В этом учебном году школьники младшего и среднего звена специальной (коррекционной) общеобразовательной школы №6 начали постигать тонкости гончарного дела. Общеразвивающую программу художественной направленности «Гончарная мастерская» утвердили в августе, а в сентябре ребята уже начали осваивать азы ремесла. О благотворном влиянии нового творческого направления и успехах своих воспитанников рассказала педагог дополнительного образования Ксения Борисихина.
Уже несколько лет директор школы Кристина Николаева успешно ведёт работу по внедрению в обучающий процесс дополнительных развивающих программ. Детям нравятся творческие направления, и потому в этом учебном году было принято решение открыть ещё одно. Педагог Ксения Борисихина поддержала инициативу руководителя и предложила работать с глиной.
В школу №6 она пришла трудиться год назад. За её плечами – почти 15 лет педагогического стажа и колоссальный опыт работы с различными направлениями в рукотворном творчестве. Решив делиться своими умениями и с детьми с ментальными нарушениями, Ксения окончила курсы и получила диплом учителя-олигофренопедагога.
«В какой-то момент своей жизни я почувствовала острую потребность не только заниматься творчеством, но и помогать детям. Весь прошлый учебный год мы с ребятами занимались по двум направлениям: «Рукоделки-поделки» и «Точечная роспись». Ко мне в мастерскую приходили дети со 2-го по 7-й классы. Ребята были в восторге от занятий и от дружеской атмосферы на занятиях. Идея разработать новую программу по психокоррекции родилась этим летом. А с сентября наша гончарная мастерская заработала», — рассказала Ксения.
По словам педагога, занятия с глиной выбрали не случайно. Во-первых, лепка способствуют развитию мелкой моторики, координации движений, глазомеру, речи, абстрактного мышления и художественного вкуса. Во-вторых, у детей заметно расширяется кругозор, они становятся более инициативными, самостоятельными и уверенными в себе, привыкают к свободному самовыражению. Но самое главное, в современном мире глиняные изделия люди охотно используют в быту, и это уникальная возможность для ребят – получить навык, благодаря которому они смогут заработать себе на жизнь в будущем.
Арт-терапия необходима всем без исключения, уверяет Ксения. Даже если вы человек, далекий от рукотворного творчества, окунётесь с головой в процесс создания чего-либо, то непременно отвлечётесь от всего, расслабитесь и получите огромное удовольствие. Словом, творчество на пользу не только детям, но и взрослым.
Ксения призналась, что она получила море положительных эмоций во время обучения. В июле этого года ей пришлось вспоминать на практике гончарное ремесло, так как давно им не занималась. Она окончила базовый курс по гончарному делу в одной из кемеровских мастерских.
«Лепка из глины – это самый осязаемый вид художественного творчества. Дети видят, что создают. Они трогают, берут, мнут и по мере необходимости изменяют своё изделие. Во время работы у них задействованы все органы чувств. Конечно, моим воспитанникам труднее даются какие-то действия, они дольше осваивают какую-либо технику, но когда они добиваются определённого успеха, это дорогого стоит», — говорит Ксения.
В первой четверти ребята узнали о народных традициях, познакомились с инструментами и технологией изготовления керамических изделий, а также с различными техниками обработки глины. В процессе обучения все дети находились в так называемой ситуации успеха, ведь программа построена таким образом, что формирование знаний и умений осуществляется на доступном для всех уровне.
По словам Ксении, дети посещают занятия с удовольствием. В группах занимается от четырёх до восьми человек, поэтому педагогу удаётся уделить внимание каждому ребёнку. Но иногда дети делают что-то общее, к примеру, большой город. Школьники с удовольствием погружаются в творческий процесс, трудятся сами и помогают одноклассникам. На полках в мастерской уже разместились глиняные птички и тарелочки – результат детского труда. Несмотря на то, что Ксения проводит отчётные выставки, куда приглашает родителей и других педагогов, ребята всё же забирают из мастерской свои работы. Многим просто хочется, чтобы их изделие увидели и другие домочадцы.
Время от времени Ксения отправляет поделки ребят на творческие конкурсы.
К примеру, в прошлом году удалось принять участие в семи конкурсах. Так, первые места на Международном конкурсе «Герой космических просторов», Всероссийском конкурсе «Пасхальный перезвон» и II Всероссийском патриотическом конкурсе «Пока мы живы — мы помним!» завоевали Мария Соловей, Анна Гайчукова и Тимофей Антонов. На суд жюри Маша отправляла портрет Ю.А. Гагарина в технике точечной росписи, Аня — пасхальную композицию, а Тимофей — коллаж.
Своё панно «В берёзовом лесу» Александр Каширин оправлял на всероссийский конкурс творческих работ ко Дню народного единства и завоевал третье место. А Александр Жданов стал серебряным призёром областного конкурса творческих работ «Рождественское настроение».
Сейчас ребята с азартом готовятся к региональной благотворительной акции «Ангел надежды». Они старательно расписывают ёлочные игрушки в технике точечной росписи и уже с нетерпением ждут, когда в их школе появится гончарный круг.
Программа обучения в новой мастерской рассчитана на год и предполагает поэтапное усложнение заданий. Ксения надеется, что вскоре при поддержке неравнодушных горожан удастся отремонтировать отдельное помещение, а с третьей четверти дети начнут работать на гончарном круге и обжигать глиняные изделия в специальной печи.
Что ж, дерзайте, ребята, и не забудьте пригласить на выставку-ярмарку!
Анна ЩУР.
Фото Ксении Борисихиной.