Как-то в недавней беседе с другом повспоминали годы студенчества, и он разоткровенничался: «Знаешь, наверное, хорошо, что мы не стали работать в школе. Нет, дело не только в том, что дети сейчас стали другими, нежели тогда, когда мы учились сами, а потом вели уроки во время практики. Просто сейчас учителя не учат, а предоставляют образовательные услуги. Чувствуешь разницу?».

Что ж, меня несколько удивило его мнение, но вскоре после нашей беседы невольно пришлось вернуться к тому, о чем мы говорили. В одной из газет я натолкнулся на интересную статью «Образование от одного пола», где прямо указывались причины того, почему в наше время в школе встретить мужчину-педагога едва ли не равно тому, чтобы увидеть на российских дорогах старые «Икарусы» (помните такие автобусы?). Конечно, это шутка, но ведь в каждой шутке, как известно, только доля шутки… Приводить выдержки из этой статьи и тем более обвинять женщин-педагогов в том, что они зачастую намеренно «съедают» своих коллег-мужчин я не буду. Однако мужчине-учителю действительно непросто.
Кто бы и что ни говорил, но учитель – хоть холостой, хоть женатый – объект внимания со стороны своих женских коллег поневоле. Не будем ханжами – это жизнь, однако на этой почве в учительском коллективе нет-нет да и возникают конфликты. Но мужчина просто уволится, если начнется «выяснение отношений».
Второй момент: не столь часто, но бывает, что девочки-ученицы где-то с класса восьмого смотрят на преподавателя, недавно окончившего педагогический институт и устроившегося на работу, именно как на мужчину – в самом прямом смысле. И не все эти истории завершаются «хэппи-эндом». Как вы думаете, легко ли работать в школе после подобных случаев, вплоть до судебных разбирательств, насколько они укорачивают мужчинам жизнь, ведь они часто не ожидают подвоха и не поддаются на «провокации»? И снова мужчины-педагоги бросают эту разочаровавшую их работу (речь не о случаях, где они уже сами распускают руки или, не дай Бог, домогаются до учениц)…
А теперь про образовательные услуги. Сейчас приличную часть своего времени учителя тратят на заполнение различных бумаг и отчетов. Мой товарищ во время беседы огорченно вздохнул: «Это не обучение. Когда учителю уделять больше времени, собственно, самому процессу, а не бумажным отчетам? Как ему уделять время ребенку, чтобы он лучше усвоил материал, с которым у него бывают затруднения? Ну да, есть же еще родители. Главное, чтобы бумаги были в порядке. Ведь это — зарплата и статус…».
Мнение моего товарища, конечно, несколько эмоциональное и субъективное, но я бы хотел к нему добавить вот что. Мужчинам-учителям работать с бумагами неинтересно. Особенно тем, в которых присутствуют творческое начало, харизма, к которым дети тянутся всей душой, когда благодаря их интересным способам ведения уроков история, физика, физкультура и т.д. становятся любимыми предметами, а не нудной обязаловкой. И никто не знает, как долго мужчина-педагог сможет терпеть всю эту бумажную бухгалтерию. Женщинам в этом плане сильнее мужчин…
Поэтому, уважаемые дамы, говоря о том, что сейчас не осталось настоящих мужчин, помните, что характер их, помимо прочего, формируется еще там, в школе. А этим процессом, пусть и косвенно, но, по большей части, занимаются женщины-педагоги, причем иногда одинокие, — отсюда и результат. Помните об этом. Давайте уже помогать мужчинам-учителям…

Анвар САДАТОВ.

admin
mail@ria-leninsk.ru