«My name is…» — одна из первых фраз, которую учат ребята в школе на уроках английского языка. Ее знает почти каждый. Но вот далее, когда выражения становятся сложнее, а количество слов, которые необходимо выучить, увеличивается, у многих детей возникают проблемы. В таких случаях родители вынуждены прибегнуть к помощи дополнительных специалистов. Сегодня на 10 глупых вопросов ответит Мария Боярская, репетитор английского языка.
— Маша, родители, конечно, хотят для своего чада лучшего педагога, поэтому для проверки задают простой вопрос: «А вы точно знаете английский?». Часто сталкиваешься с таким?
— Честно сказать, приходится. Когда услышала вопрос впервые, оказалась несколько в тупике, все-таки я просто не могла бы преподавать, если бы не знала предмет. Сейчас отношусь к этому спокойнее, чаще всего отшучиваюсь: «Давайте для начала русский выучим».
— Бывает ли такое, что ты приехала заниматься с ребенком, а родитель просит «заодно научить его паре фраз»?
— Довольно распространенный случай. Я, в принципе, почти никогда не отказываю, единственное, что создает здесь трудности, это плотный график. Так как я выездной репетитор, то ученики у меня расписаны буквально по минутам, поэтому найти лишнее время, пусть и совсем немного, бывает проблематично.
— А чему конкретно хотят научиться взрослые?
— Почему-то в основном это нецензурные слова. При том просят научить такой фразе, перевод которой знали бы только они. Чтобы никто вокруг не понимал смысла произнесенной фразы. Для чего это нужно, я ума не приложу, но, как говорится, в каждом взрослом человеке есть внутренний ребенок.
— Что делать в ситуации, когда ребенок начинает плакать и наотрез отказывается заниматься?
— Тут приходится находить выход из положения, хочешь ты того или нет. Для того чтобы занятия были продуктивными, с учеником должен быть доверительный контакт. В случае с истериками я говорю детям, что тоже сейчас зареву, и родители будут жалеть меня как маленькое дитя. Почему-то это помогает, ребенок сразу начинает улыбаться, слезы прекращаются – можно продолжать занятие.
— А каждый ли может стать репетитором?
— Думаю, что нет. Нужно иметь много терпения, нервов в запасе и понимания. Если человек вдруг сорвется и накричит на ребенка, то, скорей всего, этот урок станет последним. К тому же нужно обладать педагогическим талантом, чтобы доступным языком объяснить ученику то, с пониманием чего он испытывает трудности. Если такой способности нет, то учитель получится из вас посредственный. Репетитор в первую очередь должен быть другом, а не учителем.
— Сейчас распространенная практика – это изучение английского онлайн, когда учитель у себя дома, а ученик – у себя. Они созваниваются по видеосвязи и занимаются. Насколько это действенный способ?
— Не очень действенный. Это может помочь в изучении языка лишь поверхностно, все же нужен непосредственный контакт. В идеале это вообще должен быть носитель языка, но это редкость. В случае с репетитором живое общение, безусловно, куда лучше помогает в освоении иностранных языков.
— Есть мнение, что изучение языков – лучший способ не стареть. Справедливо?
— На эту тему есть целые исследования, которые подтверждают эту гипотезу. Всего сейчас не упомню, но при изучении языков мозг обрабатывает большой объем информации, постоянно работает, что и не позволяет ему стареть. Так что если пожилым людям хочется добавить в жизнь мозговой активности, то рекомендую поизучать симпатичный им язык.
— За сколько можно полностью выучить английский?
— Нет определенных сроков, язык — такая вещь, его можно учить каждый день, при этом узнавая что-то новое. До, скажем так, очень приличного разговорного уровня можно выучить в среднем за год. Но тут все индивидуально, зависит от работоспособности, желания и усердия конкретного человека.
— Бывает ли такое, что ты отказываешься от ученика?
— Единственный вариант, при котором возможно подобное развитие событий, — это когда я убеждена в том, что ребенку не нужен репетитор. Бывает такое, приедешь, а дите смышлёное, просто ленится, например. Но при таких раскладах ему не нужен репетитор – от него просто не будет толку. Здесь остается просто дать рекомендации по изучению и сказать родителям, чтобы были более строгими со своим ребенком. Помогает в 100 процентах случаев.
— Часто ли ученики влюбляются в своего учителя?
— Ну кто из нас в бытность школьником не влюблялся в своего педагога? Это же подростковая романтика, беззаботное время. Влюблялись ли конкретно в меня? Это педагогическая тайна.
Андрей ХМЕЛЕВСКИЙ.