Профессиональные пробы: узнать профессию изнутри

Вот уже на протяжении нескольких лет учащиеся ленинск-кузнецких школ имеют возможность изучить приглянувшуюся профессию изнутри, пройдя профессиональные пробы. Научиться ставить уколы, разобраться с планами уроков или освоить азы визажа — все это возможно на базе профессиональных образовательных учреждений города, было бы желание. Более подробно о практике проведения профессиональных проб нам рассказала методист, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования «КРИРПО» Н.Т. Рылова.

— Надежда Тихоновна, насколько мне известно, профессиональные пробы учащиеся проходили и ранее?

— Действительно, до 2005 года учащиеся старшего звена посещали учебно-производственные комбинаты (УПК), где знакомились с разнообразными профессиями. Затем по различным причинам деятельность УПК была прекращена. Сейчас остро встал вопрос подготовки молодых рабочих кадров. Впервые с такой просьбой в управление образования обратились специалисты АО «СУЭК-Кузбасс», которые предложили участие в проекте по профориентации учащихся школ города. В 2010 году на базе лицея №4 создан ресурсный центр, основной целью которого было обучение педагогов различным профориентационным технологиям, а также информирование подростков о специальностях, востребованных в муниципалитете и профессиональных организациях, в которых эти профессии можно получить. С 2013 г. в рамках деятельности федеральной экспериментальной площадки ГБУ ДПО «КРИРПО» «Разработка и апробация региональной модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в общеобразовательных организациях общего и профессионального образования» в Ленинск-Кузнецком городском округе внедрение программ профессиональных проб стало осуществляться всеми профессиональными организациями.

— Старшеклассникам зачастую бывает довольно сложно определиться с выбором будущей профессии, а профессиональные пробы призваны им в этом помочь?

— Проблемы с выбором профессии обусловлены тем, что многие школьники не обладают информацией о содержании профессий, не в полной мере представляют, чем занимается данный специалист, каков характер и условия его труда, не всегда адекватно оценивают свои возможности и профессиональные склонности. Порой единственный критерий, по которому оценивается достоинство той или иной профессии, — ее финансовая престижность.
Главная цель проб — профессиональное самоопределение ребенка. Они позволяют обучающимся ощутить себя в выбираемой профессии или специальности, получить базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности и освоить элементарные практические приемы. Поясню из своей практики, ведь я участвую в проведении проб по профессии педагога. Так, на вопрос, в чем заключается работа педагога, распространенный ответ школьников — учить и воспитывать. Благодаря прохождению проб ребята узнают, что учитель также работает с документацией, составляет тематические планы и планы уроков, ведет работу с родителями обучающихся, постоянно занимается самообразованием. Итоговой работой учащихся стало проведение внеклассного мероприятия для учеников начальных классов школы № 73. Несмотря на определенные трудности (например, многие посчитали сложным составление плана урока), большинство школьников приобрели уверенность в сделанном выборе, планируя в дальнейшем освоить профессию учителя в профессиональной образовательной организации.

— Но ведь наверняка есть и те, кто, наоборот, разочаровался в выбранном направлении?

— Конечно, такие ребята есть. И это одна из целей проведения профессиональных проб: ведь лучше, если ребенок поймет, что ошибся с выбором, еще в школе, нежели отучившись пару семестров в институте или колледже. Отмечу, что весь процесс проведения проб регламентирован соответствующими документами. Благодаря научному руководству ГБУ ДПО «КРИРПО» были разработаны и внедрены рабочие программы профессиональных проб по востребованным в муниципалитете профессиям и специальностям среднего профессионального образования. Перед пробами обучающиеся обязательно проходят профессиональное тестирование, которое позволяет определить, к чему склонен тот или иной ребенок. Данные диагностики заносятся в индивидуальный бланк обучающегося, который в дальнейшем пополняет портфолио и дает основания для более объективного выбора профессии. По результатам диагностики обучающихся формируются группы для прохождения профессиональной пробы в соответствии с типами профессий.
Профессиональные пробы для девятиклассников проводятся вне стен школы с использованием материально-технической базы и кадровых ресурсов организаций профессионального образования — это горнотехнический и политехнический техникумы, медицинский колледж. Есть примеры, когда профессиональные пробы осуществляются на базе предприятий. Так, учащиеся 73-й школы проходят пробы на базах ООО «Ленинск-Кузнецкая Электросеть», АО «СУЭК-Кузбасс» (производственная единица «Технологическая связь») и ОАО «РЖД станция Ленинск-Кузнецкий -1».
Благодаря всесторонней работе большая часть школьников, пожелавших принять участие в пробах, благополучно их проходят. По предоставленной техникумами статистике среди студентов, прошедших пробы, нет отсева — значит, ребята не разочаровались в своем выборе.

Беседовала Екатерина СЫРОПЯТОВА.

Цифры
Общее число обучающихся для прохождения профессиональных проб в 2017-18 учебном году составило 448 человек. Из них на базе медицинского колледжа — 84 школьника, на базе политехнического техникума — 192, горнотехнического техникума — 145, по профессии педагога (на базе лицея №4) — 27 учащихся.

В рубрике: Актуально, Новости, Образование

Другие новости:

«Осталось нанести последние штрихи» «Осталось нанести последние штрихи»
Ни дня без физзарядки! Ни дня без физзарядки!
Если кровля обветшала Если кровля обветшала
 «Пчелы, пчелы, дикие пчелы… Улетели!»  «Пчелы, пчелы, дикие пчелы… Улетели!»
При использовании материалов ссылка на сайт Городская газета обязательна.
© Городская газета. Все права защищены.