Мода всегда была отражением времени.
Но модные тенденции имеют свойство возвращаться.

Фотографии прошлых десятилетий удивляют нас видом старинных костюмов и платьев. И правда, на какие только ухищрения не шли женщины ради своей привлекательности. В новой  рубрике «Антресоль» мы будем рассказывать о нарядах наших мам и бабушек. И в первом выпуске мы вспомним далекие 40-е и 50-е годы. Возможно, эти вещи вы до сих пор храните на полках своих шкафов.
Мне всегда было интересно примерить на себя костюмы разных эпох. Но не всегда была такая возможность. Время нещадно уничтожает предметы быта и повседневности. Хорошо, что есть в нашем городе краеведческий музей! Именно туда я отправилась за отличными кадрами и свежими впечатлениями, воспользовавшись своим служебным положением…

«Всё на фронт! Всё ради фронта!»

Для начала меня рассказали об истории костюмов 40-х годов. В войну было не до красоты или удобства! Из беседы с хранителем музейных фондов И.Ю. Арямкиной мы выяснили, что в то время экономили буквально на всём. Даже количество ткани на одежду сокращали вдвое. Пышные юбки были настоящим расточительством! И вскоре после 1940-го силуэт платьев стал прямой, либо трапециевидный. Экономили даже на длине подола: к концу войны юбки стали немного короче. Часто мастерицы перешивали одежду из платьев довоенного времени или мужской военной формы. Участница Ленинградской битвы Е.Н. Ванина на одном из мероприятий заметила, что в начале Великой Отечественной войны формы для женщин не было, и девушкам на фронте приходилось надевать мужскую. Сильно везло той, кому одежда соответствовала размеру! Наверное, поэтому в моде этого десятилетия были большие плечи. «Большая линия плеч показывала силу и мужество борцов за мирное будущее», — говорит об этом факте И.Ю. Арямкина. Кстати, в то же военное время вошла в моду «баска» (широкая оборка на талии). Просто она сильно напоминала по форме гимнастерку, подпоясанную огромным мужским ремнем. И кстати, такой способ хорошо подчеркивал талию. Женщины и на войне хотели оставаться привлекательными.
В музее показали одежду той эпохи — не все дошло до нас в целости и сохранности. Мне посчастливилось примерить черное платье в мелкий горошек. Такой рисунок был популярен и в войну, и в довоенное время. Белый отложенный воротничок, рукава-фонарики, спереди — бант из тесемок.В этом наряде и сегодня можно выйти в свет. Выглядит оно очень стильно, и, замечу, мне в нем было очень удобно. Кстати, дополнили мой образ серой кожаной сумкой тех времен. Если бы на мне были белые носочки и туфельки из 40-х, облик бы идеально соответствовал эпохе. Кстати, о появлении  такого предмета гардероба, как белые носочки, ниже изложена отдельная история.

К каким хитростям еще прибегали дамы?

Оказывается, в войну перестали делать женские чулки — нейлон и капрон шли на пошив элементов к парашютам. Да и рвались они очень часто! А гулять с голыми ногами было дурным тоном. Поэтому дамы рисовали на ногах чулочные стрелки-полоски обычным карандашом! Кстати, в 40-е впервые женщины начали убирать волосы на ногах, чтобы придать коже максимальный эффект присутствия чулка. Выходом из ситуации стали белые носочки. Они выглядели аккуратней, не рвались и были удобней. Надевали их навыпуск под любую обувь — с каблуком и без. Фотографии тех лет изобилуют изображением девушек-модниц с этим белоснежным атрибутом,  они делали облик наряднее.
В фильмах о войне мы встречаем героинь с полным отсутствием макияжа. В моду тех лет вошла натуральность. Связано это с тем, в полевых условиях порой и мыла не хватало, чего уж тут говорить о косметике. Однако дамы, у которых была красная довоенная помада, могли по особому случаю накрасить губы и немного освежить румянцем щеки. На этом всё!Есть слухи, что находились отчаянные девушки, которые использовали крем для сапог в качестве туши для ресниц.
«Лоб обязательно оставляли открытым, не закрывали лицо. Из челки делали валик и убирали наверх», — просветила нас о прическах Ирина Арямкина. По праздникам накручивали волосы на горячие щипцы, а в остальное время дамы плели косички и разные «корзинки». Сложные прически и высокие шляпы уступили место косынкам. Так было практичней.

Яркие 50-е годы

После окончания войны люди нуждались в красоте и радости. Всем надоели блеклые и мрачные тона, хотелось изысканности, роскоши и достатка.Модный показ Кристиана Диора в 1947 году представил «Новый облик» женщин (от англ. «нью лук») — силуэт платьев напоминал форму тюльпана. Тонкая талия, широкие юбки, шикарные ткани, шляпки, яркие цвета… Наверное, самым удачным фильмом об эпохе является «Москва слезам не верит». Какой же все-таки модницей была там героиня Ирины Муравьевой! Простым советским женщинам было не до нарядов. Страну надо было поднимать с колен. Вот и носили рабочую одежду, как работница завода Катерина Тихомирова. А на выход надевали скромные платья. Достать импортные вещи было почти невозможно. Изредка фронтовики привозили для жен трофейные вещи из Германии: халаты, платья, комбинации… Такие сокровища были объектом настоящей зависти, у нас подобных вещей просто не шили. Одежда почти у всех граждан была одинаковой: ватники, шерстяные шали, тусклые расцветки… В то время редко кто мог похвастаться большим гардеробом.
К концу 50-х в СССР появились «стиляги». Яркие цвета в одежде, пышные юбки у девчонок, штаны-дудочки и узкий галстук-селедка — у парней.  «Коки» — прически а-ля Элвис Пресли. Одним своим видом они вызывали общественное осуждение. Вспомните сами фильм «Стиляги», где у  героев забирали партбилет и устраивали на них облаву. Где-то лет семь назад у нас входили в моду юбки как у стиляг. Даже у меня есть в шкафу пара платьев, которые напоминают силуэты 50-х. К моему сожалению, в краеведческом музее нет платьев-экспонатов этой эпохи. А так было бы очень интересно посмотреть и пощупать, может, даже померить…

Прически советских модниц 50-х

В фильме «Москва слезам не верит» есть сцена, где Людмила и Катерина принимают гостей в профессорской квартире. Между прочим, такие высокие прически были ультрамодными, и делали их по праздникам! Они назывались баббета — придавали волосам объем с помощью шиньонов. Может быть, и ваши носили такую прическу?
Сегодня мы привыкли к тому, что в магазинах можно найти все. Но в советское время косметика была жутко дефицитной. Поскольку качество  отечественных пудр или помад оставляло желать лучшего, все гонялись за импортом. В условиях тотального дефицита наши женщины нашли выход в цветных художественных карандашах. Например, красным подкрашивали контур губ (кстати, очень стойко держался), вместо румян использовали толченый розовым гриф, а черным подкрашивали линию бровей.

Ничего выдающегося…

Обувь была, по современным меркам, скучной. Круглые носки и низкий каблучок — такими были модели повседневных женских туфель. Такую добротную пару сносить было сложно. Но всегда ли она была удобной? Тут уж как повезет. Зато из настоящей кожи. До сих пор в краеведческом музее стоит пара туфель тех лет: материал ссохся, но вида не потерял.
… Листая старые альбомы с фотографиями тех лет, понимаешь, какого большого труда стоило нашим мама и бабушкам выглядеть привлекательно.
P.S.Если у вас есть интересные фотографии 60-х и 70-х годов, мы будем рады их опубликовать в следующих выпусках рубрики «Антресоль».

Вероника ВЛАСЕНКОВА.

admin
mail@ria-leninsk.ru