Не так давно, до того как цифровые технологии захватили нашу жизнь, на поиск необходимой нам информации уходило немало времени. Приходилось часами сидеть в библиотеках, заказывать журналы, конспектировать. К сожалению, поиски не всегда заканчивались успешно. Появление Интернета значительно упростило этот процесс, но возник другой вопрос: как сделать пребывание наших детей в сетевой паутине безопасным и даже полезным? Для того чтобы на него ответить, я побывала в школе №2 (единственной в нашем городе, где дистанционно обучаются дети с ограниченными возможностями) и в центре психолого-педагогической помощи населению Ленинска-Кузнецкого.

Получить знания, не выходя из дома

Среди детей есть те, которые из-за ограничений по здоровью не могут посещать учебные заведения, поэтому переход на дистанционное обучение для них — единственная возможность не отстать от сверстников. Учителя через видеосвязь ведут уроки, на которых обмениваются заданиями с ребятами. И неважно, на каком расстоянии такие дети находятся от учебного заведения.

— В зависимости от состояния здоровья ребенка мы разрабатываем индивидуальные учебные планы для каждого, также составляем отдельное расписание занятий. Для нас важно, чтобы ребёнок адаптировался, а не сидел в четырех стенах. Ведь современные школьники активно используют Всемирную сеть, потому что с её помощью они не только занимаются с репетиторами на онлайн-уроках, но и посещают различные интерактивные сайты, — говорит заместитель директора школы №2 Ирина Лужных.

В открытом доступе

На просторах Всемирной паутины есть и немало развлекательного контента, платформ для творчества и самореализации ребенка. Здесь дети социализируются, заводят друзей по интересам, которых в живом окружении может и не быть.

Польза интернет-ресурсов, казалось бы, очевидна, но при всех положительных сторонах имеются и негативные. Не вся информация, размещенная в Сети, предназначена для детей и подростков. Если родители будут разрешать своим чадам часами «зависать» в Интернете, это может привести к печальным последствиям. К сожалению, не только со зрением. Для того чтобы подобный способ досуга не перерос в зависимость и не принёс больших проблем, психологи предлагают подходить к решению этой задачи комплексно.

Где всё легко даётся

Психологи из центра психолого-педагогической помощи населению сходятся во мнении, что первое знакомство ребёнка с Интернетом — это очень важный момент для их дальнейшего сотрудничества. И главное — его не упустить.

— Последнее время родители все чаще обращаются к нам с проблемой зависимости детей от Интернета. Они попросту не знают, как поступать в подобной ситуации. Дело в том, что они упустили период, когда ребёнок стал активно пользоваться Сетью. Согласитесь, что виновниками подобных случаев зачастую становятся сами родители, которые дают своим детям в руки гаджеты, лишь бы только они не отвлекали их от собственных повседневных дел, — рассказала психолог Галина Колмогорова.

Отсюда и шаблонное мышление: ребёнку проще отыскать ответы в Сети, чем самостоятельно мыслить. По словам педагога-психолога Ирины Витко, основная проблема современных детей в том, что они практически отвыкли от живого общения, им проще вести онлайн-диалоги со сверстниками и малознакомыми людьми. В итоге ребёнок может связаться с теми, кто воспользуется его незнанием и неопытностью.

«Мир Интернета — яркий, в нём многое приукрашено, там всё даётся легко, а в жизни приходится искать выходы, преодолевать какие-то трудности, и это нормально. Детей нужно учить тому, что есть жизненные проблемы, но все они решаемы», — рассказала педагог-психолог Екатерина Носкова.

Не терять контакт

Есть две базовые стратегии защиты детей — ограничить доступ в Сеть и научить распознавать её опасности. Психологи дали советы по каждой из них.

В раннем возрасте рекомендуют позволять пользоваться Интернетом дозированно, до 40 минут в день. Для того чтобы дети не закатывали истерики, нужно правильно организовать их досуг: играть в подвижные и эмоциональные игры (в догонялки, в мяч) или заняться рисованием, лепкой, тем, что может их заинтересовать. Желательно не отбирать гаджеты, а переключить внимание своего чада на другие полезные занятия. В юном возрасте дети очень легко «переключаются». Также можно применить приём «выбор без выбора», когда мы не напрямую указываем ребенку на то, что делать, а предлагаем альтернативу. Например: «Ты выключишь компьютер сейчас или после того, как закончишь эту игру?».

Детям постарше, от 10 лет, совсем ограничить доступ нельзя, потому что большинство домашних заданий отправляются через мессенджеры. Но тем не менее есть определенное время пребывания онлайн для учебы (время на выполнение уроков) и свободное время (общение и развлечения). Полтора часа в день для досуга достаточно, чтобы не сформировалась зависимость.

— Важно не терять контакт с ребёнком. Если он совершил какие-то действия в Интернете или под его влиянием, которые вы считаете неприемлемыми, то не стоит его ругать. Нужно стараться решить эту проблему, иначе он «закроется», потеряет к вам доверие и больше не обратится со своей проблемой, а будет скрывать её, — считает Галина Колмогорова.

Главное все же – это разрабатывать определенные семейные традиции: собираться за игрой, организовывать праздники, в выходной день, например, печь пирог. Важно, чтобы все в семье были заняты общим делом, больше общались между собой. Чтобы дети жили в реальности, а Интернетом пользовались больше как справочным материалом.

Анна ДРОЗДОВА. Фото автора.

admin
mail@ria-leninsk.ru