Наталья Тихонова: «Моё правило по жизни — я никогда не говорю «нет»!

В нашем новом проекте «Классные» мы будем рассказывать о тех учителях нашего города, которые любимы своими учениками. Когда выпускники вспоминают о них с радостью, а учащиеся отзываются с уважением. Сразу понятно, этот человек находится в нужное время в нужном месте и готов делиться частицей души с новыми поколениями школьников. Уважаемые читатели, стать героем проекта может и ваш любимый педагог. Главное — чтобы после прочтения ребенок или взрослый могли с полной уверенностью о нём сказать: «Да! Это классный учитель».

Колбы, пробирки, горелка… В этом кабинете вечно витает запах химических реактивов. На стенах висят таблицы Менделеева, а в шкафах лабораторной можно найти разные вещества, к которым тянется душа настоящего экспериментатора… Здесь детям открывает мир химической науки героиня нашего проекта — Наталья Алексеевна Тихонова, учитель школы № 1.Чем она покорила сердца учеников? И какие секреты воспитания ей известны?Об этом мы постарались разузнать подробно. Скажем сразу, порой её позиция крайне удивляла.

Начало пути

Наталья никогда не мечтала работать в школе…Но ей всегда нравилось общаться с детьми. Будучи ученицей, она организовывала школьные праздники, всегда была вожатой и активисткой. Большого значения этому не придавала. А пока училась в школе №7, вообще хотела стать врачом! Когда в первый год она не поступила в медицинский, устроилась работать лаборантом-фельдшером в школу № 42. После такого опыта к ней пришло окончательное осознание того, что ей хочется вернуться в школу! Поэтому она поступала на химический факультет с четкой целью: стать учителем.
После окончания КемГУ в 1998 году она вернулась в родную школу №7, где четыре года работала педагогом-психологом (у Натальи Алексеевны две специальности: учитель химии и педагог-психолог). После декрета и смены места жительства Наталья устроилась в школу № 1, где преподает химию и сегодня. Если мыслить категориями фактов, то в 2018 году её педагогический стаж насчитывал 20 лет, 15 лет из которых отданы нынешнему месту работы.
В её семье все, начиная с бабушки и родителей и заканчивая братом и снохой, — железнодорожники.Целая династия!Но она нисколько не жалеет, что работает в школе. Хотя Наталья мечтала в юности о карьере врача, её бабушка всегда хотела видеть внучку педагогом. Видимо, не зря. «Я не хожу на работу, работа — это моя жизнь! Здесь, в школе, я живу»,- улыбается Наталья Алексеевна. Наверное, это истинное счастье — найти своё предназначение.

«Опыт — сын ошибок трудных…»

На первых порах разница в возрасте между учениками и молодым учителем была незначительной, отношения выстраивать было сложно. В общении с учениками молодой педагог была настоящим снобом! Думала, что знает и умеет всё безупречно. Все после университета с этим сталкиваются. Подобными моментами надо просто «переболеть».Человек не способен уметь абсолютно всё. Сегодня своим ученикам Наталья Алексеевна не говорит те вещи, которые ей не близки или непонятны.
Есть мнение, что детей надо либо любить, либо уважать…И по этому поводу наша героиня уточняет, что детей надо любить. «Уважать можно за что-то: за дела или поступки. Но любим-то мы просто так! И для меня все ученики как родные, просто я их люблю». На вопрос, отличаются ли современные дети от предыдущих поколений, учитель заверила нас, что гаджеты хоть и пришли в нашу жизнь, но дети есть дети — такие же, какие были до этого.

Нет протестов!

В воспитании свей дочери Александры, Наталья Алексеевна придерживаются двух главных правил: во-первых, она ничего не запрещает, а во-вторых, старается во всем подавать пример. Если одним запретом вопрос не решить, нужно плавно «увести» в другую сторону, либо предложить что-то взамен. Потому что, если просто что-то подростку запретить, начнется протест. К примеру, некоторое время назад её дочь увлекалась творчеством эпатажного рок-исполнителя Менсона. Наталья поначалу пыталась с ней в этом бороться, противилась. Но как педагог она понимала, что лучше не запрещать, а переждать, когда придет новое увлечение на смену предыдущему. «Ну если нравится, пусть нравится!» — решила Наталья Алексеевна. И правда, прошел год, и об этом исполнителе в их доме уже и забыли. Точно так же она ведет уроки в классе.
А еще наша героиня всегда старается быть для детей примером. Она не болтает лишний раз о пользе для здоровья зимних видов спорта -сама встает на лыжи и ведет домашних на спортивную прогулку. Если надо сшить поделку — садиться и шьет вместе с дочерью Александрой. Вообще, в семье они всё стараются делать вместе. И такое воспитание приносит свои плоды. Дочь нашей героини в этом учебной году заняла первое место в городском конкурсе «Ученик года-2018».
По мнению этого педагога, главными всегда являются искренность и доверие в отношениях. Любые промахи детей она старается объяснять без крика, тонко подводит ребенка к осознанию собственной ошибки. В работе на уроках старается не повышать голос. Просто после криков она чувствует эмоциональный дискомфорт. Естественно, случается и так, когда приходится повысить тон на уроке — некоторые дети просто не реагируют на спокойную речь. Но все же в своей практике она очень старается свести такие случаи на нет.

«Кому 100 рублей?»

Планы у выпускников обычно грандиозные, наполеоновские — поступить в вузы Москвы, Санкт-Петербурга и так далее… И когда назидания и наставления о необходимости учиться были эффективными? Да только в редких моментах. Среди своих подопечных наш учитель любит проводить такой эксперимент: достает банкноту и спрашивает класс «Кто хочет 100 рублей?». Вроде все просто — протяни руку и возьми! Но мы с детства ищем во всем подвох, обрекая себя на бездействие. В этом эксперименте принимали участие сотни учеников, но забрал банкноту только один. Наталья Алексеевна этим примером учит детей добиваться целей: «Прежде чем что-то получить, надо что-то сделать. Чтобы мечта переросла в цель, надо всегда действовать». И для поступления в столичные вузы и дальнейшего успеха в жизни…

Сложности работы педагога

В этой профессии много нюансов. На вопрос почему она не испытывает профессионального выгорания, весело отвечает: «Я не напрягаюсь». Просто считает детей удивительными. Ученики заставляют её всегда быть в тонусе, держать высокую планку. Понимание современных детей основано на опережении. Именно поэтому Наталья Алексеевна старается всегда узнавать о новинках в литературе, спорте, музыке… Призналась даже, что пыталась послушать современных рэп-исполнителей, но, поняла, что их творчество ей не нравится.
Самое сложное в работе учителя — это момент, когда дети открывают душу, делятся самым сокровенным, но просят не говорить об этом родителям. А учитель понимает, что родитель-тоже об этом должен знать! Вот и мучается порой, ночами не спит наша «классная мама». Думает, как помочь или поддержать ребенка. Кстати, детские тайны она не разглашает, но всем рекомендует во всем честно признаваться близким. За советом к ней обращаются до сих пор не только нынешние ученики, но и выпускники разных лет. «Меня однажды спросили, где в Кемерове можно купить термометр для аквариума? Ну откуда же мне знать». Улыбаясь, она успевает открыть папку педагога, где у нее лежат фотографии разных лет: здесь и первый её выпуск 2007 года, и фото выпуска 2017-го.
В окружении мензурок и стеклянных пробирок, между наглядными материалами к уроку лежат грамоты детей и самого педагога. Целая кипа бумаг! Золотым блеском мерцает на полке табличка «Самому любимому учителю»… Эту награду присуждают тем педагогам, за которых голосовали дети. Но наша героиня не стала заострять на этом внимание, продолжила рассказ о случаях с выпускниками.
Со всеми детьми она держит связь и сегодня, общается в социальных сетях, мессенджерах, созванивается по телефону. Однажды был звонок в два часа ночи, звонила одиннадцатиклассница, сдающая ЕГЭ по химии. В тот год эта девушка набрала максимум по предмету — 100 баллов! И просто не могла не позвонить своей учительнице, пускай и в два ночи! И таких историй в жизни нашей учительницы много.

Нахимичили…

Уроки химии в школе могут быть очень зрелищными. Вспомните серии «Ералаша», где каждая лабораторная заканчивалась взрывом. Но как привить любовь к этой науке детям? Казалось бы, это вопрос на засыпку, но только не для Н.А.Тихоновой. Дети очень любят опыты, они всегда привлекают внимание. А еще одним секретом успеха является практичность знаний. То, что пишут в учебниках, она старается преподнести наглядно. Например, когда в 10 классе проходят тему «Алюминий», она приносит потертые алюминиевые ложки. Оказывается, посуду из этого металла нельзя чистить бытовой химией на основе щелочей — они просто его растворяют! Ученики Натальи Алексеевны также не будут хранить борщ в алюминиевой кастрюле, чтобы не растворить супом этот металл.
Самым опасным моментом на уроке был химический опыт перед классом. Его всегда проводит только учитель. Нагревали этиловый спирт с серной кислотой. Пробирка лопнула, и горячая кислота брызнула во все стороны! Хорошо, что никто тогда не пострадал и не получил ожогов. Кстати, это единственный опасный момент за все 20 лет работы педагогом.

Пицца и ученики

В свое свободное время Наталья Алексеевна любит бисероплетение и прогулки на велосипеде. Считается, что эти занятия укрепляют нервы и здоровье. А еще она очень любит печь: печенья, кексы, пирожные… Дети это очень ценят, ведь часто в гостях у нее дома бывают целые делегации выпускников прошлых лет. Своих выпускников она балует выпечкой. «Позвонили мне, сказали, что соскучились по моей пицце! Просили испечь им», — рассказывает Наталья Алексеевна. «Пришлось проснуться ранним утром в воскресенье и настряпать. Не могла же я им отказать, ведь так?»
Главный секрет общения этого педагога — искренность и доверие, хороший личный пример. А лавным достижением своей жизни считает успехи дочери: «Она у меня умница и красавица!»
…Все-таки хорошо, когда человек находит свое призвание.

Мнения школьников и выпускников:
«Мне кажется, я разгадала секрет её успеха педагогической деятельности: он зависит от умения наладить правильные взаимоотношения с детьми. Если бы Наталья Алексеевна была рыцарем, то на её щите был бы начертан такой девиз: «Не ждать, а действовать!» (Л. Максимова, выпускница 11 «А» класса)

«Тихонова Наталья Алексеевна — мой учитель химии и классный руководитель! Все уроки, которые она проводит, очень интересны и занимательны. Она использует различные подходы  при объяснении материала, помогая разобраться каждому. Не просто читает лекции, а ведет с нами беседу… Наталья Алексеевна помогает нам в подготовке к различным мероприятиям, проводит занимательные классные часы, интересуется жизнью класса. Прекрасно ладит с нашими родителями. Я очень горжусь, что у нас есть такой учитель». (Анастасия Кадошникова, 11 «А»).

«Нет человека, который относился бы  к своим подопечным с таким вниманием, пониманием и заботой, едва ли не ежеминутно разрешая их большие и малые вопросы, направляя и поддерживая. Наш класс неизменно в первых рядах благодаря стараниям любимого педагога, чьи личностные качества неоценимы, чья самоотверженность не знает границ». ( Елизавета Максимова, 11 «А»)

«Дорогая Наталья Алексеевна! Вы настоящий учитель и замечательный классный руководитель! Ваша доброта и забота сделал нас лучше. Спасибо вам за то, что помогаете во всем и не бросаете. Желаю вам здоровья, крепких нервов и осуществления ваших заветных желаний!» (Даша В.)

На заметку

За время беседы наш учитель рассказала, как знания химии помогают в быту:

  1. Про ацетон: лучше отказаться от жидкости для снятия лаков на основе ацетона! Оказывается, это вещество очень быстро попадает в кровь через микротрещины и утончает ногтевую пластину. Хочешь красивый маникюр — долой ацетон!
  2. Про глицерин: считается, что он увлажняет кожу – это так, но за счет того, что молекулы этого вещества притягивают к себе воду из воздуха! Тем и увлажняет. Но если воздух сухой, глицерин будет тянуть влагу из слоев кожи и тем самым сушить её.
  3. Про фенол: вместе со своими учениками они выяснили, где содержится этот элемент. Фенольные соединения можно встретить в парацетамоле, цитрамоне и других лекарственных препаратах. А еще он встречается в разных сортах чая. Повод задуматься… (Фенол — это карболовая кислота, обладает свойствами противомикробного действия; применяется в дезинсекции предметов быта). Пахнет как гуашь.
    Наталья Алексеевна смотрит всегда на состав продуктов в парфюмерных магазинах и действительно понимает, о чем пишут на этикетках.

Вероника ВЛАСЕНКОВА.

В рубрике: Классные, Наши проекты, Образование

Другие новости:

Услышать все: как вернуть утраченный слух Услышать все: как вернуть утраченный слух
Увлечение своей профессией помогает быть на высоте Увлечение своей профессией помогает быть на высоте
С риском для жизни С риском для жизни
Будьте бдительны всегда! Будьте бдительны всегда!
При использовании материалов ссылка на сайт Городская газета обязательна.
© Городская газета. Все права защищены.