«Когда они полыхали, я чуть не плакал», — произнес мальчик лет 8-ми, который только-только вышел со спектакля «Стойкий оловянный солдатик» областного театра кукол имени Аркадия Гайдара: артисты из Кемерово приезжали в село Чусовитино, чтобы создать для детей настоящий праздник.

Я сажусь чуть поодаль от зрительских сидений и начинаю наблюдать попеременно то за тем, что происходит на сцене, то за реакцией детей. Сначала те, кто постарше, ведут себя не очень спокойно – рассаживаются по местам, хихикая и толкая друг друга в бока. Малыши, как ни странно, куда более серьёзны – уже уселись и замерли в предвкушении чего-то интересного. Всеобщее ожидание усиливало мерное тиканье старинных часов. И вот знакомая многим история начинается… Просыпаются игрушки, у которых есть своя жизнь, свои перипетии, свои чувства: культовое произведение Ганса Христиана Андерсена оживает в Чусовитинском Доме культуры.

«Разве может быть грустной сказка, в которой победит любовь?» — с таких строк началась постановка Петра Зубарева. В этот момент даже самые шебутные дети притихли, вовлекаясь в историю, глаза от которой намокают и у взрослых.

Удивительная виртуозность актёров не могла оставить равнодушным, пожалуй, никого: ребятишки с широко распахнутыми глазами следили за разворачивающимся действом, – впрочем, как и я, впервые за 25 лет побывавшая на кукольном спектакле. С каким мастерством (и сколько трудов в это было вложено!) управляли своими маленькими «подручными» Никита Остатнигрош, Юлия Подгорная, Евгения Устюгова, Александр Ахмедов, Станислав Садыков и Анастасия Леонтьева. Ловко перевоплощаясь из жены Мастера в балерину и из солдата в мальчика, они демонстрировали прекрасную дикцию и потрясающую координацию движений.

Когда начали летать вертолёты (речь о небольших игрушках, сопровождали полёт которых громкие звуки работающих воздушных винтов), дети как один подались вперёд. «Вааау!» — послышалось дружно над залом. Каждому хотелось дотянуться до заветных самолётиков, потрогать их руками, и артисты, понимая это, максимально близко позволяли летящим в их руках вертолётам оказаться возле детей.

Вообще было радостно наблюдать за тем, как по-доброму и с улыбкой взаимодействуют актёры с юными зрителями: вот мальчик, сидящий в первом ряду, протянул облачённой в крестьянский наряд в розовых тонах служанке шарик, упавший у его ног после очередного «перформанса», и она ласковым жестом взяла его, спрятав к себе в карман фартука, несмотря на то что прямо в эту минуту играла роль. Вот помахала рукой артисту с удочкой малышка с третьего ряда — она, как вы могли догадаться, не осталась без внимания. Такое трепетное отношение работников театра к тем, кто наверняка нечасто является зрителем подобных спектаклей, вызывало подлинное умиление.

Честно говоря, радость на лицах детей, их заинтересованность в спектакле были вполне объяснимы: у меня не раз за спектакль пробежали по коже мурашки. Вроде бы, детская сказка, а сколько в ней глубокого, взрослого смысла…

«Почему творцы так любят подвергать свои творения суровым испытаниям? Вот и кукольных дел мастера, сотворив оловянного солдатика и картонную танцовщицу, поместят их в такой мир, где будут пытаться разлучить влюбленных. Но, будьте уверены, любовь победит», — произносилось со сцены.

Представление заканчивается… Дети снова возвращаются в реальность. Всё завершилось трагично и, вместе с тем, счастливо: да, вот такой парадокс…

«Оловянный солдатик стоял в пламени, его охватил ужасный жар, но был ли то огонь или любовь, он не знал. Вдруг дверь в комнату распахнулась, танцовщицу подхватило ветром, и она, как сильфида, порхнула прямо в печку к оловянному солдатику, вспыхнула разом — и нет ее. А оловянный солдатик стаял в комочек, и наутро горничная, выгребая золу, нашла вместо солдатика оловянное сердечко. А от танцовщицы осталась одна только блестка, и была она обгорелая и черная, словно уголь», — эти слова сопровождались виртуозной игрой актёров, а поддерживались изумлёнными и растроганными перешёптываниями детей.

Главные персонажи остались вместе, потому что любили друг друга, несмотря на все преграды, пусть даже и в другом мире.

«Я такого никогда не видела», — говорит мне девочка в раздевалке по завершении спектакля. Я киваю: с чем тут не согласиться?..

Татьяна АНАНЬЕВА.
Фото автора.

admin
mail@ria-leninsk.ru