Мы часто говорим о той связующей нити, которая объединяет поколения. Для меня, краеведа, работающего с людьми, это вполне реальное понятие – многие из нас могут рассказать о своих предках, хранят их документы и фотографии. На днях я ещё раз убедилась в том, как важно знать свои корни – ты хорошо понимаешь, что твоя семья, деды и прадеды тоже стали частью истории страны и Кузбасса.
Уходящий 2019 год знаменателен тем, что мы отмечали столетие Кольчугинского восстания, давно вошедшего в учебники истории. Это историческое событие коснулось в то далёкое время почти каждой семьи, проживавшей у нас на руднике в Кольчугино и в окрестных селах. По Кемеровской области в разные годы было установлено свыше ста памятников, связанных с событиями гражданской войны. В нашем городе таких мест семь. И в декабре стоит вспомнить ещё две даты: столетие окончательного установления у нас советской власти и, как следствие, Ледяного похода, отступления на восток армии Колчака. Я побывала в семье Хорошевских – потомков одного из участников тех событий.
Евгения Спартаковна Хорошевская и ее мама Валентина Николаевна рассказали мне о судьбе деда и свёкра Николая Евстафьевича Хорошевского, который вместе с товарищами из подпольного комитета поднимал восстание против колчаковцев, а затем продолжал борьбу за советскую власть. Многое узнала внучка Евгения о своём деде от отца Спартака Николаевича, который был одним из хранителей исторического наследия.
— Дед, я знаю, всегда с большим волнением вспоминал о Камышанском логе и всех тех, кого замучили колчаковские каратели, — говорит она. – Для него это была не только страница истории, а трагическая часть жизни, судьбы, из которой, как из песни, слова уже никуда не денешь – что было, то было.
В 1957 году после траурного шествия состоялось перезахоронение останков жертв восстания в сквере напротив парка имени Горького. Там был установлен величественный обелиск, напротив которого находится их братская могила. Здесь мы до сих пор в апреле ежегодно возлагаем венки и цветы. Хорошевские помнят прадеда Евстафия Никитича, который в числе многих жителей Кольчугина пострадал от колчаковских репрессий – его фамилия была хорошо известна карателям. В ходе подавления восстания они требовали от отца, чтобы он сказал, где скрывается его сын…
— Судьба моего деда сложилась так, что он был вынужден покинуть Кольчугино, ушел с отрядом повстанцев в сторону Топок, а дальше был направлен в Томск для связи с подпольщиками, чтобы вместе продолжать борьбу за советскую власть вКузнецком и Щегловском уездах, — рассказывает Евгения. – Потом они ушли на Алтай для соединения с регулярными частями Красной Армии, которая зимой, в декабре 1919-го года, освобождала Сибирь и Кузбасс от колчаковцев.
Именно в эти дни, если точнее — 14 декабря, колчаковский гарнизон и администрация рудника грузились в вагоны, спешно покидая Кольчугино. А 17 декабря в село вступили партизанские отряды. Так в Сибири, Кузбассе и на руднике наступала новая жизнь.
— Моего папу Спартака Николаевича интересовала история гражданской войны, он собрал много материалов о том времени, — говорит дочь. — В городской газете «Ленинский шахтер», районной газете «Знамя труда», где он работал, публиковались его статьи. Да и в нашем домашнем архиве многое можно найти.
— Я знаю, кем был мой прадед, — сказала правнучка Николая Хорошевского Анастасия в ответ на мой вопрос. – Знаю, что происходило в Кольгугино весной 1919-го года – мне об этом говорили мама и бабушка.
Это и понятно, ведь каждую весну потомки Хорошевского приходят в сквер памяти, чтобы вместе с горожанами вспомнить трагическую и славную страницу нашей истории.
Тамара СЫТИНА. Экскурсовод краеведческого музея.
Фото из музейного архива.