В этом проекте мы рассказываем о тех учителях, которые любимы своими учениками. О них выпускники вспоминают с радостью, а учащиеся отзываются с уважением. И всем ясно, что этот человек обожает свою работу и готов делиться частицей души с новыми поколениями школьников. Стать героем проекта может и ваш любимый педагог! Главное — чтобы после прочтения ребенок или взрослый могли с полной уверенностью о нём сказать: «Да! Это классный учитель!».

Так совпало, что я позвонила договориться о встрече с ней в её день рождения. Марина Сергеевна ожидала услышать поздравления, отвечая на звонок с незнакомого номера, а получила предложение поучаствовать в проекте «Классные». Удивилась, конечно, но согласилась рассказать о своих буднях в школе.
В её просторном кабинете солнце заливает светом парты и персиковые стены, лучи отражаются от кубка с гравировкой «Лучший класс». Он стоит на полочке, прямо за учительским столом — там любой гость видит его сразу, как входит в помещение. Третий год подряд держит 3 «Б» марку лучшего класса. Моя собеседница скромно пояснила, что все заслуги стоит приписывать ни ей, а детям, ведь они у нее действительно лучшие.
Несмотря на сетования по поводу современной педагогики и новых требований министерства, профессию она свою очень любит. Говорит, что дети и родители ценят учителя за труд только после окончания школы, либо ухода в следующее звено. Всегда есть недовольные — кому-то пятерку не поставила, кому-то еще что-то… Но иронично замечает, что без этого никак.
Коллеги очень её ценят: доверяют своих детей, приводят в первый класс. Даже учитель физкультуры училась именно у Холодковой! Себя Марина Сергеевна считает строгим педагогом. Любимчиков не заводит, говорит, что любить надо родных детей, а к школьникам — просто хорошо относиться.

Как начиналась история?

Родилась Марина в Ленинске-Кузнецком, окончила школу № 73. Ее отец Сергей Михайлович Егоров работал на шахте «Красноярская» заведующим гаража. А мама Алла Алексеевна была педагогом начальных классов в той же школе. Общий стаж этой династии учителей насчитывает 70 лет! В 2012 году после победы Марины Сергеевны в конкурсе «Первый учитель» их семью наградили за вклад в образование на приеме у губернатора. Это сегодня она перебирает почетные грамоты и говорит, что в школе добилась всего, чего только можно. А тогда, после окончания десятого класса, и не думала идти в педагогику.

В 1986 году вместе с близкой подругой Натальей они решили поступать в Новокузнецкий педагогический институт. Однако стать студентками этого института им не удалось. Вернулись в родной город и отдали документы в местное педагогическое училище. До сих пор Марина Сергеевна считает, что многие вопросы и нюансы работы учителя лучше объясняют не в университетах, а в средних учебных заведениях. Здесь всю педагогику и методические приемы изучают максимально подробно — частые школьные практики, написание конспектов урока, погружение во все дисциплины начальной школы.
Позже ленинское училище приобрело статус института благодаря усилиям Н.М. Голянской. Здесь же Марина Сергеевна получила диплом о высшем образовании.

Стройный ряд тетрадных стопок

После вуза учителю начальных классов никак не могли найти место в младшем звене, поэтому два первых года молодой специалист вела уроки русского языка и литературы в 5-6 классах. Но всегда стремилась работать с детьми помладше. Первый учитель для первоклашек как вторая мама — много ответственности, надо уделить внимание каждому, пожалеть в случае неудачи и похвалить за усердие. Двери к знаниям вчерашним детсадовцам она открывает с 1994 года в той же родной для себя школе.
На вопрос, какой выпуск в ее жизни был самым многочисленным, она вспоминает самый первый набор 1996-1997 годов. В кабинете тогда присутствовали 42 человека! Само помещение для занятий было без шкафов и техники — только парты, учительский стол и классная доска. А в журнале заполняли даже самую нижнюю строчку. Сложно представить, как можно было одновременно обучать грамоте и счету всю эту шумную когорту ребятишек. «Ничего, справлялись нормально», — улыбается Марина Сергеевна. — Самое трудное — ежедневная проверка тетрадей». Позже класс поделили и дорабатывали уже с меньшим количеством учеников. Сегодня школьников в одном классе в среднем набирается около 25 человек.
Всех помнит, но не всех встречает, выпускники уезжают в другие города. Приятно, когда с учителем при встрече здороваются, да еще и с радостью.

Операция: «Первоклассник»

Многие родители задумываются, когда отдают ребенка в школу, какими навыками он должен обладать. Начинают загодя водить свое чадо по репетиторам и развивающим центрам, где детей учат читать и писать. В этом вопросе Марина Сергеевна меня удивила своей точкой зрения, она считает, что лучше учатся те, кто приходит в первый класс «белым листом».Конечно, первые полгода им приходится труднее, зато потом их знания и навыки развиваются быстрее.

О наболевшем

Сегодня в образовании постоянно меняются условия работы: с каждым годом на плечи учителей возлагают все новые задачи и вводят новые критерии. Даже опытные педагоги вздыхают, раньше работать было проще. В четвертом классе дети пишут три Всероссийские проверочные работы(ВПР): по математике, русскому языку и окружающему миру. Попробуй, подготовь! Сдача работ проходит три дня подряд, порой в присутствии постороннего человека, дети очень волнуются и иногда это не лучшим образом сказывается на результатах. «Ребенок должен учиться сам, хотеть познавать мир. А мы с первого класса начинаем готовиться к ВПР, не скажу, что это правильно», — рассуждает моя собеседница.
Каждый родитель считает своего ребенка особенным, потому часто мамы и папы спорят с педагогами из-за оценок, забывая о главном: важна не столько оценка, сколько знание. «Что толку, если ребенок дойдет до девятого класса с «липовыми» тройками и не сдаст экзамены? Уйдет со справкой!». Поэтому Марина Сергеевна всегда настаивает на результатах. На пустые заявления родительниц, что она не любит какого-то ученика, отвечает, что любить детей обязаны родители, а учитель дает возможность открыть ребенку новые знания.

К домашним хлопотам чужд…

Современные дети отличаются отсутствием навыка самообслуживания. «Они не умеют протирать парты, отжимать тряпки, и это в третьем классе!» — удивляет меня собеседница. Если вспомнить, раньше в классах были дежурные — они полы подметали и мусор выносили. Сегодня график дежурств сохранился, правда, в обязанности помощников учителя входит только раздача тетрадей и поддержание чистоты кабинетной доски. В наши дни поддерживают чистоту в классах либо учителя, либо технички. Родители ей и сами признаются, что дома детей не обременяют бытовыми заданиями.

Диалог учителя со школьником:
— Приносим завтра ведра и тряпки.
— Где я вам их достану?
— Хорошо, значит, несешь завтра моющий пылесос!
— А это что такое?

Обычно в таких ситуациях Марина Сергеевна ставит в пример детям свою пятилетнюю внучку, которая уже помогает старшим дома наводить порядок. Все меняется: технологии, дети, программа. По мнению моей собеседницы, гаджеты или телефоны с Интернетом сильно изменили детей. Шалости школьников сегодня видны всем: опубликованные фотографии в социальных сетях, сделанные исподтишка в школе, приводят к обидам и жалобам со стороны родителей. Поэтому с начальных классов у этого педагога дети учатся этике и нормам морали. Марина Сергеевна всегда старается воспитать в детях ответственность и тактичность, прививает золотое правило морали.

Подарки своими руками

Яркая зеленая змейка из папье-маше стоит на полке в кабинете, её подарила учителю выпускница 15 лет назад. С тех пор с особой заботой протирает педагог от пыли это игрушечное пресмыкающееся и вспоминает тот выпуск, их успехи и смешные классные ситуации. Многие вчерашние мальчишки и девчонки сами уже стали родителями. А ведь Марина Сергеевна помнит их маленькими первоклашками с широкими от удивления глазами.

«Лучший друг — сосед по парте»

В своих подопечных она воспитывает человечность, считая это качество самым главным для ребенка. Всегда делает на этом акцент в своем общении с детьми. Уважение, понимание и толерантность — вот главные ориентиры её работы, старается научить детей взаимодействовать друг с другом. Даже когда школьники ссорятся и отказываются сидеть за одной партой, она утверждает, что каждый из нас желает для себя лучшего обращения, прививает детям доброе отношение к людям.

За стенами школы.

Как у многих, во время каникул семья Марины Сергеевны много времени проводит на даче, куда приезжают вместе с йорками. Очень нравится эта порода собак, у них живут уже две такие маленькие шумные любимицы. Но больше всего ей нравится проводить время с внучкой Аллой. Дочь Дарья живет в Екатеринбурге, приезжают они с мужем редко, но на лето маленькая Аллочка подолгу гостит в Ленинске-Кузнецком у обожаемой бабушки. В их семье с именем внучки связана интересная история: маму нашей героини в документах записали как Альбину, но на работе называли Аллой. А свекровь зовут Алимпиадой (сокращенно Аля). Когда родилась внучка, назвали любимым семейным именем, других вариантов и не рассматривали! Марина Сергеевна участвует и поддерживает акцию «Бессмертный полк», выходит на парад 9 Мая с портретом своего деда-ветерана… Не сдерживая слез, она говорит детям о памяти народа, очень эмоционально реагируя на самые тяжелые моменты из истории нашей страны.

Если бы была возможность вернуться в прошлое, к моменту окончания школы, то педагогику, как ни странно, она бы обошла стороной. Просто сейчас для себя другой профессии она не видит, но вернуться и выбрать что-то новое, наверное, не отказалась бы. Страсть к жизни и новым открытиям сохраняют душу Марины Сергеевны очень юной. Дети таких педагогов любят, всегда знают, что именно она всегда поддержит и поймет.
Даже маленькому человеку важно, чтобы его понимали.

Вероника ВЛАСЕНКОВА.

Наш опрос:

  1. Вера Николаевна Атапина, мама ученицы из 3 «Б»:

-Этот учитель точно знает свое дело! Дочь ходит на её уроки с большим удовольствием. Так что только самые теплые слова может сказать в адрес Марины Сергеевны. Она очень сильный педагог, большой стаж и мы очень довольны ее работой.

  1. Оксана Викторовна Тарасова, мама выпускницы:

— М.С. Холодкова — очень грамотный педагог. Эмоциональна и отзывчива. Мой ребенок учился у нее 19 лет назад, так мы до сих пор общаемся! Марина Сергеевна всегда интересуется жизнью моей дочери. Конечно, очень многому она нас научила. Вспоминаем только добрым словом.

  1. Марина Евгеньевна, мама выпускницы:

— Она замечательный учитель! Моя дочка была отличницей, потому что было интересно работать с этим педагогом. Марина Сергеевна — очень добрая и отзывчивая, просто хороший человек. Качество работы, уровень общения с детьми — все достойно только самой высокой оценки!

Факты об образовании:

  1. Сегодня многие педагоги и ученые настоятельно не рекомендуют переучивать левшей работать правой рукой. Оказывается, правши задействуют в работе левое полушарие головного мозга, а левши — правое. Поэтому процесс обучения левшей письму правой рукой наносит большой вред работе головного мозга и даже чреват для ребенка неврозами.
  2. Представители старшего поколения частенько негодуют из-за того, что современное поколение детей игнорируют чтение и книги. Педагоги начальной школы утверждают: любовь к книжкам формируется у детей до третьего класса. Если до десяти лет у ребенка нет интереса к литературе, то в дальнейшем он вряд ли появится (хотя всегда бывают исключения).
  3. В России только 17 % учителей — мужчины, все остальные — женщины. В нашей стране сложился стереотип о том, что педагогика — исконно женская стезя. Но в Японии и Швейцарии с таким мнением многие поспорят, ведь там 90% учителей — мужчины.
  4. Традиционно в России высшим баллом за работу является «пятерка» или «отлично», но в других странах существуют иные шкалы оценок: во Франции есть 20-балльная графа отметок, а в Китае — 100-балльная.
admin
mail@ria-leninsk.ru