Проходчик горных выработок, наверное, одна из самых сложных профессий на земле. Они всегда впереди, на их плечах ответственная задача — создать все условия для добычи угля из очистного забоя. В числе лидеров в компании «СУЭК-Кузбасс» бригада Дмитрия Котика (ш/у «Комсомолец»), которая даёт метры, нарезает штреки и точно знает, каково это — находится в шахтёрском авангарде.

Пласт «Толмачёвский», проходческий участок №1. Ежедневно бригада Дмитрия Котика в клети спускается на глубину более 400 метров и идёт до забоя около трёх километров. Для меня, обычного человека, пройти такое большое расстояние перед работой — достаточно сложная задача, а для них — обычное дело.
— Это нам ещё повезло, — отшучивается бригадир во время нашего с ним спуска в шахту. — Мы по шахтовым меркам, считай, возле дома работаем. Нашим соседям, участку №2, приходится до забоя идти в два раза дольше.
Да, такую прогулку увеселительной точно не назовешь, особенно когда на тебе висит самоспасатель весом в три килограмма. Зато у меня было достаточно времени, чтобы познакомиться с известным бригадиром.
Дмитрий Котик родом из настоящей шахтёрской династии. Дедушка в послевоенные годы работал в шахте «Комсомолец», отец Александр был проходчиком в шахте им. 7 Ноября. Сам Дмитрий становиться шахтёром изначально не собирался. После окончания школы планировал стать менеджером, но, осознав, что ошибся в выборе будущей профессии, решил пойти по стопам своих родственников. Сейчас он вместе с младшим братом Денисом, как и их дед в своё время, трудятся на «Комсомолке»: один — бригадиром, другой — начальником участка.
На шахту Дмитрий пришёл в 2001 году. Тогда ему было всего 18 лет. Начинал в проходческой бригаде Корнева.
— Знаете, многие говорят, что первый спуск в шахту запоминается на всю жизнь, — рассказал Дмитрий. — Я свой практически не помню. Но до сих пор не могу забыть те эмоции, которые испытал, когда впервые увидел шахтовый комбайн в работе. А когда сам попробовал управлять такой махиной… в общем, словами не описать. Начинал я работать на комбайне ГПК. Сейчас таких, наверное, в «СУЭК» уже и нет.
Достаточно быстро благодаря опытным наставникам расправились плечи горняка. И вот уже в 2004 году руководство выдвинуло его кандидатуру на должность бригадира. Коллектив поддержал. И с того момента, как говорит сам Дмитрий, он из простого труженика превратился в человека, который несёт ответственность не только перед бригадой, состоящей из 36 горняков, но и их семьями. Ведь для того чтобы справиться с планом, принести домой зарплаты побольше, получить дополнительный «бонус», к примеру, в виде денежной премии или автомобиля на заседании клуба «Проходчик», нужно правильно организовать работу, хорошо потрудится всему коллективу и каждому в отдельности.
Впервые о бригаде Котика заговорили в 2005 году. Тогда на комбайне «П-110» они за месяц прошли более 300 метров — достаточно серьёзный показатель.
Разные периоды были в жизни коллектива. Но настоящий успех начал приходить, когда в декабре прошлого года бригада получила по-настоящему хороший подарок — новый комбайн «КП-21». На нём с начала нынешнего года уже пройдено 2,6 километра горных выработок. Гроссмейстерский результат!
Но секрет не в новой технике, а в людях, которые ею управляют. Очень многое в успехе зависит от профессионализма и сплочённости коллектива, взаимопонимания на всех уровнях и умении работать в прочной связке.
Все в бригаде проходили испытания временем. Были, конечно, те, кто не выдерживал физических нагрузок и уходил. Но те, кто оставался, становились настоящими горняками. Именно так сформировался костяк бригады Котика. Сейчас это сплочённый и дружный коллектив. И конечно, большую роль в этом играет бригадир.
— Первое время мне буквально сутками приходилось не выходить из шахты, — рассказывает  Дмитрий. — Теперь я полностью доверяю своим звеньевым. Они настоящие профессионалы своего дела, и если меня на участке нет, они решат любой вопрос.
Если говорить о возрасте, то в бригаде есть не только опытные специалисты с большим стажем, как звеньевой Виталий Леонов, но и молодые толковые ребята — так их характеризует сам бригадир. К примеру, комбайнёр Дмитрий Чаткин в данный момент побил рекорд шахты. За смену он отрезал 19 кругов (чуть больше 17 погонных метров).
После длительного путешествия по выработкам мы наконец-то подошли к забою. Комбайн стоял неподвижно, а тишину нарушали лишь срывающиеся сверху мелкие комочки угля, и голоса шахтёров. В свете электрических огней горняки из бригады Дмитрия Котика привычно и сосредоточенно занимались делом. Каждый — своим. Но присутствие в выработки необычной для этих мест делегации, не осталось незамеченным. Шахтёры встретили меня улыбками. Пока бригадир решал рабочие вопросы, я увлечённо рассматривала комбайн. Заметив это, Дмитрий обратился к комбайнёру Павлу Ярославцеву: «Ну что, покажем девушке наш «КП» в действии?»
Буквально стоило нажать один рычажок, как огромный комбайн медленно, но верно начал приближаться к угольному пласту. За ним тут же возник самоходный вагон, который позже срезанную горную массу доставит к конвейерной ленте. Комбайн в работе действительно шокирует и удивляет. С филигранной точностью и лёгкостью, управляемый комбайнёром, он разрезает угольный пласт.
Бесспорным лидером по темпам проведения горных выработок на шахе уже несколько лет подряд считается бригада Сергея Подрезова. Однако бригады Дмитрия Котика и Ивана Пономарёва стараются слишком далеко не отставать.
— В позапрошлом году мы стали третьими, в прошлом — вторыми, ну а в этом, надеюсь, будем первыми, — с улыбкой говорит Дмитрий. — Конечно, современное оборудование позволяет значительно сократить время на выгрузку горной массы из забоя, а значит, соответственно, увеличить темпы проходки. Но рекорды принадлежат не машинам, а людям. Они в моей бригаде, как вы сами сейчас смогли убедиться, настоящие профессионалы своего дела.
Очередное заседание клуба «Проходчик» состоится совсем скоро, в октябре. Взятые бригадой на себя обязательства — пройти за полгода полтора километра — будут точно выполнены. Ну а тем, кто с этим не справляется, вручают орден «ржавого рештака».
— Знаете, у нашей бригады уже есть две такие «награды», и больше нам они не нужны, — смущенно, но с улыбкой говорит бригадир. — Если честно, эти рештаки являются для нас каким-то стимулом для работы. Напоминанием о том, что не стоит расслабляться. И это понимает каждый из нас.
Хотя горняки и шутят, что в шахте работаешь как в сказке — круглый год тепло, нет дождя и снега, оказавшись на поверхности, я радовалась солнечному свету и теплому ветерку. Покидая забой, я твёрдо была уверена — эта смена, как и две другие, сделает всё, чтобы план по метрам обязательно был перевыполнен.

Виктория СПИЦЫНА.
Фото Екатерины МИРОШНИЧЕНКО.

admin
mail@ria-leninsk.ru