Прежде чем Александр Сергеевич Зубарев, который сегодня трудится в шахтоуправлении им. А.Д. Рубана, впервые спустился под землю, до него это сделали его дед, а затем и отец. С тех самых пор прошёл не один десяток лет. За этот, казалось бы, небольшой промежуток времени на угольных предприятиях многое поменялось: изменилась технология добычи угля, а на смену изношенному оборудованию пришло новое, современное. Неизменным осталось лишь одно — по-прежнему, как и полвека тому назад, славная шахтёрская династия Зубаревых изо дня в день помогает выдавать на-гора тонны чёрного золота.
От лопаты до комбайна
О том, какой ценой раньше доставался шахтёрам уголёк, Александр Зубарев знает не понаслышке, а, как говорится, из первых уст. Его отец, Сергей Зубарев, отработал в шахте «Комсомолец» проходчиком почти двадцать пять лет. А ещё раньше на той же самой шахте трудился проходчиком и дед Александра – Леонид Огородников. Трудное тогда было время. Нелёгким оно было, скорее, оттого, что работать горнякам чаще всего приходилось по принципу: бери больше, кидай дальше. Осложнялась работа угольных добытчиков ещё и тем, что далеко не в каждом забое, как сегодня, можно было встретить проходческий комбайн. И если бы сейчас на каком-нибудь из участков горняки увидели плакат с надписью «Поздравляем коллектив с рекордом — 500-тысячным рубежом добычи угля за год!», то, наверное, от души посмеялись бы. А ведь для того времени это был очень неплохой результат.
Что сказать, сегодня про такую добычу уже почти позабыли. Возможно, потому, что на смену маломощным комбайнам пришло современное оборудование, которое не только значительно облегчило шахтёрский труд, но и в разы увеличило объемы выдаваемого на-гора угля. Так, например, в 2019 году горняки шахты имени Анатолия Дмитриевича Рубана (где сейчас Александр Зубарев трудится в должности заместителя главного инженера по производству на монтажно-демонтажных работах) за год смогли добыть 6 млн 344 тыс. тонн чёрного золота. Кстати, в этом есть и большая заслуга компании СУЭК, с приходом которой на угольных предприятиях Ленинска-Кузнецкого стали происходить кардинальные изменения, коснувшиеся буквально всех сфер, начиная с промышленной безопасности и заканчивая приобретением нового импортного шахтового оборудования.
А ещё Александр Сергеевич уверен в том, что добычные комбайны и прочая вспомогательная техника работают надёжно, как швейцарские часы, потому что компания никогда не жалела средств на закупку новых запчастей.
Если за дело берётся мастер
— Сейчас работать гораздо проще и легче, — говорит он. – У нас есть хорошая техника и запасные детали к ней. Благодаря этому зачастую опережаем сроки сдачи объектов. Например, в декабре этого года мы планируем запустить новую лаву в шахте, так вот работы по монтажу оборудования мы уже выполнили почти на 90%. Осталось совсем немного».
Но так, по воспоминаниям Александра Сергеевича, было не всегда. А началось всё в середине 90-х годов, когда он получил на руки диплом Ленинск-Кузнецкого горного техникума по специальности «Электрослесарь подземный» и устроился на шахту им. 7 Ноября. Оставшиеся ещё со времён Советского Союза проходческие и очистные комбайны, хоть и со скрипом, но всё же справлялись с поставленными перед ними задачами. В те годы молодому специалисту Саше Зубареву приходилось «пчелой кружить» над шахтовыми агрегатами, лишь бы они не выходили из строя. Два года носился он с огромной тяжелой гремящей сумкой по шахте, налаживая механизмы то ленточного конвейера, а то и подъёмных машин. Спустя пару лет его добросовестную работу заметило руководство, и ему предложили новую должность — горного мастера на АБ.
А потом настало смутное время, когда не то что заменить изжившие свой срок детали на добычных комбайнах стало нечем — шахтёрам месяцами не выплачивали заработную плату. Как и большинство преданных своему делу работяг, Александр смог это всё пережить. Что самое главное, он не только не бросил любимую работу, но и через несколько лет стал постепенно, шаг за шагом, подниматься вверх по карьерной лестнице.
В самом начале «нулевых», когда жизнь понемногу вошла в колею, решил он поступить в Московский государственный горный университет. И специальность выбрал далекую от той, которую получил прежде – подземная разработка рудных месторождений.
То ли волею судьбы, то ли добросовестное отношение к работе сыграли свою решающую роль — Александру Зубареву предложили перейти в заместители начальника очистного участка.
А сыновья-то в папу!
А потом, через пять лет после того как в 2016 году произошло слияние шахт имени 7 Ноября и им. А.Д. Рубана, Александра Сергеевича назначили на должность заместителя главного инженера по производству МДР. Повезло, скажете вы. Может быть, и так. Хотя решающую роль в том, что выбор пал именно на него, сыграли, прежде всего, не только его человеческие качества — трудолюбие и ответственность, но и умение найти общий язык с коллективом. Коллеги, которые трудятся с ним уже не первый год, говорят, что Александр Зубарев — настоящий горняк, профессионал своего дела и отличный отец!
Кстати, старший сын Александра Сергеевича Никита пошёл по стопам своего родителя. После школы он поступил в Ленинск-Кузнецкий горный техникум на специальность «Электрослесарь подземный» и, получив диплом, устроился на шахту им. А.Д. Рубана. Но это ещё не всё, что так сближает отца и сына. У них одно на двоих увлечение — рыбалка. Любят они в погожий денёк посидеть на берегу водоёма с удочками и поговорить о жизни и работе.
Неудивительно, что спустя несколько лет, окончив Ленинск-Кузнецкое училище олимпийского резерва, в шахту решил податься и Алексей. И теперь он, а не Никита, по праву носит почётное звание младшего шахтёра династии Зубаревых. Скоро исполнится год, как молодой человек трудится подземным горнорабочим вместе со своим старшим братом. «Мне нравится, когда наши смены совпадают, — рассказывает Алексей. – Я знал, что Никита — отличный брат, но то, что он хороший напарник — об этом я даже и не догадывался».
Но не только под землёй помогают братья друг другу. Когда Алексей выходит на поле, чтобы сыграть за футбольную команду «Заря» (в состав которой он входит), Никита с трибуны всегда поддерживает его. Что интересно, карьера Алексея, который превосходно играет в футбол, могла бы сложиться совсем иначе. Просто однажды он понял, что хочет не только быть похожим на своего отца, но и продолжить традиции славной шахтёрской династии Зубаревых.
Марина ЛЕВКОВИЧ.
Фото автора и из архива шахтоуправления им. А. Д. Рубана.