Есть на карте неприметный остров протяженностью менее двух километров, которому в далеком 1969 году суждено было стать камнем раздора. Крупнейший вооруженный конфликт между Советским Союзом и Китайской Народной Республикой, разгоревшийся в начале марта, унес жизни десятков советских пограничников. Накануне 55-летней годовщины тех событий нашего земляка Владимира Султанова, одного из участников того боевого столкновения, пригласили в Приморский край на торжественное мероприятие. По возвращении Владимир Махаметович рассказал о поездке и поделился воспоминаниями о незабываемых мартовских днях более чем полувековой давности.    

С богатой историей город

Серое, непроглядное небо нависло над Владивостоком. Уходящие февральские дни выдались пасмурными. Но это не повод отменять памятное мероприятие, на которое ежегодно съезжаются десятки ветеранов-пограничников со всех уголков России. Среди приглашенных гостей — в том числе и кузбассовцы. На встречу с боевыми товарищами сюда, в Приморский край, ленинск-кузнечанин Владимир Султанов приезжает уже не в первый раз. Эти места ему до боли знакомы.

У скульптурной композиции в память героев-пограничников Ивана Стрельникова и Николая Буйневича, погибших 2 марта 1969 года в бою за остров Даманский, как и в прошлый раз, многолюдно. Многие ещё в строю. Вспоминая о событиях тех лет, говорили о Герое Советского Союза, участнике столкновений на острове Даманском младшем сержанте Юрии Бабанском, который впоследствии дослужился до звания генерала.

Побывали ветераны и в приграничной цитадели Приморья, в Дальнереченске. Город с богатой, интересной историей, которая связана не только с печально известным советско-китайским инцидентом. Дальнереченск неоднократно попадал в зону боевых действий: так, в 1945 году он стал последним советским городом, вернувшимся к мирной жизни.

Много фотографий было сделано на берегу реки Уссури, которая омывает берега не только  Дальнереченска, но и небольшого кусочка земли, некогда принадлежавшего Советскому Союзу. В 1991 году остров Даманский перешел в собственность Китая и получил новое название – Чжэньбао, что в переводе означает «драгоценный». Судьба многих драгоценностей трагична, и этот крошечный остров длиной примерно в 1,5 км и шириной около 600 м не стал исключением. К слову, параметры эти приблизительны, потому как размеры острова сильно зависят от времени года. Так, в период весенне-летних паводков он прячется под бурлящими водами Уссури, а зимой, словно тюлень, вылезает из воды погреть на солнце свои бока, и тогда его размеры не намного, но увеличиваются.

«Не поддаваться!»

Иногда так случается, что камнем раздора становится граница. Долгие годы отношения между двумя нашими странами были дружественными, и отсутствие четкого описания линии границы не приводило к трениям. Вопрос о том, кому принадлежит пустынный остров на реке, никого не беспокоил. Но ситуация изменилась в середине 60-х, когда у нашего соседа появились территориальные претензии к СССР. Китайская сторона всячески пыталась изменить линию границы, провокации (они исчислялись сотнями) стали обычным делом. Доходило до того, что китайцы, накрывшись овечьими шкурами, пытались нарушить нашу границу. Не обходилось и без боестолкновений. Несмотря на постоянные доклады о стычках, руководство было неумолимо: «На провокации не поддаваться, огонь не открывать!». Потасовки участились, а служба пограничников превратилась в бесконечные разборки с нарушителями.

Особый шарм острова Даманский — дикая природа и полное отсутствие дорог. Летом по Уссури сновали туда и обратно баржи: привозили продукты питания и остальной необходимый груз. А зимой путь пролегал по льду реки, и добраться туда было очень тяжело. В народе зимнюю дорогу даже прозвали «ссыльной заставой». Именно по такой занесенной снегом дороге китайцы в ночь с 1 на 2 марта скрытно — в белых маскхалатах — перешли Уссури. Им требовалось пройти всего 300 метров. Первыми нарушителей встретила группа пограничников под командованием старшего лейтенанта Ивана Стрельникова.

По нарушителям «Градом» прошлись

Беседуя с Владимиром Махаметовичем, перебирали многое, что пришлось пережить советским военнослужащим во время боевого конфликта. И было заметно: все, что касалось марта 69-го, и особенно всего, что было пережито тогда, его очень волновало. «Мы ведь тогда доказали, что наши границы священны и неприкосновенны», — подчеркнул он. Нет-нет, да и всплывали во время разговора какие-то позабытые с годами детали…

На остров Даманский Владимир Султанов попал накануне мартовских событий. К тому времени за плечами уже было два года службы. В армию его призвали в 1967 году, службу проходил в батарее управления артогнём и артиллерийской разведки, которая находилась на станции Лазо, в шести километрах от Дальнереченска. «Я не знал, в каких войсках буду служить. Так сложилось, что меня определили в разведку», — вспоминает он. Когда батальон отправляли в район острова Даманский, Владимир Махаметович уже находился на должности заместителя командира взвода.

Из-за отсутствия какой-либо инфраструктуры жить приходилось в палатках, которые отапливались за счет походных печей. Почти сразу же соорудили на сопке блиндаж. Там же, на Даманском, пришлось ему примерить на себя новую должность — командира топографического взвода. Боевых задач было много. Основная — это создать у линии фронта несколько эшелонов отхода для наших войск. Кроме того, приходилось определять и передавать артиллерии координаты противника.

Китайцы не лыком шитый народ — ловкий, увертливый. На кулак, как говорится, не лезли и всячески пытались увернуться от наших ударов. И судя по тому, как вели себя нарушители, сдаваться они не спешили. Но эскалации конфликта удалось избежать. И, быть может, потому, что 15 марта мы впервые решили применить новую установку — БМ «Град». Герой Советского Союза генерал Виталий Бубенин (его книги есть и у Владимира Махаметовича)  в своих мемуарах «Кровавый снег Даманского» писал: «За 10 минут обстрела китайских солдат из «Градов» от позиций противника ничего не осталось. По официальным данным КНР, за это же время был уничтожен почти весь основной военный состав. В иностранных газетах писали, что русские применили сверхсекретное оружие, и потому их стоит опасаться». Кстати, сегодня «Град» по-прежнему в почете. Эта установка нынче работает в зоне спецоперации, не давая врагу расслабиться. Наши войска, как и тогда на Даманском, работают аккуратно, почти хирургическим методом применяя высокоточное профессиональное оружие.

Марина ЛЕВКОВИЧ.

Фото из архива В.М. Султанова.

На удивление, но о такой исторической вехе как сражение за остров Даманский знают немногие, а ведь участниками того конфликта стали сотни советских военнослужащих. Защищая рубежи нашей Родины, 58 военнослужащих канули в вечность, 94 человека получили ранения. Несмотря на применение «Градов», остановить враждебные действия удалось лишь в сентябре 1969 года.

 

admin
mail@ria-leninsk.ru