«Взвились соколы орлами»

Так называется книга, изданная в честь выпускников Новосибирскго института инженеров железнодорожного транспорта. Одна ее страница посвящена ленинск-кузнечанину Анатолию Павловичу Мачуле, одному из самых замечательных людей, которыми наш город по праву должен гордиться. Судя по его трудовому пути, этому талантливому человеку с нестандартным инженерным мышлением подвластны были многие высоты, но всю свою жизнь он посвятил одному предприятию – заводу «Кузбассэлемент». Через три дня он отметит свой 80-летний юбилей. Мы встретились с Анатолием Павловичем накануне, и он поделился со мной своими воспоминаниями, мыслями и рассуждениями. О заводе, о себе, о времени…

— Как живется вам сейчас, Анатолий Павлович, дочери не забывают? – в первую очередь спрашиваю я, зная о том, какой страшной утратой для него стал недавний уход из жизни супруги Альбины Ефимовны.
— Дочери и внуки не забывают. Но я потерял любимого человека, вместе с которым мы прожили 56 лет. А еще 5 лет до этого учились в одной группе института. Другая моя потеря, можно сказать, равноценная этой, – это завод. С ним связано 45 лет моей жизни, и все это время все мои мысли всегда были пересечены с его настоящим и будущим.
— Но в молодости вы ведь окончили институт железнодорожного транспорта. Как вы оказались на предприятии по производству химических источников тока?
— После получения диплома в 1961 году любовь и привязанность увели нас с Альбиной Ефимовной на Дальний Восток. Мы оба распределились в машинную путевую станцию. Там и поженились: наша комсомольско-молодежная свадьба прошла в большом вагоне-клубе. Но вскоре супруга там заболела, надо было уезжать. А куда ехать? В Ленинске-Кузнецком у нее мама жила, вот так и оказались здесь. Почему выбрали «Кузбассэлемент»? Это особая статья. Предприятие было заводом союзного значения, и, когда я с ним ознакомился, сразу увидел всю его уникальность, огромные возможности для конструирования (была у меня такая тяга), он притянул меня навсегда. А то, что специализация другая, так я по образованию был инженером-механиком, а любая продукция делается большей частью через механизмы. Поэтому разобраться во всем мне было очень просто.
— Вот вы обмолвились о своей тяге к изобретательству? А когда, оттуда она появилась у вас?
— Как лучше и быстрее изготовить что-то – этот вопрос всегда стоял передо мной в первую очередь. Наверное, все началось еще в детстве, с велосипеда. К тому же у меня было желание облегчить ручной труд с помощью механизмов. Но тогда у нас всех было такое трудовое воспитание. Мои самые первые идеи удалось реализовать еще на Дальнем Востоке. А на «Кузбассэлементе» в этом плане в сотрудничестве со специалистами и рабочими делалось очень многое. Мое первое рацпредложение на заводе мы разработали вместе с Алексеем Андреевичем Немодруком, бывшим в то время директором завода. Оно касалось технологии изготовления батареек «Марс».
— Что удивило вас больше всего, когда вы побывали в Японии?
— В Японии мы закупали оборудование для производства элементов «Орион» и «Юпитер». Нашу группу, руководителем которой я был, отправили туда на обучение в 1977 году. Не помню, чтобы я чему-то удивился в самой стране, но производство, его организация там были очень хорошими. За два с половиной месяца я исписал и изрисовал там три вот таких тетради, — Анатолий Павлович протягивает мне общую тетрадку с множеством эскизов узлов, агрегатов и рабочего инструмента, записей, схем и т. д. – Я почерпнул у них очень многое, и нам потом удалось очень быстро запустить производственную линию. В 1978 году мы уже дали первую продукцию.
— Но на какое-то время вы все-таки покидали завод. Не все тогда знали, что вы уехали на Кубу. Как это случилось?
— Я узнал, что в министерстве требовался советник по модернизации производства гальванических процессов на Кубе. И мы с Альбиной Ефимовной снова уехали вдвоем, оставив здесь своих дочерей с бабушкой. Она там тоже работала – инженером-конструктором. Это было в 1989-1992 годах в небольшом городке километрах в 30-ти от Гаваны. Потом было принято решение внедрить там современную линию по сборке гальванических элементов. Но мы успели сделать только проект: у нас с стране в это время уже начались серьезные перемены, в августе 91-го года произошел путч ГКЧП. Мы вернулись на Родину.
— Осталось чувство неудовлетворенности от того, что не успели осуществить задуманное?
— На Кубе – нет. Но в целом такое чувство, конечно, присутствует. Уничтожить такое производство, как «Кузбассэлемент», – просто преступление. Это был не просто завод, а чудо. Помню, к нам приезжал министр, он сказал тогда: «Да у вас же, ребята, завод в заводе!». Мы действительно могли сделать все: хоть батарейку, хоть аккумулятор, хоть ракету. Такая потеря будет сказываться еще очень долго. В том числе и на отсутствии в городе квалифицированных кадров — токарей, фрезеровщиков. Их растил наш завод.
— Но вы не перестаете работать даже сейчас, — произношу я, кивая на самодельную компактную чертежную доску, которую с изумлением заметила, едва войдя в комнату. Судя по прикрепленному к ней рабочему эскизу и наличию чертежного инструмента под рукой, она явно не переживала период забвения.
— Да, изобретений, мыслей, идей у меня хватает. И независимо от того, подхожу я к кульману или нет, каждый день что-то делаю в этом плане. А по-другому просто никак нельзя: человек обязательно должен заниматься чем-то по своему интересу. Всегда…

P.S. На заводе «Кузбассэлемент», в отделе главного технолога, я проработала 20 лет. Пришла туда как раз в то время, когда А.П. Мачула был директором, а потом неоднократно пересекалась с ним по работе. От себя хочу добавить, что руководителя высшего звена завода порядочнее, скромнее, человечнее и проще в общении с любым работником завода, чем Анатолий Павлович, я не встречала.

Беседовала Наталья АРТЁМКИНА. Фото автора.

Наше досье:
А.П. Мачула родился в 1938 г. на Украине. Окончил Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта. На завод «Кузбассэлемент» устроился в 1963 г., проработал на нем до выхода на пенсию. Был инженером-конструктором, начальником отдела, заместителем главного инженера, главного инженера, директора завода (1983-1988 гг.). Автор многочисленных рационализаторских предложений и 5 изобретений, от внедрения которых был получен экономический эффект в сумме более 1 млн руб. Избирался депутатом городского Совета. Награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями «За особый вклад в развитие Кузбасса», «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «Ветеран труда».

В рубрике: Люди, Новости

Другие новости:

Вперед, в будущее: шахты XXI века Вперед, в будущее: шахты XXI века
Сядем на велосипед Сядем на велосипед
Соседские войны Соседские войны
Боевая техника пропишется в Ленинске Боевая техника пропишется в Ленинске
При использовании материалов ссылка на сайт Городская газета обязательна.
© Городская газета. Все права защищены.