В этом проекте мы рассказываем о тех учителях, которые любимы своими учениками. О них выпускники вспоминают с радостью, а учащиеся отзываются с уважением. И всем ясно, что этот человек обожает свою работу и готов делиться частицей души с новыми поколениями школьников. Стать героем проекта может и ваш любимый педагог! Главное — чтобы после прочтения ребенок или взрослый могли с полной уверенностью о нём сказать: «Да! Это классный учитель!».
Так совпало, что я позвонила договориться о встрече с ней в её день рождения. Марина Сергеевна ожидала услышать поздравления, отвечая на звонок с незнакомого номера, а получила предложение поучаствовать в проекте «Классные». Удивилась, конечно, но согласилась рассказать о своих буднях в школе.
В её просторном кабинете солнце заливает светом парты и персиковые стены, лучи отражаются от кубка с гравировкой «Лучший класс». Он стоит на полочке, прямо за учительским столом — там любой гость видит его сразу, как входит в помещение. Третий год подряд держит 3 «Б» марку лучшего класса. Моя собеседница скромно пояснила, что все заслуги стоит приписывать ни ей, а детям, ведь они у нее действительно лучшие.
Несмотря на сетования по поводу современной педагогики и новых требований министерства, профессию она свою очень любит. Говорит, что дети и родители ценят учителя за труд только после окончания школы, либо ухода в следующее звено. Всегда есть недовольные — кому-то пятерку не поставила, кому-то еще что-то… Но иронично замечает, что без этого никак.
Коллеги очень её ценят: доверяют своих детей, приводят в первый класс. Даже учитель физкультуры училась именно у Холодковой! Себя Марина Сергеевна считает строгим педагогом. Любимчиков не заводит, говорит, что любить надо родных детей, а к школьникам — просто хорошо относиться.
Как начиналась история?
Родилась Марина в Ленинске-Кузнецком, окончила школу № 73. Ее отец Сергей Михайлович Егоров работал на шахте «Красноярская» заведующим гаража. А мама Алла Алексеевна была педагогом начальных классов в той же школе. Общий стаж этой династии учителей насчитывает 70 лет! В 2012 году после победы Марины Сергеевны в конкурсе «Первый учитель» их семью наградили за вклад в образование на приеме у губернатора. Это сегодня она перебирает почетные грамоты и говорит, что в школе добилась всего, чего только можно. А тогда, после окончания десятого класса, и не думала идти в педагогику.
В 1986 году вместе с близкой подругой Натальей они решили поступать в Новокузнецкий педагогический институт. Однако стать студентками этого института им не удалось. Вернулись в родной город и отдали документы в местное педагогическое училище. До сих пор Марина Сергеевна считает, что многие вопросы и нюансы работы учителя лучше объясняют не в университетах, а в средних учебных заведениях. Здесь всю педагогику и методические приемы изучают максимально подробно — частые школьные практики, написание конспектов урока, погружение во все дисциплины начальной школы.
Позже ленинское училище приобрело статус института благодаря усилиям Н.М. Голянской. Здесь же Марина Сергеевна получила диплом о высшем образовании.
Стройный ряд тетрадных стопок
После вуза учителю начальных классов никак не могли найти место в младшем звене, поэтому два первых года молодой специалист вела уроки русского языка и литературы в 5-6 классах. Но всегда стремилась работать с детьми помладше. Первый учитель для первоклашек как вторая мама — много ответственности, надо уделить внимание каждому, пожалеть в случае неудачи и похвалить за усердие. Двери к знаниям вчерашним детсадовцам она открывает с 1994 года в той же родной для себя школе.
На вопрос, какой выпуск в ее жизни был самым многочисленным, она вспоминает самый первый набор 1996-1997 годов. В кабинете тогда присутствовали 42 человека! Само помещение для занятий было без шкафов и техники — только парты, учительский стол и классная доска. А в журнале заполняли даже самую нижнюю строчку. Сложно представить, как можно было одновременно обучать грамоте и счету всю эту шумную когорту ребятишек. «Ничего, справлялись нормально», — улыбается Марина Сергеевна. — Самое трудное — ежедневная проверка тетрадей». Позже класс поделили и дорабатывали уже с меньшим количеством учеников. Сегодня школьников в одном классе в среднем набирается около 25 человек.
Всех помнит, но не всех встречает, выпускники уезжают в другие города. Приятно, когда с учителем при встрече здороваются, да еще и с радостью.
Операция: «Первоклассник»
Многие родители задумываются, когда отдают ребенка в школу, какими навыками он должен обладать. Начинают загодя водить свое чадо по репетиторам и развивающим центрам, где детей учат читать и писать. В этом вопросе Марина Сергеевна меня удивила своей точкой зрения, она считает, что лучше учатся те, кто приходит в первый класс «белым листом».Конечно, первые полгода им приходится труднее, зато потом их знания и навыки развиваются быстрее.
О наболевшем
Сегодня в образовании постоянно меняются условия работы: с каждым годом на плечи учителей возлагают все новые задачи и вводят новые критерии. Даже опытные педагоги вздыхают, раньше работать было проще. В четвертом классе дети пишут три Всероссийские проверочные работы(ВПР): по математике, русскому языку и окружающему миру. Попробуй, подготовь! Сдача работ проходит три дня подряд, порой в присутствии постороннего человека, дети очень волнуются и иногда это не лучшим образом сказывается на результатах. «Ребенок должен учиться сам, хотеть познавать мир. А мы с первого класса начинаем готовиться к ВПР, не скажу, что это правильно», — рассуждает моя собеседница.
Каждый родитель считает своего ребенка особенным, потому часто мамы и папы спорят с педагогами из-за оценок, забывая о главном: важна не столько оценка, сколько знание. «Что толку, если ребенок дойдет до девятого класса с «липовыми» тройками и не сдаст экзамены? Уйдет со справкой!». Поэтому Марина Сергеевна всегда настаивает на результатах. На пустые заявления родительниц, что она не любит какого-то ученика, отвечает, что любить детей обязаны родители, а учитель дает возможность открыть ребенку новые знания.
К домашним хлопотам чужд…
Современные дети отличаются отсутствием навыка самообслуживания. «Они не умеют протирать парты, отжимать тряпки, и это в третьем классе!» — удивляет меня собеседница. Если вспомнить, раньше в классах были дежурные — они полы подметали и мусор выносили. Сегодня график дежурств сохранился, правда, в обязанности помощников учителя входит только раздача тетрадей и поддержание чистоты кабинетной доски. В наши дни поддерживают чистоту в классах либо учителя, либо технички. Родители ей и сами признаются, что дома детей не обременяют бытовыми заданиями.
Диалог учителя со школьником:
— Приносим завтра ведра и тряпки.
— Где я вам их достану?
— Хорошо, значит, несешь завтра моющий пылесос!
— А это что такое?
Обычно в таких ситуациях Марина Сергеевна ставит в пример детям свою пятилетнюю внучку, которая уже помогает старшим дома наводить порядок. Все меняется: технологии, дети, программа. По мнению моей собеседницы, гаджеты или телефоны с Интернетом сильно изменили детей. Шалости школьников сегодня видны всем: опубликованные фотографии в социальных сетях, сделанные исподтишка в школе, приводят к обидам и жалобам со стороны родителей. Поэтому с начальных классов у этого педагога дети учатся этике и нормам морали. Марина Сергеевна всегда старается воспитать в детях ответственность и тактичность, прививает золотое правило морали.
Подарки своими руками
Яркая зеленая змейка из папье-маше стоит на полке в кабинете, её подарила учителю выпускница 15 лет назад. С тех пор с особой заботой протирает педагог от пыли это игрушечное пресмыкающееся и вспоминает тот выпуск, их успехи и смешные классные ситуации. Многие вчерашние мальчишки и девчонки сами уже стали родителями. А ведь Марина Сергеевна помнит их маленькими первоклашками с широкими от удивления глазами.
«Лучший друг — сосед по парте»
В своих подопечных она воспитывает человечность, считая это качество самым главным для ребенка. Всегда делает на этом акцент в своем общении с детьми. Уважение, понимание и толерантность — вот главные ориентиры её работы, старается научить детей взаимодействовать друг с другом. Даже когда школьники ссорятся и отказываются сидеть за одной партой, она утверждает, что каждый из нас желает для себя лучшего обращения, прививает детям доброе отношение к людям.
За стенами школы.
Как у многих, во время каникул семья Марины Сергеевны много времени проводит на даче, куда приезжают вместе с йорками. Очень нравится эта порода собак, у них живут уже две такие маленькие шумные любимицы. Но больше всего ей нравится проводить время с внучкой Аллой. Дочь Дарья живет в Екатеринбурге, приезжают они с мужем редко, но на лето маленькая Аллочка подолгу гостит в Ленинске-Кузнецком у обожаемой бабушки. В их семье с именем внучки связана интересная история: маму нашей героини в документах записали как Альбину, но на работе называли Аллой. А свекровь зовут Алимпиадой (сокращенно Аля). Когда родилась внучка, назвали любимым семейным именем, других вариантов и не рассматривали! Марина Сергеевна участвует и поддерживает акцию «Бессмертный полк», выходит на парад 9 Мая с портретом своего деда-ветерана… Не сдерживая слез, она говорит детям о памяти народа, очень эмоционально реагируя на самые тяжелые моменты из истории нашей страны.
…
Если бы была возможность вернуться в прошлое, к моменту окончания школы, то педагогику, как ни странно, она бы обошла стороной. Просто сейчас для себя другой профессии она не видит, но вернуться и выбрать что-то новое, наверное, не отказалась бы. Страсть к жизни и новым открытиям сохраняют душу Марины Сергеевны очень юной. Дети таких педагогов любят, всегда знают, что именно она всегда поддержит и поймет.
Даже маленькому человеку важно, чтобы его понимали.
Вероника ВЛАСЕНКОВА.
Наш опрос:
- Вера Николаевна Атапина, мама ученицы из 3 «Б»:
-Этот учитель точно знает свое дело! Дочь ходит на её уроки с большим удовольствием. Так что только самые теплые слова может сказать в адрес Марины Сергеевны. Она очень сильный педагог, большой стаж и мы очень довольны ее работой.
- Оксана Викторовна Тарасова, мама выпускницы:
— М.С. Холодкова — очень грамотный педагог. Эмоциональна и отзывчива. Мой ребенок учился у нее 19 лет назад, так мы до сих пор общаемся! Марина Сергеевна всегда интересуется жизнью моей дочери. Конечно, очень многому она нас научила. Вспоминаем только добрым словом.
- Марина Евгеньевна, мама выпускницы:
— Она замечательный учитель! Моя дочка была отличницей, потому что было интересно работать с этим педагогом. Марина Сергеевна — очень добрая и отзывчивая, просто хороший человек. Качество работы, уровень общения с детьми — все достойно только самой высокой оценки!
Факты об образовании:
- Сегодня многие педагоги и ученые настоятельно не рекомендуют переучивать левшей работать правой рукой. Оказывается, правши задействуют в работе левое полушарие головного мозга, а левши — правое. Поэтому процесс обучения левшей письму правой рукой наносит большой вред работе головного мозга и даже чреват для ребенка неврозами.
- Представители старшего поколения частенько негодуют из-за того, что современное поколение детей игнорируют чтение и книги. Педагоги начальной школы утверждают: любовь к книжкам формируется у детей до третьего класса. Если до десяти лет у ребенка нет интереса к литературе, то в дальнейшем он вряд ли появится (хотя всегда бывают исключения).
- В России только 17 % учителей — мужчины, все остальные — женщины. В нашей стране сложился стереотип о том, что педагогика — исконно женская стезя. Но в Японии и Швейцарии с таким мнением многие поспорят, ведь там 90% учителей — мужчины.
- Традиционно в России высшим баллом за работу является «пятерка» или «отлично», но в других странах существуют иные шкалы оценок: во Франции есть 20-балльная графа отметок, а в Китае — 100-балльная.