В последние годы число родителей, недовольных качеством школьного образования, все увеличивается. Решать проблему каждый пытается в меру своих сил и возможностей: родители привлекают репетиторов, переводят детей на семейную форму обучения или в онлайн-школы, отдавая предпочтение альтернативным программам. Сегодня мы поговорим об одной из таких разработок — Русской классической школе (РКШ). В чем отличие этой системы от современных школьных программ и почему она нравится детям и родителям нам рассказала педагог Русской классической школы, преподаватель истории и обществознания Юлия ФОМИЧЕВА.

 — Юлия Александровна, вы несколько лет проработали в школе, в том числе, в начальном звене. Почему вы начали поиск альтернативных программ обучения и остановились именно на РКШ? 

— В своей работе я столкнулась с тем, что у детей стал пропадать интерес к учебе. Как бы я ни старалась делать уроки максимально увлекательными, тяги к знаниям у моих учеников не прибавлялось. Современные школьные программы, к сожалению, грешат чрезмерной научностью (в учебных пособиях информация и правила подаются слишком научным языком), отсутствием системности и логичности. Материал не проживается ребёнком изнутри, он не может его осмыслить. Учебники своей излишней красочностью рассеивают внимание, отвлекая от сути. В результате у детей пропадает мотивация двигаться дальше и получать новые знания.
Однажды в журнале «Славянка» я обратила внимание  на материал об образовательной системе «Русская классическая школа». Эта тема так увлекла меня, что я приобрела комплект учебников и методических пособий и приступила к их детальному изучению. Со своими учениками в православной гимназии в Кемерове, где на тот момент работала, я стала заниматься по методике этой системы. Результат превзошел все ожидания: у ребят вновь появился интерес к учебе, они стали усваивать весь материал, родители перестали звонить после уроков с вопросами по домашнему заданию. В январе этого года мне посчастливилось принять участие в трехдневном семинаре, посвященном РКШ, в Новосибирске. Я получила много полезных знаний, которые в скором будущем надеюсь применить на практике уже в нашем городе.

— Расскажите, пожалуйста, более подробно, в чем уникальность этой образовательной системы?

— РКШ была разработана в Екатеринбурге под руководством многодетной мамы Татьяны Алтушкиной. В свое время, озадаченная кризисом в образовании, она начала искать пути решения проблемы. Татьяне Анатольевне удалось привлечь опытнейших педагогов из различных областей, в результате сотрудничества с которыми и была разработана целая образовательная система, вобравшая в себя лучшее из дореволюционной и советской педагогики. Это труды К.Д. Ушинского, А.С. Пчелко, Г.Б. Поляка, А.П. Киселева.
В основе методики лежит принцип природосообразности. Говоря простым языком, она учитывает возрастные особенности детского восприятия материала. Учебная программа выстроена так, чтобы ребёнку было понятно всё, чему его учат в школе. Например, в младших классах на уроках используются дощечки, перо, счётный материал — палочки, счёты, кубики и т.д. И, если дети изучают единицы измерения, — литр, два, три — на урок обязательно приносят соответствующие стеклянные банки, ученики наливают в них воду, переливают (то есть, дети это видят и таким образом понимают). Да, есть ребятишки, их примерно 10%, которые имеют логическое мышление, они могут мыслить абстрактно, но у остальных 90% есть только наглядное образное мышление.
Учебники РКШ не броские, оформлены в спокойных тонах, чтобы не отвлекать ребенка от главного. Весь материал подается от простого к сложному, без резких скачков от темы к теме. В современных учебниках новые темы даются без серьезного закрепления пройденного материала, складывается ощущение, что мы скачем «галопом по Европам». Ребенок не успевает усваивать знания, начинает отставать,  а дальше все только нарастает, как снежный ком. В РКШ делают ставку на максимальную осознанность, ведь одна из главных задач методики — подать материал так, чтобы ребенок «пропустил его через себя», осознал, понял. Ясность формулировок заданий, их соответствие природе детского восприятия, системность подачи материала (каждый последующий материал опирается на уже пройденный и закрепляет его) — все это вкупе дает потрясающие результаты. В Екатеринбурге уже есть дети, занимавшиеся по методике все 11 лет. На протяжении этого времени у ребят не пропадала мотивация.они получили глубокие, фундаментальные знания по всем предметам, у них сформировалось целостное мировоззрение.

— Если не ошибаюсь, программа РКШ пока не получила государственной аккредитации. Как быть родителям, желающим обучать своих детей по этой методике?

— Вообще комплект включает в себя не только учебники и прописи, но и методические пособия для учителей, поурочные планы и прочее. Разобраться во всем этом способна любая мама, даже без педагогического образования. При очень большом желании любой родитель в полном соответствии с законом об образовании может выбрать для своего ребенка семейную форму обучения. В таком случае обучать можно по любой методике, главное, сдавать все необходимые аттестации в прикрепленной школе, чтобы подтвердить полученные знания. Знаю много примеров, когда в различных городах родители объединяли усилия: оформляли семейное обучение, находили педагога, готового обучать детей по нужной программе. Конечно, всегда проще, когда есть единомышленники. Большой интерес к методике проявляют в православных гимназиях. Оно и понятно, ведь программа построена на христианстве, а тексты в учебниках учат добру и нравственности. В России уже около ста учебных заведений работают по этой методике. Это классы при воскресных школах, частные школы. В Кемеровской православной гимназии в начальной школе тоже начали обучать детей по методике РКШ.

— Проявляют ли ленинск-кузнецкие родители интерес к данной образовательной системе?

— В данный момент я как раз занимаюсь набором детей в группу для подготовки к школе. Вообще, в соответствии с методикой РКШ обучение детей начинается с четырех лет. Артикуляционные упражнения, чтение по догадке, каллиграфическое рисование, развитие памяти и внимания — все это готовит маленького человека к дальнейшему освоению новых знаний. Мы пока планируем начать занятия с шестилетними детьми, чтобы в дальнейшем продолжить обучение уже по программе начальных классов. В какой форме все это будет, я пока не знаю. Желающие уже есть, но пока их не очень много. Тем не менее, я надеюсь, что с Божьей помощью у нас все получится.

_______________________________________________________________________________________

 

Комментарий специалиста

А есть ли в нашем городе родители, выбравшие для своих детей семейную форму обучения? За комментарием мы обратились к Ирине Васильевне ПЛЕБАН — главному специалисту управления образования Ленинск-Кузнецкого городского округа.

«Законом об образовании №273-ФЗ от 29.12.2012 года предусматриваются различные формы обучения. В России образование может быть получено как в образовательных организациях, так и вне их, например, в форме семейного образования и самообразования. На сегодняшний день в Кузбассе на такой форме обучения находится 266 детей, большая часть из которых проживает в Кемерове и Новокузнецке. В Ленинск-Кузнецком городском округе таких обучающихся всего 9 человек.
Не следует путать семейное обучение с домашним: последнее осуществляется на дому по медицинским показаниям приходящими школьными учителями. В случае семейного обучения ответственность за образование ребенка полностью лежит на его родителях, которые самостоятельно выстраивают учебный процесс от начала и до конца.
В случае выбора родителями такой формы обучения они заявляют о своем желании руководству школы, в которой на данный момент учится их ребенок. Когда все необходимые документы оформлены, ребенка официально отчисляют из образовательного учреждения, личное дело ученика передается родителям и с этого момента вся ответственность за обучение лежит на семье. Безусловно, причины такого выбора могут быть разными, но всегда следует помнить о необходимости социализации детей, которые в условиях школы учатся выстраивать отношения со сверстниками и педагогами, взаимодействовать с окружающим миром.
Я не хочу сказать, что семейное обучение — это хорошо или плохо. У нас есть как успешные примеры, когда дети, находясь на семейном обучении, под контролем родителей прекрасно развиваются, блестяще сдают промежуточные аттестации, так и не очень удачные, когда обнаруживаются большие пробелы в знаниях, а школа вынуждена инициировать процесс возвращения обучающегося обратно в класс. В большей степени успешность этого мероприятия зависит от родителей, их умения не только грамотно организовать процесс обучения и контроля за усвоением материала, но и способности привить ребенку такие навыки, как самодисциплина и самоорганизация.
По всем вопросам организации семейного образования вы можете обращаться в кабинет 11 управления образования по адресу: ул. Мациенко, 2 или по телефону 5-34-37».

Екатерина СЫРОПЯТОВА. Фото автора.

admin
mail@ria-leninsk.ru