Учитель, который вдохновляет своих учеников

«Учитель». У каждого человека это слово вызывает совершенно различные эмоции. Для кого-то это радостный трепет в душе и счастливая улыбка, для кого-то неприятные воспоминания, запрятанные с окончания школы где-то в дальнем углу памяти. Во многом от педагога зависит, полюбят ли его предмет ученики, будут ли с радостью входить в класс. Учителю английского языка гимназии №18 Ирине Кирсановой каким-то непостижимым образом это удается.

Сегодня Ирина Николаевна является уважаемым педагогом, чутким классным руководителем и председателем профсоюзного комитета. Многие ее ученики признаются, что порой даже думают по-английски. А ведь сложись судьба немного иначе, быть бы Ирине Кирсановой историком, ведь именно об этой профессии она мечтала в школе.

Выросла будущий знаток английского в селе Шабаново. Небольшой сельской школе с учителями иностранного языка не везло: не успеют ребята привыкнуть к одному педагогу, как его уже сменяет другой. Понятно, что в такой обстановке сложно овладевать чужим языком. «В нашем классе главной забавой был срыв урока, — вспоминает педагог, — поэтому к окончанию средней школы я даже читать нормально на английском не могла, не то что понимать иностранную речь». Зато с историей все складывалось намного лучше: учитель-историк была харизматичной личностью, что, видимо, и привлекало школьницу. «Я планировала поступать на исторический факультет, как вдруг узнала, что подруга намерена штурмовать факультет романо-германской филологии в КемГУ. Как раз шел целевой набор для учеников сельских школ, и я подумала: а почему бы и мне не попытать счастья? Была в этом какая-то романтика», — рассказывает Ирина Николаевна.

izobrazhenie-077

В рекордные сроки, буквально за две недели, девушка выучила наизусть устные темы, а на подготовительных курсах научилась, наконец, правильно читать. С устной беседой, конечно, возникли сложности, но тем не менее конкурс был пройден, а Ирина зачислена в университет. Свою профессиональную деятельность педагог начинала в детском саду №53, откуда потом перешла в гимназию №18, где трудится уже почти 25 лет. Нагрузка большая: в день от 6 до 10 уроков, более 40-ка — в неделю.

— Встаю в шесть утра, чтобы в восемь уже быть на рабочем месте. Обычно я работаю в две смены, так что раньше семи часов вечера не освобождаюсь. Выходной один — воскресенье.

А ведь есть еще классное руководство и председательство в профсоюзе, но такая серьезная нагрузка не пугает педагога, кажется, что ей это даже в радость.

— Дети у меня уже взрослые — живут отдельно, поэтому я могу позволить себе полностью отдаваться любимому делу. Супруг меня понимает и всецело поддерживает.

Между уроками бывают и перерывы — «окна», как называют их педагоги. В это время можно пообедать в школьной столовой, проверить тетрадки, письменные и контрольные работы. И конечно, пообщаться с коллегами. И это отнюдь не какая-то болтовня ни о чем: в таких беседах учителя планируют различные школьные мероприятия, открытые уроки, методическую работу.

Программа по английскому языку сейчас очень сложная: объем информации довольно велик. Задача учителя ее как-то скомпоновать, чтобы доступно и понятно выдать ученикам. И не просто выдать, а проконтролировать ее усвоение. Отсюда и большое количество письменных работ. Например, очень часто ученики Ирины Николаевны пишут словарные диктанты.

— Когда я впервые прихожу в новый класс, то сразу же объясняю ребятам, по какому принципу мы будет работать. Я пытаюсь донести до них, что все мои требования нацелены в первую очередь на их благо. Ни в коем случае не на мое удобство. Например, призываю детей учить диалоги осознанно, а не зубрить механически. А еще я уверена, что человеку свойственно ошибаться. Главное — уметь признавать ошибки.

Ирина Николаевна доказывает это собственным примером. Ей не зазорно признать свою неправоту: бывали случаи, когда педагог даже исправляла отметки, которые случайно занизила.

— Я не боюсь, что из-за этого пострадает мой авторитет, наоборот, дети видят, что я беспристрастна, справедлива, требовательна не только к ним, но и к себе самой.

Незаметно пролетает день, и вот звучит последний звонок. Школьники радостно спешат домой, а у Ирины Кирсановой работа продолжается. Дома она обычно проверяет тетради, контрольные, составляет планы уроков, работает с электронным журналом. И конечно, отвечает на телефонные звонки родителей и подопечных детей, ведь у педагога есть классное руководство. Сейчас ребята уже девятиклассники — пошел пятый год, как они и Ирина Кирсанова вместе. «Вместе» здесь не для красного словца: ребята и классный руководитель действительно очень дружны.

— У меня всегда одна установка: с уважением относиться к любому ребенку, потому что это мои дети. Сейчас у меня в классе 27 человек, и я всех их уважаю и люблю. Мое главное требование — никакого хамства и двуличности. Этого я ни в себе, ни в других не потерплю.

В первую очередь педагог учит ребят толерантности: ведь только принятие человека таким, какой он есть, помогает всем дружно уживаться между собой и не конфликтовать. А если конфликт все же случается, его решают совместно.

Своих детей учитель знает вдоль и поперек, в памяти ее телефона номера не только учеников и их родителей, но даже бабушек и дедушек. А если случаются какие-то экстренные ситуации, как вы думаете, к кому все они обращаются в первую очередь?

— Как-то с мужем после работы разыскивали пропавшего парнишку. После уроков он не вернулся домой вовремя. Телефон забыл дома, поэтому позвонить ему не могли.

Ирина Николаевна организовала целое детективное расследование: обзвонила всех приятелей ученика, выяснила, что он отправился после школы в спортивный зал, а потом проводил друзей и пошел домой.

— Скоро будет, — сообщила педагог радостную весть родителям. А на следующий день в очередной раз провела с детьми воспитательную беседу.

Никогда не унижать ребенка и верить в него — еще один важный постулат, которому следует Ирина Николаевна в своей работе. Она никогда не скажет ученику, даже самому слабому в учебе, что из него ничего не выйдет. Главная проблема неуспеваемости — это лень и отсутствие силы воли, считает педагог, о чем постоянно разговаривает с ребятами.

— У меня нет синдрома взрослого человека, который забыл, каким он был в детстве. Поэтому я очень хорошо понимаю чувства детей. На мой взгляд, очень важно обратить внимание ребят на их сильные и слабые стороны, чтобы они смогли работать над собой, совершенствоваться.

Классный руководитель тесно общается с детьми, поэтому обычно знает все особенности их характера и даже может подсказать другим учителям, как лучше себя вести с конкретным учеником. Например, в классе у Ирины Кирсановой учился мальчик, который в 5-6 классах носил домой сплошные тройки. Во время ответов у доски он начинал заикаться. Поговорив с мамой ребенка, педагог узнала, что в семье очень строгий отец. Учитель посоветовала коллегам давать мальчику больше времени на ответ, чтобы он успевал собраться с мыслями. «А ребенок-то способный», — заметили вскоре педагоги. Теперь это довольно уверенный в себе молодой человек и большую часть его отметок составляют четверки и пятерки.

«Вы мне были, как якорь, за который я держался, благодаря чему смог доучиться в школе», — такие слова не так давно сказал Ирине Кирсановой ее бывший ученик Женя Филиппов. Сейчас он студент 5-го курса медицинской академии, будущий педиатр, а когда-то был скромным школьником.

Таким вот своеобразным якорем для всех своих ребят Ирина Николаевна остается и по сей день: надежным, честным и справедливым педагогом. Она не повышает голос, не принуждает, а просто искренне верит в каждого ребенка и в его способности. И дети отвечают ей взаимностью.

Екатерина СЫРОПЯТОВА.

Фото из личного архива героини.

В рубрике: Один день из жизни

Другие новости:

Целая жизнь в одной профессии Целая жизнь в одной профессии
Большой юбилей солдата Победы Большой юбилей солдата Победы
Открыли новый завод Открыли новый завод
Мы помним… Мы помним…
При использовании материалов ссылка на сайт Городская газета обязательна.
© Городская газета. Все права защищены.