В ближайшие дни на линию ЛБС в зоне СВО из Ленинска-Кузнецкого отправится мотоцикл «Урал». Удивительно это или, наоборот, закономерно, но в прифронтовой полосе в зоне СВО особым спросом сегодня пользуются транспортные средства нещадно раз осмеянного всеми «отечественного автопрома». Старые добрые УАЗы-буханки и мощные трёхколёсные мотоциклы «Урал» тяжёлого класса служат нашим бойцам хорошую службу и стали незаменимыми при выполнении многих боевых задач.
Легендарный «Урал»
Объяснение такому «феномену» даёт, пожалуй, сама история создания мотоцикла «Урал». Она началась в 1939 году, когда, наверное, уже мало кто не верил в то, что войне с гитлеровской Германией быть. Вот что говорится об этом на сайте Ирбитского мотоциклетного завода на Урале, где и производились эти мотоциклы: «Министерство обороны Советского Союза пришло к выводу, что модель BMW R71 является самой лучшей, и следует сделать с неё копию для военных действий. В Москве началось производство собственных двигателей и коробок передач на основе BMW. В начале 1941 года были готовы первые образцы М72, которые были одобрены Сталиным и отправлены в производство. Завод в Москве после небольших усовершенствований начал производить сотни мотоциклов М72. Тем не менее, в Москве боялись попасть под бомбовый удар немцев во время войны, и поэтому было принято решение о переносе завода на восток… 25 октября 1942 г. первые мотоциклы М72 были отправлены на поле боя. В течение Второй мировой войны на передовую линию для разведывательной деятельности и использования мобильных отрядов было отправлено в общей сложности 9799 мотоциклов М72».
Запрос на «Урал» поступил с фронта уже и в наше время в волонтерскую группу «Мы – русские! С нами Бог!» при храме Сергия Радонежского. Это объединение на постоянной основе оказывает адресную поддержку военнослужащим из нашего города и района и их сослуживцам. И когда информация о запросе пошла по мессенджерам, нашлись люди, которые смогли помочь и в этом, казалось бы, довольно трудном деле. Даже с помощью всего мира купить добровольцам новый мотоцикл по нынешним ценам просто нереально, а со старым, если он ещё на ходу, расстанется далеко не каждый.
Несмотря на то что за всю историю производства мотоциклов «Урал» их было произведено значительно больше трёх миллионов, сегодня образец проверенного временем внедорожного мототранспортного средства можно найти разве что в заброшенном гараже. Кроме того, при этом зачастую уже вряд ли кто-то вспомнит его хозяина.
Первая Чеченская: и тогда это было…
Примерно так случилось и в нашей истории. Как рассказал ленинск-кузнечанин, шахтёр Сергей Елкин, узнав о запросе, он вспомнил, что в деревне Трёкино, в гараже его племянника Алексея Каменина давно уже густо покрылся пылью именно такой мотоцикл. Сам Алексей тоже живёт в городе, интереса к раритету он не проявляет, поэтому легко согласился на предложение Сергея передать «Урал» бойцам СВО.
Неравнодушие Сергея к нуждам фронта вполне объяснимо. Сам он во время срочной службы в ВДВ был участником Первой Чеченской войны, награждён медалью Суворова. Можно сказать, попал в самое пекло, потому что находился в Чечне в первые, жуткие месяцы противостояния с боевиками — с середины января до конца мая1995-го года. Сегодня он и его семья активно оказывают помощь своим всем, чем могут, в том числе и вместе с бывшими десантниками, живущими в городе.
«Всё мне это очень близко, говорит Сергей. — Уже тогда, когда я был в Чечне, нам привозили и носочки шерстяные, и письма школьниц со словами поддержки. Хотя всего было в достатке, и кормили нас нормально, но это было так приятно». Его ответ на вопрос, за что наградили медалью, по-военному короткий и чёткий: «Нашим пунктом базирования был аэродром Ханкала в пригороде Грозного. Я был водителем, мы подвозили боеприпасы, продукты и несли дежурство в пункте дислокации. Однажды колонна наша попала в засаду, но мы её отбили, уничтожив с напарником пулемётный расчёт…».
«Эта техника там очень нужна!»
Историю транспортировки мотоцикла в Ленинск-Кузнецкий мы опустим. Скажем только, что случилась она благодаря волонтёру уже упомянутой здесь группы Ирине Поповой — учителю школы №19. А далее за дело взялся её сын — тоже шахтёр Михаил Попов. На протяжении уже нескольких лет он занимается мототуризмом, так что с мототехникой общается «на ты». Вот что Михаил рассказал, когда уже практически завершил «реанимацию» «Урала» в своём гараже:
«Со мной связались из группы «Мы русские! С нами Бог!». Сказали, что есть мотоцикл, надо его восстановить, и ребята на СВО очень ждут его. Честно говоря, даже не знал, возьмусь ли за него. Но привезли, и начал заниматься. Не так быстро, как хотелось бы, чтобы отправить, а по мере возможности: где-то после работы пару часов, где-то весь выходной. Увлечение мототехникой мне дед привил. У него тоже был «Урал», и я лет с 13-14-ти с ним всегда ездил и копался в мотоцикле. Самым сложным было двигатель в первый раз запустить. Я, наверное, неделю пытался его завести. Перебрал всё, что можно, — и ни в какую! Думаю, то ли я такой «везучий», то ли он такой противный. Но поставил новый карбюратор, свечи, провода и — он завёлся».
В одиночку Михаил сварил багажник, отладил фары, снял коляску и приварил фаркоп, как просили ребята, чтобы можно было ездить с прицепом. По их же просьбе перекрасил «Урал» в цвета камуфляжа: он был синего цвета, с улыбкой поясняет Михаил, а парни там ни синий, ни голубой на дух не переносят.
В общей сложности на восстановление мотоцикла ушло месяца полтора. Деньги на новый аккумулятор, расходники, запчасти собрали жители деревни, где и живёт тот самый боец, для передачи которому предназначается «Урал». А сам механик-самоучка очень рад тому, что справился с задачей. В первую очередь, конечно, потому что он смог помочь ребятам на фронте. Но и самому интересно было вспомнить, признаётся он, как они с дедом возились с его мотоциклом — ностальгия, в общем, тоже присутствовала при всём этом.
Теперь волонтёрам предстоит найти пути транспортировки «Урала» на ЛБС.
Задача эта не из простых, но, зная этих людей, могу сказать, что нет для них ничего невозможного. Ведь все они — настоящие, и, хотя нити судьбы у всех разные, совершенно неслучайно оказались в это тяжёлое время вместе именно там, где есть.
А завершить свой рассказ я хочу обращением Михаила Попова к землякам: «Если у кого-то техника такая есть, можно отдать её на восстановление или, если она на ходу, сразу передать нашим ребятам. Она там очень нужна! Это отличные машины и по грузоподъёмности, и по проходимости, которые будут ещё долго ходить. Если на них никто не ездит и не будет ездить, зачем они будут пылиться в гараже, когда могут принести такую пользу!».
Наталья АРТЁМКИНА.
Фото автора.