«Взвились соколы орлами»

Так называется книга, изданная в честь выпускников Новосибирскго института инженеров железнодорожного транспорта. Одна ее страница посвящена ленинск-кузнечанину Анатолию Павловичу Мачуле, одному из самых замечательных людей, которыми наш город по праву должен гордиться. Судя по его трудовому пути, этому талантливому человеку с нестандартным инженерным мышлением подвластны были многие высоты, но всю свою жизнь он посвятил одному предприятию – заводу «Кузбассэлемент». Через три дня он отметит свой 80-летний юбилей. Мы встретились с Анатолием Павловичем накануне, и он поделился со мной своими воспоминаниями, мыслями и рассуждениями. О заводе, о себе, о времени…

— Как живется вам сейчас, Анатолий Павлович, дочери не забывают? – в первую очередь спрашиваю я, зная о том, какой страшной утратой для него стал недавний уход из жизни супруги Альбины Ефимовны.
— Дочери и внуки не забывают. Но я потерял любимого человека, вместе с которым мы прожили 56 лет. А еще 5 лет до этого учились в одной группе института. Другая моя потеря, можно сказать, равноценная этой, – это завод. С ним связано 45 лет моей жизни, и все это время все мои мысли всегда были пересечены с его настоящим и будущим.
— Но в молодости вы ведь окончили институт железнодорожного транспорта. Как вы оказались на предприятии по производству химических источников тока?
— После получения диплома в 1961 году любовь и привязанность увели нас с Альбиной Ефимовной на Дальний Восток. Мы оба распределились в машинную путевую станцию. Там и поженились: наша комсомольско-молодежная свадьба прошла в большом вагоне-клубе. Но вскоре супруга там заболела, надо было уезжать. А куда ехать? В Ленинске-Кузнецком у нее мама жила, вот так и оказались здесь. Почему выбрали «Кузбассэлемент»? Это особая статья. Предприятие было заводом союзного значения, и, когда я с ним ознакомился, сразу увидел всю его уникальность, огромные возможности для конструирования (была у меня такая тяга), он притянул меня навсегда. А то, что специализация другая, так я по образованию был инженером-механиком, а любая продукция делается большей частью через механизмы. Поэтому разобраться во всем мне было очень просто.
— Вот вы обмолвились о своей тяге к изобретательству? А когда, оттуда она появилась у вас?
— Как лучше и быстрее изготовить что-то – этот вопрос всегда стоял передо мной в первую очередь. Наверное, все началось еще в детстве, с велосипеда. К тому же у меня было желание облегчить ручной труд с помощью механизмов. Но тогда у нас всех было такое трудовое воспитание. Мои самые первые идеи удалось реализовать еще на Дальнем Востоке. А на «Кузбассэлементе» в этом плане в сотрудничестве со специалистами и рабочими делалось очень многое. Мое первое рацпредложение на заводе мы разработали вместе с Алексеем Андреевичем Немодруком, бывшим в то время директором завода. Оно касалось технологии изготовления батареек «Марс».
— Что удивило вас больше всего, когда вы побывали в Японии?
— В Японии мы закупали оборудование для производства элементов «Орион» и «Юпитер». Нашу группу, руководителем которой я был, отправили туда на обучение в 1977 году. Не помню, чтобы я чему-то удивился в самой стране, но производство, его организация там были очень хорошими. За два с половиной месяца я исписал и изрисовал там три вот таких тетради, — Анатолий Павлович протягивает мне общую тетрадку с множеством эскизов узлов, агрегатов и рабочего инструмента, записей, схем и т. д. – Я почерпнул у них очень многое, и нам потом удалось очень быстро запустить производственную линию. В 1978 году мы уже дали первую продукцию.
— Но на какое-то время вы все-таки покидали завод. Не все тогда знали, что вы уехали на Кубу. Как это случилось?
— Я узнал, что в министерстве требовался советник по модернизации производства гальванических процессов на Кубе. И мы с Альбиной Ефимовной снова уехали вдвоем, оставив здесь своих дочерей с бабушкой. Она там тоже работала – инженером-конструктором. Это было в 1989-1992 годах в небольшом городке километрах в 30-ти от Гаваны. Потом было принято решение внедрить там современную линию по сборке гальванических элементов. Но мы успели сделать только проект: у нас с стране в это время уже начались серьезные перемены, в августе 91-го года произошел путч ГКЧП. Мы вернулись на Родину.
— Осталось чувство неудовлетворенности от того, что не успели осуществить задуманное?
— На Кубе – нет. Но в целом такое чувство, конечно, присутствует. Уничтожить такое производство, как «Кузбассэлемент», – просто преступление. Это был не просто завод, а чудо. Помню, к нам приезжал министр, он сказал тогда: «Да у вас же, ребята, завод в заводе!». Мы действительно могли сделать все: хоть батарейку, хоть аккумулятор, хоть ракету. Такая потеря будет сказываться еще очень долго. В том числе и на отсутствии в городе квалифицированных кадров — токарей, фрезеровщиков. Их растил наш завод.
— Но вы не перестаете работать даже сейчас, — произношу я, кивая на самодельную компактную чертежную доску, которую с изумлением заметила, едва войдя в комнату. Судя по прикрепленному к ней рабочему эскизу и наличию чертежного инструмента под рукой, она явно не переживала период забвения.
— Да, изобретений, мыслей, идей у меня хватает. И независимо от того, подхожу я к кульману или нет, каждый день что-то делаю в этом плане. А по-другому просто никак нельзя: человек обязательно должен заниматься чем-то по своему интересу. Всегда…

P.S. На заводе «Кузбассэлемент», в отделе главного технолога, я проработала 20 лет. Пришла туда как раз в то время, когда А.П. Мачула был директором, а потом неоднократно пересекалась с ним по работе. От себя хочу добавить, что руководителя высшего звена завода порядочнее, скромнее, человечнее и проще в общении с любым работником завода, чем Анатолий Павлович, я не встречала.

Беседовала Наталья АРТЁМКИНА. Фото автора.

Наше досье:
А.П. Мачула родился в 1938 г. на Украине. Окончил Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта. На завод «Кузбассэлемент» устроился в 1963 г., проработал на нем до выхода на пенсию. Был инженером-конструктором, начальником отдела, заместителем главного инженера, главного инженера, директора завода (1983-1988 гг.). Автор многочисленных рационализаторских предложений и 5 изобретений, от внедрения которых был получен экономический эффект в сумме более 1 млн руб. Избирался депутатом городского Совета. Награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями «За особый вклад в развитие Кузбасса», «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «Ветеран труда».

В рубрике: Люди, Новости

Другие новости:

Награды от депутата Госдумы Награды от депутата Госдумы
На открытие сезона На открытие сезона
Смотри на всё веселей! Смотри на всё веселей!
Депутаты избрали главу Депутаты избрали главу
При использовании материалов ссылка на сайт Городская газета обязательна.
© Городская газета. Все права защищены.