Первичные ветеранские организации угольных предприятий Ленинска-Кузнецкого – настоящая шахтёрская гвардия, в рядах которой немало людей с очень интересными судьбами, где нашла отражение история нашего края. Об одном из них мне хотелось бы рассказать читателям сегодня, когда все мы готовимся встретить День шахтёра.

Ветеран шахтёрского труда Иван Васильевич Смирнов относится к славной категории долгожителей нашего города. Он родился в июле такого далёкого теперь от нас 1931 года: 90 лет уже за плечами, и каждый год помнится так, как будто это было вчера.

Семья у Смирновых была большая, крестьянская: шестеро детей подрастали на вольных просторах, мечтая быстрее пойти по стопам отца и матери, стать их верными помощниками в громоздком колхозном хозяйстве. Школы в их деревне не было, и ребята ходили учиться в соседнее село, за пять километров, которые нужно было прошагать в любую погоду, в дождь или по зимней стуже. «Ничего, ходили, — вспоминает ветеран. – Может, по малолетству всё это казалось чем-то обычным: мы не просто спешили, мы бежали на уроки, хотели учиться».

После семи классов он пошёл работать в колхоз, как все его сверстники. Шла война, им очень хотелось на фронт, воевать с фашистами, но вот по возрасту они пока не подходили, поэтому помогали фронту, чем могли. Даже лошадей в хозяйстве тогда уже не было — всех до единой отправили в действующую армию. Приходилось больше вручную, чтобы выполнить план поставок, а он был таким, что от зари до зари пахать приходилось – на них, подростках, женщинах да стариках всё тогда и держалось.

После войны Ивана направили в школу фабрично-заводского обучения – ФЗО, ставшую для него школой жизни: выпускников привезли в шахтёрский город Ленинск-Кузнецкий, где он пошёл работать на шахту «А». Была когда-то такая у нас, её шурф находился недалеко от ЦЭММ – центральных электромеханических мастерских и ПТУ. Три года под землёй летели быстро: от смены к смене набирался опыта, учился у старших товарищей.

А потом настал его черед отдавать долг Родине: четыре года служил горняк в Военно-морском флоте. Это сегодня всего год служат парни, тогда же приобретали за несколько лет воинскую специальность. Но и они прошли, как показалось тогда матросу, быстро, ведь дома его ждала невеста. Моряк сразу, не откладывая, женился, устроился на шахту имени Кирова, с которой связал всю свою трудовую жизнь – 26 лет отдано этому предприятию.

Воспитали с супругой двоих детей, сына и дочь, выучили. Сын пошёл по стопам отца: трудился на шахте «Комсомолец». Дети подарили родителям троих внуков – на радость в их старости. И внуки до сих пор, несмотря на преклонный возраст ветерана, — частые гости в его доме, который по-прежнему, как в годы молодости, собирает под своей крышей всех. Друзья по работе тоже приходят, не забывают старого товарища, с которым столько всего пережили за долгие годы работы. Хотя и мало их осталось, но зато есть что вспомнить.

«Посидим, поговорим, и вроде бы жизнь становится другой, новые краски появляются в ней, — говорит Иван Васильевич. – Наша шахта всегда была на особом счету. А какие люди трудились рядом! Толковые, работящие, знающие цену каждому трудовому дню и каждому часу на смене. Потому, наверное, и работать хотелось. Мы шли в шахту как на праздник!».

Людмила ВАСИЛЬЕВА. Фото из семейного архива.

admin
mail@ria-leninsk.ru