Возможно, кто-то из вас, уважаемые читатели, знает, что в 30-е годы в нашем городе работал авиаспортклуб, где несколько лет готовили будущих пилотов. Известно, что его выпускники в годы Великой Отечественной войны отважно сражались за Родину и навсегда вошли в летопись нашего города. В их числе Герои Советского союза П.С. Шакурин, Д.И. Бизяев, а также Е.Ф. Земцов, посмертно награждённый орденом Отечественной войны I степени, и многие другие. Ленинск-кузнецкий авиаспортклуб (АСК) открылся при поддержке ДОСААФ СССР вновь лишь спустя 45 лет после войны. О том, как жили и учились курсанты первого послевоенного набора, нам рассказал его выпускник — ленинск-кузнечанин Василий Артеменко.

 

Небо его манило с детства

Василию было 15 лет, когда в газете «Ленинский шахтер» он прочитал объявление о наборе курсантов в авиаспортклуб. Осенью 1986 года его приняли в лётную группу. В то время началась новая волна освоения воздушного пространства, и такие клубы открывались по всей стране. Юноши и девушки, которые грезили о полетах, охотно приходили туда и с интересом учились.

Вася в группе был единственным курсантом из сельской местности. Он ходил пешком на учёбу из пос. Свердловский в любую погоду. К пяти вечера юноша спешил на занятия, которые проходили в ДК им. Ленина, а в девять вечера, когда они заканчивались, он шёл домой. В одну сторону Вася проходил без малого 10 км. Курсант стойко преодолевал трудности, потому что небо его манило с детства, и ему очень хотелось стать пилотом.

«Метель или мороз за окном – мне было неважно. Я брал книжки и шёл на занятия. Желающих учиться поначалу было много. Зимой, когда мы осваивали теорию, нас было порядка 50 человек, а к весне осталось 19. Руководил АСК Николай Устинович Радостев — замечательный человек, профессионал в своём деле, мастер спорта по самолетному спорту, заслуженный тренер России из города Барнаул», — вспоминает Василий.

Новые заботы — радость от полётов

Летом 1986 года в город прибыл состав с техникой. Николай Устинович вместе со своим 14-летним сыном Романом и курсантами ДОСААФ (Всесоюзное добровольное общество содействия армии, авиации и флоту) вывозили её на площадку аэродрома, которая располагалась в районе д. Красноярка. По словам Василия, в то время ДОСААФ СССР обеспечивало аэроклубы топливом и всем необходимым. Инструкторы АСК готовили лётчиков-спортсменов на учебных самолётах, а после обучения они при необходимости могли сесть и за боевые самолёты.

«Начальником штаба у нас была ленинск-кузнечанка Светлана Гавриловна Колесник, а руководителем полетов — Николай Федяев. Все работники имели воинские звания. Нашими инструкторами были опытные летчики, выпускники престижных военных училищ — Волчанского и Калужского. Хорошо помню инструктора Андрея Желтышева и медика Александра Бражникова», — делится нахлынувшими воспоминаниями выпускник авиаспортклуба.

Во время практики курсанты, среди которых были и девушки, всю неделю жили в казармах на территории аэродрома и учились летать на спортивных двухместных самолётах Як-52. В парке аэроклуба также были бензовозы, бортовые КамАЗы для перевозки личного состава, автомобиль скорой медицинской помощи. Позднее появились легкие многоцелевые самолеты Ан-2, одноместный пилотажный самолет Як-55.

По словам Василия, управлять самолетом Як-52 было трудно, и немаловажную роль играли физическая подготовка и питание. Инструкторы тщательно следили за тем, чтобы курсанты ели мясо, потому что за 30 минут полета можно было потерять до двух килограммов веса.

«Наши наставники несли большую ответственность за человеческие жизни и дорогостоящую технику. Поэтому курсанты самостоятельно совершали вылеты не сразу, а многих так и не допустили к полетам. Я помню, как в августе 1986 года, на День шахтёра, впервые после Великой Отечественной войны был организован воздушный праздник для жителей города. В показательных выступлениях участвовали только инструкторы. Они показывали фигуры высшего пилотажа и выбрасывали парашютистов», — рассказывает Василий.

Впоследствии и многие курсанты научились выполнять такие фигуры высшего пилотажа, как «Плоский штопор», «Бочка», «Мёртвая петля» и другие.

Форму курсанта авиаспортклуба юноши носили с гордостью. А в пионерлагерях, куда они убегали после занятий на танцы, их с радостью встречали мальчишки и девчонки.

Имена покорителей небес гремели на всю страну

Трудно представить, но курсанты АСК из нашего небольшого городка, о существовании которого мало кто знал, становились чемпионами СССР и мира.

«Наш наставник Николай Устинович, выпускник Барнаульского высшего военного училища, офицер, горячо любил дело, которым занимался, и вкладывал душу в воспитание молодёжи. Благодаря его труду немало ребят связали свою жизнь с авиацией, а Светлана Кабацкая, Лариса Моторина, Олег Бондарь, Миша Переверзев и Людмила Артемова прославили наш город на весь Советский Союз», — вспоминает Василий.

В 1988 году Светлана Кабацкая первая завоевала титул чемпионки СССР и позднее неоднократно становилась абсолютной победительницей чемпионатов СССР, чемпионата России (1998) и международных соревнований социалистических стран (1988), серебряным призером чемпионата мира (1996) и бронзовым призером чемпионата Европы (1997, Икариада – всемирные воздушные игры).

Позднее обойти асов из самых сильных лётных школ Украины, Белоруссии и Прибалтики удалось Ларисе Моториной и Олегу Бондарю. Спортсмены из Ленинск-Кузнецкого АСК вошли в сборную команду СССР, и в те годы это было сенсацией.

Обучение Василий и его товарищи закончили весной 1988 года. Вместе с ним выпускниками стали Евгений Богданов, Игорь Кривошеев, Сергей Семин, Вадим Панов, Сергей Филиппов, Эдуард Присяч, Евгений Шатилов, Александр Паневин.

Стоит отметить, что в Ленинск-Кузнецком АСК курсанты также учились дисциплинированности, трудолюбию, целеустремленности и сплочённости. Все эти качества им прививали неравнодушные наставники.

Василий с гордостью говорит о товарищах: «Александр Паневин был лучшим курсантом и первым совершил самостоятельный полет. Уйдя на заслуженный отдых, он несколько лет посвятил полётам на мотопараплане. К сожалению, Александра уже нет на этом свете. Сержант добровольческого отряда «Барс-7», майор полиции в отставке ушел из жизни 4 августа 2022 года в первом филиале госпиталя им. Бурденко после травм и их последствий, полученных в зоне в специальной военной операции. Сергей Сёмин — единственный из нашей летной группы, кто окончил Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков. Он летал на МиГ-29 и участвовал в боевых действиях на Северном Кавказе».

Ленинск-Кузнецкий АСК ушел в пике

Ленинск-Кузнецкий авиаспортклуб закрылся в нулевые. Василий нередко думает о том, как бы сложилась его жизнь, если бы после поступления в Калужское авиационное техническое училище он не бросил учёбу. Отслужив в погранвойсках на о. Сахалин и Курильских островах, он выбрал совсем другую дорогу.

«В то время мне казалось, что я достоин большего, но так как я хотел, не сложилось. Моя мечта не сбылась, зато, слушая мои рассказы о полётах, сын Матвей тоже заинтересовался авиацией. В настоящее время он учится в Воронеже в Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, на факультете беспилотной авиации», — говорит с улыбкой Василий.

Многие курсанты с теплотой вспоминают то золотое время.  Благодаря Николаю Устиновичу, который посвятил жизнь воспитанию молодежи, мечты о небе для многих стали реальностью и делом всей жизни.

В 1996 году руководитель авиаспортклуба переехал по семейным обстоятельствам в г. Барнаул. После его ухода клуб просуществовал недолго: как сказали бы летчики, ушёл в пике. В настоящее время Николаю Устиновичу 80 лет, он руководит Барнаульским аэродромом. Василий поддерживает с ним дружеские отношения до сих пор.

Чтобы не жалеть ни о чем, надо лететь за своей мечтой, пока молодой, и нет лучше ремесла, которое нравится, – так Василий всегда говорит своему сыну в надежде на то, что он будет ценить каждый прожитый день, заниматься любимым делом и приносить пользу людям.

Анна ЩУР.

Фото из архива Василия Артёменко.

admin
mail@ria-leninsk.ru