Новый альбом «Земфиры» — «Бордерлайн» — наделал изрядно шума, но ведь это первый диск певицы за последние 8 лет! Как всегда, отзывы о нем стали диаметрально противоположными: от «…грейт (великий) альбом!» до «…настоящей Земфиры больше нет». Истина же, как водится, где-то посередине: да, можно забыть о создательнице хитов «Искала», «Почему?» и «Прости меня, моя любовь» — она стала немного другой, готовой выйти на другой уровень. Пройдемся по трекам альбома…
«ТАБЛЕТКИ».О новом альбоме Земфиры я впервые узнал из рекламы, где звучала сильная гитарная фраза-рифф. Первые впечатления — это же классика хард-рок вроде «Rock you to the ground» группы «MSG» или «God save the south» от «Nazareth»! Но на этом все сходство и заканчивается: дальше – в припеве и куплете – мы, кажется, узнаем старую добрую Земфиру с ее отчаянностью и напряженностью. Просто если кто-то ожидал, что Земфира решила поиграть в «old-rock», то он чуток разочаруется. Певица сказала, что данный трек идеально подходит для того, чтобы с него начинался альбом. Да, для разогрева – самое то.
«ОК». После мощного, но все же несколько однообразного открывающего трека вторая композиция сразу же приступает к делу – целиком захватывает внимание слушателя. Здесь сплелись и электронная музыка, и альтернатив-рок, и даже поп-музыка – вся эта смесь невольно провоцирует слушателя двигаться в такт музыке, чему способствуют настойчивая линия бас-гитары и «нервных» ударных. Трек «Ок» — один из несомненных хитов альбома, и, на мой взгляд, он мог бы стать идеальным саундтреком к какому-либо боевику. Конечно, опытный слушатель заметит в этой песне строчки «Дом стоит – свет горит», отсылающие к «Печали» Виктора Цоя, но это не плагиат: Земфира отметила, что таким образом она решила передать привет давно ушедшему из жизни лидеру группы «Кино», а композиция «Печаль» — одна из ее любимых. «Ок» — это, несомненно, творческая удача Земфиры, хотя лично мне не хватает здесь резких гитарных риффов. Отмечу, что солистка не стала скатываться в припеве на дикий крик, при этом сохраняя необходимое напряжение.
«ЭТИМ ЛЕТОМ».Данная песня недотягивает до уровня хита – она немного легковесная, да и длится недолго. Но здесь просто нельзя не отметить потрясающую работу ритм-секции, особенно бас-гитариста. Чувствуется, что музыканты играли с удовольствием, но… Песня заканчивается быстро даже для типичной поп-рок-композиции, да и припев в плане аранжировки звучит немного скудновато. Зато здесь есть классный гитарный рифф: он и смог вытянуть эту песню из разряда проходных.
«ПАЛЬТО».Многие критики назвали сию композицию главным хитом альбома, да и Земфире она нравится больше всех. Я же не люблю баллады такого плана, поэтому пойду против почти что единодушного мнения профессионалов. Радует здесь другое: при прослушивании сразу вспоминаются группы «Nazareth» и композиция «Love hurts», «Procol Harum» с песней «Whiter shade of pale» и, конечно, «Beatles» с их «Letitbe» — это все классика рока. Портит общее положительное впечатление только концовка со словами: «…и все мы умрем». Земфира верна себе?..
«КАМОН». Привычка писать английские слова по-русски, похоже, крепко поселилась среди поэтов, вот и здесь вместо «Comeon» — «Камон».Хорошо, что все понятно с музыкой: послушал эту песню — и вспомнил фильмы Квентина Тарантино. Хотя Земфира говорит, что он здесь не при чем. Эта композиция звучит абсолютно по-американски, а человек, исполнивший партии гитары, вполне мог бы заняться написанием саундтреков к фильмам Тарантино. Словом, если вам охота погрустить в баре со стаканом чего-нибудь покрепче, попросите включить эту песню.
«ТОМ».Эта композиция завершает первую часть альбома и местами напоминает какой-нибудь неудачный трек группы «Nirvana», который был музыкантами этой группы забракован, а Земфира со товарищи, напротив, подхватили его. А если серьезно, «Том» — легкий, беззлобный трек и даже запоминающийся трек, который хорошо слушать, так сказать, фоном.
«ЖДИ МЕНЯ».Земфира говорит, что это ее лучшая песня за последние годы. Не буду спорить с автором, но для меня она показалось скучноватой. Возможно, потому, что она – чисто о женских переживаниях, да и вообще я не особо люблю песни, где нет ударных. Но навязчивый припев со словами: «Жди меня» крепко засядет у вас в голове, не сомневайтесь.
«АБЪЮЗ».Песня о психологическом насилии. Что удивительно, такая композиция должна быть априори тяжелой как в текстовом плане, так и в чисто музыкальном, но здесь Земфира и ее музыканты изящно прошли по лезвию бритвы, вторгшись на территорию «попсы» и даже арт-рока, и не поскользнулись. В результате получился главный хит альбома, пусть и звучит не как «Искала» или «Ракеты». Только почему-то при припеве вспоминается Алла Пугачева и ее «Миллион алых роз, а «Абъюз» повторяется как «Забью, забью, забью», что, впрочем, с реальным определением этого психологического термина порой происходит и в реальности…
«ОСТИН».Я бы назвал сию песню «Том-2» из-за некоторого сходства в плане текстовых рифм. Однако эта композиция –«холодная» (в «Томе» все же есть какой-то нерв), и иногда она звучит как озвучка к компьютерной игре, а ведь названа песня и так в честь одного виртуального персонажа – дворецкого Остина. В концовке Земфира, видимо, вспомнила о своих истоках и ввернула гитарные проигрыши.
«МАМА».Сначала песня покажется, мягко говоря, странной. Но, без сомнений, она – самая сложная в этом альбоме, причем как в своей музыкальной составляющей, так и для самой Земфиры – возможно, даже в личном плане. Просто мы, слушатели, не привыкли, что песни про матерей бывают и такими – без лишнего пафоса и помпезных аранжировок, но сложными в плане восприятия.
«КРЫМ».Нет, никакой политики. Это песня отчаявшейся женщины – по крайней мере, так она видится автору этих строк. Но, в отличие от треков «Жди меня» и «Пальто», композиция «Крым», где даже звучат раскаты грома, звучит мощно и не оставляет после себя ощущение безнадеги. А инструментальная кода заставит внимательного слушателя вспомнить ни больше ни меньше «Deep Purple» с их блюзовой композицией «Mitzi Dupree» — вот так!
«СНЕГ ИДЕТ».Трек, закрывающий альбом, словно говорит: да, это та же Земфира, только повзрослевшая – прежде всего, в плане звучания своей группы. Здесь я услышал такие эксперименты со звуком, что почему-то на ум сразу пришли «King Crimson» и их хаотично-потрясающий альбом «Толкование света». Казалось бы, где Земфира, а где англичане? Но есть здесь что-то общее, нужно только «проникнуть» в эту композицию, которую и песней-то трудно назвать. Абсолютно логичное завершение альбома: после депрессивной тяжести и тьмы всегда приходит свет…
Подведем итоги. Я ни разу не фанат творчества Земфиры, да и в целом к так называемому русскому року отношусь с иронией. Однако осмелюсь предположить, что давно на отечественном музыкальном небосклоне не было столь противоречивой и одновременно крепкой, профессиональной работы, и вряд ли в 2021 году будет записано что-то более интересное. Как сказал один слушатель: «Попробуйте после первого прослушивания включить альбом во второй раз — уже будете подпевать автоматически».
Рустам ШАЙДУЛИН.