Выросла будущий знаток английского в селе Шабаново. Небольшой сельской школе с учителями иностранного языка не везло: не успеют ребята привыкнуть к одному педагогу, как его уже сменяет другой. Понятно, что в такой обстановке сложно овладевать чужим языком. «В нашем классе главной забавой был срыв урока, — вспоминает педагог, — поэтому к окончанию средней школы я даже читать нормально на английском не могла, не то что понимать иностранную речь». Зато с историей все складывалось намного лучше: учитель-историк была харизматичной личностью, что, видимо, и привлекало школьницу. «Я планировала поступать на исторический факультет, как вдруг узнала, что подруга намерена штурмовать факультет романо-германской филологии в КемГУ. Как раз шел целевой набор для учеников сельских школ, и я подумала: а почему бы и мне не попытать счастья? Была в этом какая-то романтика», — рассказывает Ирина Николаевна.

izobrazhenie-077

В рекордные сроки, буквально за две недели, девушка выучила наизусть устные темы, а на подготовительных курсах научилась, наконец, правильно читать. С устной беседой, конечно, возникли сложности, но тем не менее конкурс был пройден, а Ирина зачислена в университет. Свою профессиональную деятельность педагог начинала в детском саду №53, откуда потом перешла в гимназию №18, где трудится уже почти 25 лет. Нагрузка большая: в день от 6 до 10 уроков, более 40-ка — в неделю.

— Встаю в шесть утра, чтобы в восемь уже быть на рабочем месте. Обычно я работаю в две смены, так что раньше семи часов вечера не освобождаюсь. Выходной один — воскресенье.

А ведь есть еще классное руководство и председательство в профсоюзе, но такая серьезная нагрузка не пугает педагога, кажется, что ей это даже в радость.

— Дети у меня уже взрослые — живут отдельно, поэтому я могу позволить себе полностью отдаваться любимому делу. Супруг меня понимает и всецело поддерживает.

Между уроками бывают и перерывы — «окна», как называют их педагоги. В это время можно пообедать в школьной столовой, проверить тетрадки, письменные и контрольные работы. И конечно, пообщаться с коллегами. И это отнюдь не какая-то болтовня ни о чем: в таких беседах учителя планируют различные школьные мероприятия, открытые уроки, методическую работу.

Программа по английскому языку сейчас очень сложная: объем информации довольно велик. Задача учителя ее как-то скомпоновать, чтобы доступно и понятно выдать ученикам. И не просто выдать, а проконтролировать ее усвоение. Отсюда и большое количество письменных работ. Например, очень часто ученики Ирины Николаевны пишут словарные диктанты.

— Когда я впервые прихожу в новый класс, то сразу же объясняю ребятам, по какому принципу мы будет работать. Я пытаюсь донести до них, что все мои требования нацелены в первую очередь на их благо. Ни в коем случае не на мое удобство. Например, призываю детей учить диалоги осознанно, а не зубрить механически. А еще я уверена, что человеку свойственно ошибаться. Главное — уметь признавать ошибки.

Ирина Николаевна доказывает это собственным примером. Ей не зазорно признать свою неправоту: бывали случаи, когда педагог даже исправляла отметки, которые случайно занизила.

— Я не боюсь, что из-за этого пострадает мой авторитет, наоборот, дети видят, что я беспристрастна, справедлива, требовательна не только к ним, но и к себе самой.

Незаметно пролетает день, и вот звучит последний звонок. Школьники радостно спешат домой, а у Ирины Кирсановой работа продолжается. Дома она обычно проверяет тетради, контрольные, составляет планы уроков, работает с электронным журналом. И конечно, отвечает на телефонные звонки родителей и подопечных детей, ведь у педагога есть классное руководство. Сейчас ребята уже девятиклассники — пошел пятый год, как они и Ирина Кирсанова вместе. «Вместе» здесь не для красного словца: ребята и классный руководитель действительно очень дружны.

— У меня всегда одна установка: с уважением относиться к любому ребенку, потому что это мои дети. Сейчас у меня в классе 27 человек, и я всех их уважаю и люблю. Мое главное требование — никакого хамства и двуличности. Этого я ни в себе, ни в других не потерплю.

В первую очередь педагог учит ребят толерантности: ведь только принятие человека таким, какой он есть, помогает всем дружно уживаться между собой и не конфликтовать. А если конфликт все же случается, его решают совместно.

Своих детей учитель знает вдоль и поперек, в памяти ее телефона номера не только учеников и их родителей, но даже бабушек и дедушек. А если случаются какие-то экстренные ситуации, как вы думаете, к кому все они обращаются в первую очередь?

— Как-то с мужем после работы разыскивали пропавшего парнишку. После уроков он не вернулся домой вовремя. Телефон забыл дома, поэтому позвонить ему не могли.

Ирина Николаевна организовала целое детективное расследование: обзвонила всех приятелей ученика, выяснила, что он отправился после школы в спортивный зал, а потом проводил друзей и пошел домой.

— Скоро будет, — сообщила педагог радостную весть родителям. А на следующий день в очередной раз провела с детьми воспитательную беседу.

Никогда не унижать ребенка и верить в него — еще один важный постулат, которому следует Ирина Николаевна в своей работе. Она никогда не скажет ученику, даже самому слабому в учебе, что из него ничего не выйдет. Главная проблема неуспеваемости — это лень и отсутствие силы воли, считает педагог, о чем постоянно разговаривает с ребятами.

— У меня нет синдрома взрослого человека, который забыл, каким он был в детстве. Поэтому я очень хорошо понимаю чувства детей. На мой взгляд, очень важно обратить внимание ребят на их сильные и слабые стороны, чтобы они смогли работать над собой, совершенствоваться.

Классный руководитель тесно общается с детьми, поэтому обычно знает все особенности их характера и даже может подсказать другим учителям, как лучше себя вести с конкретным учеником. Например, в классе у Ирины Кирсановой учился мальчик, который в 5-6 классах носил домой сплошные тройки. Во время ответов у доски он начинал заикаться. Поговорив с мамой ребенка, педагог узнала, что в семье очень строгий отец. Учитель посоветовала коллегам давать мальчику больше времени на ответ, чтобы он успевал собраться с мыслями. «А ребенок-то способный», — заметили вскоре педагоги. Теперь это довольно уверенный в себе молодой человек и большую часть его отметок составляют четверки и пятерки.

«Вы мне были, как якорь, за который я держался, благодаря чему смог доучиться в школе», — такие слова не так давно сказал Ирине Кирсановой ее бывший ученик Женя Филиппов. Сейчас он студент 5-го курса медицинской академии, будущий педиатр, а когда-то был скромным школьником.

Таким вот своеобразным якорем для всех своих ребят Ирина Николаевна остается и по сей день: надежным, честным и справедливым педагогом. Она не повышает голос, не принуждает, а просто искренне верит в каждого ребенка и в его способности. И дети отвечают ей взаимностью.

Екатерина СЫРОПЯТОВА.

Фото из личного архива героини.

В рубрике: Один день из жизни

Другие новости:

«Осталось нанести последние штрихи» «Осталось нанести последние штрихи»
Ни дня без физзарядки! Ни дня без физзарядки!
Если кровля обветшала Если кровля обветшала
 «Пчелы, пчелы, дикие пчелы… Улетели!»  «Пчелы, пчелы, дикие пчелы… Улетели!»
При использовании материалов ссылка на сайт Городская газета обязательна.
© Городская газета. Все права защищены.