Специалистам фонда «Защитники Отечества» выпала непростая миссия. Ежедневно они общаются с людьми, пережившими страшную потерю в своей семье, стараясь помочь облегчить их дальнейшую жизнь, к которой после этого так трудно приспособиться. Но она, эта жизнь, продолжается, растут дети и стареют родители погибших в зоне СВО военнослужащих, поэтому забота о них, как и о самих ветеранах СВО,  – это святое дело Отечества, защищая  которое, они отдали свою жизнь и своё здоровье.  О том, как работает фонд в нашем городе, и о своей новой профессии нам рассказала Наталья Дикова – социальный координатор филиала Государственного фонда помощи  участникам СВО по Кемеровской области – Кузбассу в г. Ленинск-Кузнецкий.

 

— Наталья Николаевна, филиал фонда «Защитники Отечества» работает у нас второй год, с июля 2023-го. Чем он занимается?

— Наша главная миссия – это индивидуальное сопровождение семей погибших участников СВО и демобилизовавшихся из зоны СВО ветеранов боевых действий с заботой, уважением и справедливостью. В него входят: содействие в оформлении или восстановлении документов на получение статуса, в оформлении мер социальной поддержки, в оказании психолого-терапевтической, медицинской помощи для ветеранов и членов семей  погибших; организация бесплатной юридической помощи; обеспечение техническими средствами реабилитации; оказание помощи в социальной адаптации; содействие в обучении, переобучении, трудоустройстве и другие вопросы, связанные с улучшением условий для жизни.

Кроме того, мы проводим уроки мужества и мастер-классы для старшеклассников школ, участвуем в организации спортивных и культурно-массовых мероприятий. Вся наша работа ведётся в тесном взаимодействии с муниципалитетом, и я вхожу в состав межведомственной комиссии по координации оказания необходимой социальной поддержки и помощи участникам СВО.

— Как строится ваша работа на деле?

—  Фонд обеспечивает комплексное сопровождение ветеранов СВО и членов семей погибших ветеранов по принципу «одного окна». В нашем фонде нас, социальных координаторов, двое – я и Екатерина Александровна Дьячук. Мы работаем для каждой семьи, что называется, здесь и сейчас. При получении информации о погибшем мы приглашаем членов его семьи к себе. Как правило, это происходит через какое-то время, потому что в первые дни после случившегося далеко не все идут на контакт, и родственники находятся не в том состоянии, чтобы кого-то слышать. А потом, когда уже  познакомились, обменялись телефонами и контактами, со своими подопечными мы находимся на постоянной связи. Они могут позвонить нам и задать любой возникший у них вопрос. Например, если требуется получить какой-то документ в УСЗН или СФР, мы записываем человека на приём, всё с ним проговариваем и дальше берём этот вопрос на контроль.

— Кто официально считается членом семьи погибшего? Ведь в наше время случаются всякие разные ситуации – например, у погибшего был не один брак и от предыдущего у него остался ребёнок…

— В случае гибели военнослужащего право на получение мер социальной поддержки в первую очередь имеют его мать и отец, супруга, не вступившая в другой законный брак, и дети. При их отсутствии существует другая очерёдность.

— А как часто к вам обращаются сами ветераны?

— Ветераны у нас люди мужественные. Они пытаются сами решать все свои вопросы. Но это мы говорим о тех, кто приходит с СВО по окончании контракта или по каким-то другим причинам. А те, у кого есть группа инвалидности, конечно, обращаются. В частности, мы оказываем им содействие в адаптации жилых помещений под их нужды.

— Насколько оперативно вам удаётся справиться с тем или иным обращением? Приходится ли привлекать к этому более высокие органы власти, чем муниципалитет?

Всё решается оперативно: у нас вообще желательно рассмотреть всё в два-три дня. И если муниципалитет может эти вопросы решить, то тут нет никаких трудностей. К примеру, недавно к нам обратилась мама погибшего по поводу ремонта счётчика в подъезде. Своими усилиями она это сделать не смогла: то специалиста в обслуживающей компании нет, то ещё что-нибудь не так… Я обратилась в администрацию, и вопрос разрешился в один день.  Так что на более высокий уровень власти нам обращаться пока не приходилось.

— Не исключаю, что в вашей практике бывают и такие случаи, когда люди закрываются в себе полностью и говорят: «Не лезьте!». Как быть в таких случаях?

— Да, когда мы только начинали работать, были такие люди, которые категорически отрицали всяческую помощь. Они говорили: «Вы не вернёте нам то, что мы потеряли». Их можно понять: они находятся в той стадии горевания, из которой не все могут выйти благополучно и не застрять в ней. Но прошло время, я нашла подход к этим людям, и на каждое своё обращение к ним сейчас получаю их отклик.

— У вас очень трудная работа – вам приходится постоянно пропускать сквозь себя чужую боль. Как вы справляетесь с этим?

До этого у меня было уже более 14 лет муниципального стажа. А при подготовке  к этой должности я прошла обучение в Президентской академии при Российской академии народного хозяйства и государственной службы, где с нами очень хорошо работали психологи. Это было в Новосибирском филиале РАНХиГС.  Нас ожидала совсем новая специальность, и я приехала туда в ожидании того, что нам расскажут, как работать. А с нами в первую очередь начали работать психологи: день, два, три…Тогда мы не понимали, зачем нам это. Потом я прошла ещё одну подготовку в Новосибирске, и только когда уже начала работать, поняла, для чего нас так готовили с психологической точки зрения. Но моя работа мне очень нравится, несмотря на всю её многозадачность и на то, что надо иметь очень много рук, чтобы всё сделать. Но так тепло становится на душе, когда люди позвонят и скажут: «Спасибо вам! У меня это получилось». В такие минуты мы понимаем, что полезны людям и не зря здесь находимся.

Беседовала Наталья АРТЁМКИНА.

Фото автора.

admin
mail@ria-leninsk.ru