Значимым и необычным для нашего шахтёрского города событием завершается Год памяти и славы, под знаком которого в стране прошёл весь 2020-й. В ООО «Сиб-Дамель» завершилась реконструкция корпуса истребителя-бомбардировщика «Су-17М4» для сквера Патриотов, где установлена боевая техника. Реализация этого уникального проекта стала возможной благодаря сотрудничеству администрации городского округа и АО «СУЭК-Кузбасс».

На протяжении трёх недель у сотрудников предприятия, специализирующегося на ремонте и производстве горношахтного оборудования, была возможность воочию увидеть боевой самолёт в одном из просторных цехов и тем самым вживую соприкоснуться с военной историей страны.

Самолет доставили в Кузбасс по договоренности губернатора региона Сергея Цивилева с руководством Министерства обороны РФ. Реставрация «Cу-17» – одно из мероприятий в рамках Года памяти и славы, объявленного президентом России.

Для демонтажа и дальнейшей погрузки частей  истребителя в войсковую часть Оренбургской области командировали специалистов «Сиб-Дамеля». После доставки самолёта в Ленинск-Кузнецкий уже здесь, на месте, они выполнили все работы по реконструкции, которые 24 декабря подошли к финишной черте. С утра в цехе наносили последние штрихи в процессе окраски, и  серебристую крылатую машину уже можно было увидеть во всей красе. Это было впечатляющее и волнующее зрелище.

Одними из первых его увидели первый заместитель главы городского округа Рашид Бадертдинов и заместитель главы по социальным вопросам Дмитрий Ефлов, а также журналисты из кузбасских СМИ. Генеральный директор  ООО «Сиб-Дамель» Юрий Люкин и директор по производству Геннадий Говорухин ответили на все интересующие их вопросы и отметили, что в целом процесс реставрации оказался нелёгким. Несмотря на то что пару лет назад на предприятии уже восстанавливали внешний вид некоторых единиц боевой техники, которые затем «припарковались» в сквере Патриотов (в частности, танка), с авиатехникой имели дело впервые. И сложность заключалась не только в больших габаритах истребителя, но и в отсутствии информации о том, как правильно произвести его разборку. Тем не менее профессионализм, самый разносторонний опыт и свойственная «горнякам» смекалка позволили справиться с поставленной задачей в минимальные сроки.

Специалистам предприятия в первую очередь пришлось изготовить прототипы всех недостающих элементов в натуральную величину. Затем отреставрировали другие детали, нуждающиеся в этом, произвели контрольную сборку самолёта, сняли старое покрытие до заводской грунтовки, загрунтовали заново и приступили к покраске. На заключительной стадии техпроцесса тоже хватило своих нюансов. Как рассказал кузнец Сергей Тихонов, который выполнял эту работу, поскольку деталей и узлов в истребителе очень много, «пришлось подходить вариативно»: где-то подбираться к месту нанесения краски снизу, где-то сверху, а где-то и с подъёмного крана.

В конечном итоге результат коллективного труда оказался превосходным, а интеллектуальный банк предприятия пополнился новыми знаниями, которые всегда дают и новые возможности.

Рашид Бадертдинов поблагодарил всех, кто занимался реставрацией «Су-17»,  инженерно-техническую команду «Сиб-Дамеля» и компанию «СУЭК-Кузбасс» за их неоценимый вклад в дело сохранения памяти об отечественной военной технике и в патриотическое воспитание подрастающих поколений. Он рассказал также о том, что для легендарной «Сушки» в сквере Патриотов будет установлен специальный постамент. Это массивное сооружение и будет служить ей взлётной полосой — но уже не в небо, а в наше будущее. Планируется, что к майским праздникам следующего года истребитель-бомбардировщик займёт место своей вечной стоянки.

Наталья АРТЁМКИНА. Фото автора.


Первый советский самолет с крылом изменяемой стреловидности «Су-17» был разработан и запущен в серийное производство в 60-х годах прошлого века. Около 30 лет «Су-17» состоял на вооружении ВВС СССР и России, всего было выпущено почти 3 тыс. самолетов различных модификаций. «Су-17» экспортировался в 15 стран мира и участвовал во многих военных конфликтах, в том числе в «Войне Судного дня», Ирано-Иракском конфликте, а также он стал единственным советским боевым самолетом, участвовавшим в Афганской войне 1979-1989 годов. В ряде стран он до сих пор состоит на вооружении.

admin
mail@ria-leninsk.ru