Профессиональные пробы: узнать профессию изнутри

Вот уже на протяжении нескольких лет учащиеся ленинск-кузнецких школ имеют возможность изучить приглянувшуюся профессию изнутри, пройдя профессиональные пробы. Научиться ставить уколы, разобраться с планами уроков или освоить азы визажа — все это возможно на базе профессиональных образовательных учреждений города, было бы желание. Более подробно о практике проведения профессиональных проб нам рассказала методист, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования «КРИРПО» Н.Т. Рылова.

— Надежда Тихоновна, насколько мне известно, профессиональные пробы учащиеся проходили и ранее?

— Действительно, до 2005 года учащиеся старшего звена посещали учебно-производственные комбинаты (УПК), где знакомились с разнообразными профессиями. Затем по различным причинам деятельность УПК была прекращена. Сейчас остро встал вопрос подготовки молодых рабочих кадров. Впервые с такой просьбой в управление образования обратились специалисты АО «СУЭК-Кузбасс», которые предложили участие в проекте по профориентации учащихся школ города. В 2010 году на базе лицея №4 создан ресурсный центр, основной целью которого было обучение педагогов различным профориентационным технологиям, а также информирование подростков о специальностях, востребованных в муниципалитете и профессиональных организациях, в которых эти профессии можно получить. С 2013 г. в рамках деятельности федеральной экспериментальной площадки ГБУ ДПО «КРИРПО» «Разработка и апробация региональной модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в общеобразовательных организациях общего и профессионального образования» в Ленинск-Кузнецком городском округе внедрение программ профессиональных проб стало осуществляться всеми профессиональными организациями.

— Старшеклассникам зачастую бывает довольно сложно определиться с выбором будущей профессии, а профессиональные пробы призваны им в этом помочь?

— Проблемы с выбором профессии обусловлены тем, что многие школьники не обладают информацией о содержании профессий, не в полной мере представляют, чем занимается данный специалист, каков характер и условия его труда, не всегда адекватно оценивают свои возможности и профессиональные склонности. Порой единственный критерий, по которому оценивается достоинство той или иной профессии, — ее финансовая престижность.
Главная цель проб — профессиональное самоопределение ребенка. Они позволяют обучающимся ощутить себя в выбираемой профессии или специальности, получить базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности и освоить элементарные практические приемы. Поясню из своей практики, ведь я участвую в проведении проб по профессии педагога. Так, на вопрос, в чем заключается работа педагога, распространенный ответ школьников — учить и воспитывать. Благодаря прохождению проб ребята узнают, что учитель также работает с документацией, составляет тематические планы и планы уроков, ведет работу с родителями обучающихся, постоянно занимается самообразованием. Итоговой работой учащихся стало проведение внеклассного мероприятия для учеников начальных классов школы № 73. Несмотря на определенные трудности (например, многие посчитали сложным составление плана урока), большинство школьников приобрели уверенность в сделанном выборе, планируя в дальнейшем освоить профессию учителя в профессиональной образовательной организации.

— Но ведь наверняка есть и те, кто, наоборот, разочаровался в выбранном направлении?

— Конечно, такие ребята есть. И это одна из целей проведения профессиональных проб: ведь лучше, если ребенок поймет, что ошибся с выбором, еще в школе, нежели отучившись пару семестров в институте или колледже. Отмечу, что весь процесс проведения проб регламентирован соответствующими документами. Благодаря научному руководству ГБУ ДПО «КРИРПО» были разработаны и внедрены рабочие программы профессиональных проб по востребованным в муниципалитете профессиям и специальностям среднего профессионального образования. Перед пробами обучающиеся обязательно проходят профессиональное тестирование, которое позволяет определить, к чему склонен тот или иной ребенок. Данные диагностики заносятся в индивидуальный бланк обучающегося, который в дальнейшем пополняет портфолио и дает основания для более объективного выбора профессии. По результатам диагностики обучающихся формируются группы для прохождения профессиональной пробы в соответствии с типами профессий.
Профессиональные пробы для девятиклассников проводятся вне стен школы с использованием материально-технической базы и кадровых ресурсов организаций профессионального образования — это горнотехнический и политехнический техникумы, медицинский колледж. Есть примеры, когда профессиональные пробы осуществляются на базе предприятий. Так, учащиеся 73-й школы проходят пробы на базах ООО «Ленинск-Кузнецкая Электросеть», АО «СУЭК-Кузбасс» (производственная единица «Технологическая связь») и ОАО «РЖД станция Ленинск-Кузнецкий -1».
Благодаря всесторонней работе большая часть школьников, пожелавших принять участие в пробах, благополучно их проходят. По предоставленной техникумами статистике среди студентов, прошедших пробы, нет отсева — значит, ребята не разочаровались в своем выборе.

Беседовала Екатерина СЫРОПЯТОВА.

Цифры
Общее число обучающихся для прохождения профессиональных проб в 2017-18 учебном году составило 448 человек. Из них на базе медицинского колледжа — 84 школьника, на базе политехнического техникума — 192, горнотехнического техникума — 145, по профессии педагога (на базе лицея №4) — 27 учащихся.

В рубрике: Актуально, Новости, Образование

Другие новости:

Четверть века дарят тепло своих сердец Четверть века дарят тепло своих сердец
Служат добру и милосердию Служат добру и милосердию
Оказалось, что можно поменять мир Оказалось, что можно поменять мир
Конец свалке: надолго ли? Конец свалке: надолго ли?
При использовании материалов ссылка на сайт Городская газета обязательна.
© Городская газета. Все права защищены.