Современный мир стремительно меняется, вместе с ним меняются и поколения. Нам стало интересно, что по этому поводу думают учителя. О том, как повлиял технический прогресс и общество на нынешних школьников, читайте в нашем интервью с учительницей русского языка и литературы гимназии №18 Натальей Давыдовой.
— Наталья Викторовна, у вас почти тридцать лет стажа работы в школе. Как вы считаете, сильно ли изменились дети за этот период времени?
— Раньше ребятишки были проще. Не скажу, что сейчас они плохие, нет, они хорошие. Меняется только время, а люди остаются во все времена неизменными. Дети были проще в плане чего? Не было у них гаджетов, за которыми они сидят целые сутки и портят своё здоровье. Да, современные дети хорошо владеют техникой, много знают о компьютерах и телефонах, имеют потребность в информации, любознательные. Ноу них сейчас клиповое мышление. Информации в их головах очень много, но, к сожалению, она лишена какой-либо основательности и не вся полезная.
— Как вы думаете, что послужило развитию такого мышления у подростков? Нужно ли избавляться от него, или оно неопасно?
— Если раньше ребятишки учили что-то, то учили основательно. Почему? Потому что ходили в библиотеку, сидели с ручкой и тетрадкой в читальном зале. А сейчас есть Интернет. Я не против, наоборот, хорошо, что он есть. Можно быстро получить любую информацию, будь это биография писателя или правописание слова. Дети умеют искать нужную информацию, но их знания отличаются по качеству от тех, которые получали мы. У них нет критического мышления — и это плохо. Они «нахватаются» информации из многих интернет-источников, а простроить логику, проанализировать и, следовательно, дать верное суждение не могут.
— Поделитесь советами, пожалуйста, как вы учите детей развивать критическое мышление?
— Учу детей рассуждать, а не пытаться дать быстрый, но какой-никакой ответ. Я даже по своему сыну сужу: «Мама, хочешь я тебе расскажу, кто такой Гитлер?». Он расскажет какие-то моменты, которые «выхватил» из Интернета, а если начинаешь задавать ему дополнительные вопросы, начинает теряться, потому что уже не владеет информацией. Учу их не пытаться ухватить какой-то один фрагмент, а собрать целую картину. Дети даже порой не проверяют информацию, которую берут. Она может быть недостоверной, а они её выдают за истинную. Говорю ученикам, что нельзя смотреть на один вопрос однобоко, нужно посмотреть с одной стороны, потом с другой, найти причинно-следственные связи и уже потом делать вывод. Считаю, что грамотный педагог должен давать знания не только по своему предмету, но и адаптировать поколение под современные реалии, указать на слабые места, чтобы помочь детям развиваться в современных условиях.
— Это очень здорово, что есть такие неравнодушные преподаватели, как вы. Скажите, бытует мнение, что современное общество вырастило менее человечное поколение? Вы с этим согласны?
— Общество потребления повлияло на детей, разнообразило их досуг, но никак не изменило их человеческие качества. Люди во все времена остаются неизменными. Почему я люблю взрослых ребятишек? С десятиклассниками всегда можно договориться, они послушные, говоришь им, чтобы убрали телефоны, — они убирают. Дети сейчас неплохие, нет. Есть жестковатые ребята, разгильдяи-разбойники, но их мало, и они всегда были. Я сама помню, когда училась, и у нас в классе были хулиганы, срывали уроки. Это было и будет всегда. А есть такие замечательные ребятишки, умиление вызывают. Например, среди десятиклассников есть большие мальчишки, здоровые. Один из них подходит ко мне и говорит: «Наталья Викторовна, у меня плохие отметки», — я ему — в ответ: «Да, плохие, надо стараться», — он со мной разговаривает, а у самого слёзы на глазах…Он уже так взросло выглядит, но ещё такой ребенок. Это очень умилительно.
Вероника КИПРИЯНОВА.