Говорить на эту тему трудно и больно само по себе, а на страницах периодических изданий, честно говоря, не очень-то и принято. Но от соблюдения этих неписаных правил легче никому не становится, и эта горькая, трагическая страница нашего бытия никуда не исчезает.

В этом году на территории кладбища в районе 10-го участка необычайно рано сошёл снег, и к концу марта дороги уже успели подсохнуть до такого состояния, что по ним вполне можно было передвигаться как пешком, так и на автотранспорте.  Воспользовавшись этим, в один из выходных дней туда отправилась и я. Столь ранний визит позволил мне во всей полноте заметить последствия свежих захоронений, произведённых зимой. Провалившиеся холмики, сорванные ветром пролёты оградок, покосившееся кресты… Но ничего страшного в этом, несомненно, не было: в ближайшее время сюда наверняка придут родственники и наведут порядок на дорогих их сердцу могилах. Не вызвали также удивления ни стихийно образованные кучи мусора, ни почерневший от огня овраг, разделяющий кладбище на две части. В конце концов, мы все уже давно привыкли к тому, что отслужившие свой срок венки, цветы и кресты горожане складируют где-нибудь неподалёку от захоронения, на котором наводят порядок. И отчасти понять (но не оправдать!) это можно. Учитывая площадь кладбища, трудно представить, что кто-то понесёт крупногабаритный мусор к маленькому контейнеру у сторожки (который, к тому же, уже наверняка заполнен доверху), и уж тем более – за пределы кладбища, где у центрального входа стоит более вместительная ёмкость.
Но чем можно объяснить то количество пустых бутылок, тряпок, пластиковых стаканов и прочих бытовых отходов, которых в этом месте для скорби, казалось бы, в принципе быть не должно? Уж коли принесли с собой всё это для каких-то нужд, неужели так трудно донести потом до кладбищенского контейнера? Невозможно понять и того, почему некоторые люди кладут на место захоронения прикуренную сигарету. При этом я даже не говорю об этической составляющей такого странного «обычая». Речь идёт о том, что любая искра в пространстве, сплошь заполненном деревом, пластиком и сухостоем, может превратиться в страшную стихию, сметающую всё на своём пути…
Однако, отмечая всё это по ходу своего передвижения, я даже представить не могла, какое потрясение ждёт меня впереди. Свернув с центральной дороги на ту, что идёт влево, к тому самому участку, который пока ещё остаётся свободным, мы вскоре остановились как вкопанные: ровно половину от ширины никем не запланированной, но хорошо накатанной дороги заняла словно выросшая из-под земли оградка. Выбившись из и без того не очень-то ровного строя могилок, она перегородила путь для любого транспорта, будь то катафалк или снегоочистительная техника, которая работала здесь всю зиму, освобождая проезд для похоронных процессий.
Увы, как выяснилось через несколько минут, люди, пожелавшие захоронить своего родственника таким странным образом, оказались вовсе не самыми «оригинальными». Через несколько сотен метров эта самая дорога оказалась перекрытой уже полностью. Несмотря на то что с одной стороны от неё находится пустырь, могилу выкопали прямо на её колеях…
Понятно, что устройством захоронения занимались работники агентства ритуальных услуг. Очевидно, что им абсолютно безразлично, где и как копать – ведь деньги, как говорится, не пахнут. Но ведь указал-то на это место кто-то из родных покойного, и судя по оградке и другим атрибутам, он явно не из числа так называемых асоциальных… Откровенно говоря, мне трудно представить того, кто был способен додуматься до этого. И если ему глубоко наплевать на то, что он сделал для других, неужели так же безразлично и то, где навечно упокоился прах близкого ему человека? Это насколько же надо не любить и не уважать своего родственника, чтобы так его захоронить?.. Вот уж поистине права народная мудрость: бояться надо не мёртвых…

Готовимся к Радонице

В преддверии Радоницы, выпавшей в этом году, согласно православному календарю, на 7 мая, мы решили выяснить, кто и как наводит порядок на городских кладбищах. Как нам сообщили в УЖО администрации городского округа, в рамках муниципального контракта все работы по их содержанию выполняет индивидуальный предприниматель И.С. Колтышев. С ним мы и встретились в том самом месте, где появилась могила посреди накатанной дороги на кладбище 10-го участка.

— Иван Сергеевич, прокомментируйте, пожалуйста, данный факт, — обратилась я к руководителю ИП.

— Такое, конечно, просто не поддаётся пониманию. Так делать ни в коем случае нельзя, и мне совершенно непонятно, как можно было здесь кого-то похоронить. Мы постараемся найти родственников, чтобы всё-таки прояснить ситуацию, но то, что сделано, уже не исправить. Скоро этой дороги не будет – её всю займут.

— А кто-то, вообще, следит за тем, в каком порядке производятся захоронения на кладбище? Ведётся ли счёт тому, сколько их бывает, к примеру, в течение года?

— Учёт ведётся в книге захоронений. Мы делаем в ней запись, когда нам приносят ордера, в которых указывается, кто и когда будет захоронен, кто из родственников производит захоронение. Конкретное место, правда, не называется: здесь, на 10-ом, нет никаких разбивок; есть старое кладбище – до оврага, и новое – от оврага, и всё. О порядке предоставления ордеров знают во всех ритуальных службах, работающих в городе, их руководителей вызывали в администрацию и разъясняли им это. Но на деле ордер иногда могут принести через месяц, а могут и вообще не принести.

— На старом кладбище хоронить уже запрещено? У центрального входа установлена табличка с соответствующей надписью.

— Это давняя табличка, ещё с тех пор, когда всем занималась только одна ритуальная служба, и тогда никто вот так, как здесь, не копал. Сейчас невозможно ввести запрет, пока не будет открыто новое кладбище.

— У горожан много претензий к содержанию данного кладбища. Поясните, что входит в зону вашей ответственности?

— Очистка от мусора и его вывоз, поддержание в рабочем состоянии центральных дорог на территории кладбища и дороги, а также забора вдоль кладбища, вырубка аварийных деревьев и поросли, покос травы, зимой – очистка от снега. Я работаю здесь уже пятый год, последний контракт заключался с муниципалитетом на три года. За это время значительно выросли цены на ГСМ и другие материалы, расходы на выплату зарплаты, содержание техники и т. д. Поэтому к концу прошлого года денег хватало только на расчистку дороги от снега, а сейчас, при наличии средств, всё будем убирать.

— То есть к родительскому дню наведёте полный порядок?

— Да. В этом году нам и погода благоприятствует. Сейчас уже вывозим мусор. Я заказал два новых больших контейнера: один дополнительно к маленькому установим возле сторожки, другой – на Байкаимском кладбище. Как только окончательно подсохнут все дороги, отгрейдируем их, подсыплем гореликом. Ремонтироваться будут старые контейнеры, туалеты, ограждение (с этим забором постоянно возникают какие-то проблемы: то врежется кто-нибудь в него, то вырывают частями – в общем, как-то негативно люди к нему относятся). Большинство горожан тоже стараются навести порядок на могилках. При хорошей погоде в течение двух недель до Радоницы обычно убирают процентов 70 захоронений, так что до и после родительского дня мы вывозим основную массу мусора. Потом его количество идёт на убывание, и он уже более мелкий. Также в ближайшее время здесь будет проведена противоклещевая обработка всей территории, договор на которую мы заключаем ежегодно.

— В нашем разговоре вы неоднократно акцентировали внимание на том, что сюда проезжает слишком много машин…

— Да, такого не должно быть, чтобы люди ездили по кладбищу на машинах, и во многих других городах это запрещено. Я понимаю, если человек инвалид и он не может самостоятельно передвигаться, тогда его необходимо подвезти. Но здесь везде подработанная территория: сыплешь-сыплешь, а земля всё время проваливается. Если здесь не было бы такого количества транспорта, никто бы не буксовал и не было бы такой колеи. Проехал катафалк, захоронил, уехал. А здесь же, захотели, на КамАЗе приехали, канавы за собой оставили, и всем всё равно…

— Но у нас нет и такого порядка, как в других городах, где кладбище разбито на аллеи, по которым удобно перемещаться. А благоустройство могил? Это же нереально нести на себе – памятники, плитку, цемент…

— Всё реально. Это перевозится на тележках. Как, к примеру, на старом кладбище, где разбираются оградки, транспортируются грузы, а потом всё устанавливается на место. Больше никакого выхода нет, и надо понимать, что здесь, на новом кладбище, скоро тоже совсем не останется места. До конца года небольшой свободный участок до технологической дороги будет полностью занят.

P.S. С мнением И.С. Колтышева по некоторым обсуждаемым вопросам можно соглашаться или нет, но, как констатировала в ходе поездки на оба кладбища Г.В. Бызова, инженер отдела по благоустройству управления жизнеобеспечения, в пределах обязанностей, предусмотренных муниципальным контрактом, все работы он выполняет в полном объёме. О том, где и когда планируется открытие нового городского кладбища, мы расскажем в следующем номере «Городской газеты».

Наталья АРТЁМКИНА.

admin
mail@ria-leninsk.ru