«Мода проходит — стиль остается». (Коко Шанель)

В этой рубрике мы рассказываем о нарядах горожан в прошлые десятилетия. Чем же удивят нас 70-х годы? А тем, что в эту эпоху в гардеробах модников появились такие вещи, которые актуальны и по сей день! Правда, некоторые элементы одежды этого периода могут позабавить современную молодежь…

Брежневский застой стал самым спокойным и мирным временем для нашей страны: не было войн, народ был сыт и обут, стабильность… Но не все так было безоблачно, ради модных обновок людям приходилось стоять в многочисленных очередях либо задействовать связи («блат»).
С оглядкой на «капиталистический загнивающий Запад» в СССР стали появляться первые джинсы, записи хард-рок исполнителей, катушечные магнитофоны. Но это было в столицах, а в маленькой сибирской глубинке продолжали одеваться примерно так же, как в 60-е. Мода индустриального шахтерского городка была хоть и скромной, но добротной. Почти в каждом доме слышался по выходным стук машинки для шитья. Наши рукодельницы выкраивали настоящие шедевры, ничуть не уступающие качеством домам мод (ну хотя бы не хуже).  

«Хошь, не хошь — носи штанишки клёш!»

Просматривая фотографии этого десятилетия, в глаза бросаются они… штаны-клеш! Брючины расширялись от середины бедра, но чаще от колена. И чем шире они были, тем актуальней выглядел их обладатель. В Москве и Ленинграде на улицах можно было встретить молодых людей в расклешенных джинсах, в Ленинск деним в 70-е проникнуть еще не успел, поэтому клеш шили из костюмной ткани. Поскольку такие брюки доходили до пят, чтобы не затереть ткань, надевали обувь на платформе или устойчивом каблуке. Даже мужские туфли имели небольшой каблучок в 3-4 см. (Попробуйте сегодня представить такую обувь на современных парнях!) Даже Владимир Высоцкий, кумир поколения, носил подобные туфли. И ничего! Никто не осуждал. В женскую моду клеш тоже вошел, но жительницы нашего города предпочитали им платья и юбки.

«Эх! Красота-то какая! Лепота!»

Прошлое десятилетие, 60-е вошли в историю появлением мини-юбок. В этом плане 70-е принесли с собой другую версию женственности: длина подолов увеличилась и чаще была ниже колен. Но мини продолжали носить юные девушки, если родители им это, конечно, разрешали.
Популярным был А-образный силуэт платьев. Вспомнить хотя бы наряд Наденьки Шевелевой, в котором она собиралась встречать Новый год в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!» Неброское платье, но со вкусом, приталенное и с длинными рукавами — самый популярный силуэт того времени.
70-е годы можно назвать временем кримплена, этот материал хорошо держал форму, но в нем было жарковато (все-таки синтетика). По воспоминаниям жительницы Ленинск-Кузнецкого района Надежды Дмитриевой, в то время у неё был любимый кримпленовый брючный костюм: «Оранжевый, яркий, не мялся и так в нём было удобно!»
Тем временем, химическая промышленность открывала миру новые красители, одежда приобретала более интенсивные цвета. Эпоху 70-х связывают с музыкой диско:«BonnyM», «Ottawan», в кинотеатрах показывали европейские фильмы, герои которых одевались, если не вычурно, то очень смело.

Батники и «банлоны»

Огромной любовью горожан пользовались цветастые рубашки — батники. Носили их и мужчины, и женщины. Треугольные воротники были удлиненными, это можно заметить по фотографиям эпохи, расцветки  разнообразными — от монохрома до птичек и цветов. Самые лучшие рубашки привозили из Японии и ГДР. Достать такой трофей было сложно, но советские люди как-то находили свои пути и лазейки.
Тонкий трикотажный свитер с высокой горловиной впервые появился еще в XVвеке в Англии, но акцента на нём как модном аксессуаре в нашей стране не делали вплоть до конца 60-х годов XX века. Именно в 70-е водолазки получили популярность среди всех слоев общества. Одной из причин распространения этого предмета гардероба стали актеры Марчелло Мастрояни и Ив Монтан, они носили такие свитеры на киноэкранах. Позже этот предмет одежды часто встречался на советских актерах-модниках. А. Абдулов, В. Высоцкий, А. Мягков частенько появлялись на публике и в кадре именно в облегающей водолазке. Кстати, среди молодежи был популярен рисунок «рубчик». А название «банлон» или «бадлон» чаще употребляли ленинградцы, в нашем городе название водолазке не меняли.

Ну не мелочись, Наденька…

Меня удивил факт, что в Сибири были проблемы с доступом к меховым изделиям. Мех стоил очень дорого, его было сложно достать. Конечно, были мутоновые шубы, которые продавали на старом базаре за 500 рублей. Но такой мутон был очень тяжелым, не каждый его носил. Зато в 70-е из Казахстана везли каракулевые шубы. «Если мутон был только черным, то каракуль — серым. Он был легче», — вспоминала о  той эпохе горожанка О.И. Кудимова.
В фильме 1975 года «Ирония Судьбы» главная героиня надевала объемную пушистую шапку — последний подиумный писк 70-х! В Ленинске стали входить в моду шапки из лебяжьего пуха. Пушистые, мягкие и невероятно теплые — их вязали из очень пушистой пряжи, из-за чего создавался эффект невесомости ворсинок, окаймляющих лица женщин. Начиная с 1971 -1973 годов, у нас стали появляться первые шапки из норки. Их называли «боярками» — своим царским видом привлекали внимание к обладательнице головного убора.
Вспомните, в «Иронии Судьбы» был очень колоритный персонаж Ипполит Георгиевич (в исполнении Юрия Яковлева), в одном из кадров он снимает с себя верхнюю одежду, под которой мы видим мохеровый шарф в клетку! Между прочим, этот предмет гардероба подчеркивал  высокий статус его обладателя. Такие шарфики из шерсти были жутко дефицитным товаром, потому что их везли из далекой Японии. Несмотря на то что он отлично согревал, был очень колким. Но модным!

«Хорошие сапоги — надо брать!»      

Подчеркивать красоту и стройность женских ножек дизайнеры предложили сапогами-чулками. Высота голенища достигала колена, материал плотно обтягивал ногу. Чаще всего изготавливали их из дерматина, поэтому с надеванием были заминки. Но, как говорится, красота требует жертв! Одна из жительниц города рассказала мне историю о том, как, будучи беременной, захотела огурцов. Пришлось ехать в магазин, что находился на окраине Ленинска, стоять в огромной очереди. И надо же было надеть эти сапоги-чулки! Ноги от долгого стояния отекли, и далее находится в них моей собеседнице было крайне неудобно. Пришлось разуваться прямо на публике.
В летний период жительницы Ленинска предпочитали лодочки на небольшом каблучке в 4-5 см. Были эксцентричные личности, которые где-то покупали туфли на платформе, но в условиях сибирских дорог такие модные эксперименты могли привести к травмам ног.
Большой популярностью пользовалась обувь из стран социалистического лагеря. Самыми лучшими считались фабрики из Югославии и московская «Скороход». Одна модница того времени хвалилась мне тем, что у нее были черные замшевые туфли с вышитым рисунком и пара туфель-«натуралок» с бантиком. Словом, красиво одеваться любили всегда.

«Летящая, словно удивленная, тонкая,как ниточка»

В фильме «Служебный роман» показали самые актуальные тренды 70-х, в том числе и мода на тонкие брови. Это сегодня они чем шире, тем красивей        (и то, все идет к адекватной натуральности). А в то время женщины покупали пинцет и наводили красоту своими руками! В макияже больше стремились к естественности: помады натуральных оттенков, черные реснички. Иногда в вечернем варианте мейкапа использовали голубые или зеленые тени. Но не у всех они были, в эпоху дефицита достать привычные сегодня товары было очень сложно.
В парикмахерских пользовалась спросом стрижка «Молодёжная» — в каждом салоне знали о ней и повторяли без лишних разговоров. Были популярны объемные прически — многие женщины спали на железных бигудях, чтобы утром создать на голове настоящий шедевр! К слову, в мужской моде были свои особенности: во-первых, бакенбарды (как у Элвиса Пресли), во-вторых, усы (как у Мулявина из «Песняров»), в-третьих — шапки из волос, как у «Битлз». Конечно, ни все следовали этим тенденциям, но многие старались быть привлекательнее и современнее.
Удивительно, но эпоха застоя стала настоящим прогрессом в плане моды и стиля горожан, да и всех советских людей. Таким стал этот период для тех, кого я опросила, собирая информацию для материала.
Хотите, чтобы ваши фотографии и воспоминания появились в следующей «Антресоли»? Звоните по телефону редакции: 5-43-43. Будем рады фотографиям 80-х и 90-х годов.

Вероника ВЛАСЕНКОВА.

admin
mail@ria-leninsk.ru