Юлия ФОМИЧЕВА: «Максимальная осознанность в освоении предмета — главная задача…»

В последние годы число родителей, недовольных качеством школьного образования, все увеличивается. Решать проблему каждый пытается в меру своих сил и возможностей: родители привлекают репетиторов, переводят детей на семейную форму обучения или в онлайн-школы, отдавая предпочтение альтернативным программам. Сегодня мы поговорим об одной из таких разработок — Русской классической школе (РКШ). В чем отличие этой системы от современных школьных программ и почему она нравится детям и родителям нам рассказала педагог Русской классической школы, преподаватель истории и обществознания Юлия ФОМИЧЕВА.

 — Юлия Александровна, вы несколько лет проработали в школе, в том числе, в начальном звене. Почему вы начали поиск альтернативных программ обучения и остановились именно на РКШ? 

— В своей работе я столкнулась с тем, что у детей стал пропадать интерес к учебе. Как бы я ни старалась делать уроки максимально увлекательными, тяги к знаниям у моих учеников не прибавлялось. Современные школьные программы, к сожалению, грешат чрезмерной научностью (в учебных пособиях информация и правила подаются слишком научным языком), отсутствием системности и логичности. Материал не проживается ребёнком изнутри, он не может его осмыслить. Учебники своей излишней красочностью рассеивают внимание, отвлекая от сути. В результате у детей пропадает мотивация двигаться дальше и получать новые знания.
Однажды в журнале «Славянка» я обратила внимание  на материал об образовательной системе «Русская классическая школа». Эта тема так увлекла меня, что я приобрела комплект учебников и методических пособий и приступила к их детальному изучению. Со своими учениками в православной гимназии в Кемерове, где на тот момент работала, я стала заниматься по методике этой системы. Результат превзошел все ожидания: у ребят вновь появился интерес к учебе, они стали усваивать весь материал, родители перестали звонить после уроков с вопросами по домашнему заданию. В январе этого года мне посчастливилось принять участие в трехдневном семинаре, посвященном РКШ, в Новосибирске. Я получила много полезных знаний, которые в скором будущем надеюсь применить на практике уже в нашем городе.

— Расскажите, пожалуйста, более подробно, в чем уникальность этой образовательной системы?

— РКШ была разработана в Екатеринбурге под руководством многодетной мамы Татьяны Алтушкиной. В свое время, озадаченная кризисом в образовании, она начала искать пути решения проблемы. Татьяне Анатольевне удалось привлечь опытнейших педагогов из различных областей, в результате сотрудничества с которыми и была разработана целая образовательная система, вобравшая в себя лучшее из дореволюционной и советской педагогики. Это труды К.Д. Ушинского, А.С. Пчелко, Г.Б. Поляка, А.П. Киселева.
В основе методики лежит принцип природосообразности. Говоря простым языком, она учитывает возрастные особенности детского восприятия материала. Учебная программа выстроена так, чтобы ребёнку было понятно всё, чему его учат в школе. Например, в младших классах на уроках используются дощечки, перо, счётный материал — палочки, счёты, кубики и т.д. И, если дети изучают единицы измерения, — литр, два, три — на урок обязательно приносят соответствующие стеклянные банки, ученики наливают в них воду, переливают (то есть, дети это видят и таким образом понимают). Да, есть ребятишки, их примерно 10%, которые имеют логическое мышление, они могут мыслить абстрактно, но у остальных 90% есть только наглядное образное мышление.
Учебники РКШ не броские, оформлены в спокойных тонах, чтобы не отвлекать ребенка от главного. Весь материал подается от простого к сложному, без резких скачков от темы к теме. В современных учебниках новые темы даются без серьезного закрепления пройденного материала, складывается ощущение, что мы скачем «галопом по Европам». Ребенок не успевает усваивать знания, начинает отставать,  а дальше все только нарастает, как снежный ком. В РКШ делают ставку на максимальную осознанность, ведь одна из главных задач методики — подать материал так, чтобы ребенок «пропустил его через себя», осознал, понял. Ясность формулировок заданий, их соответствие природе детского восприятия, системность подачи материала (каждый последующий материал опирается на уже пройденный и закрепляет его) — все это вкупе дает потрясающие результаты. В Екатеринбурге уже есть дети, занимавшиеся по методике все 11 лет. На протяжении этого времени у ребят не пропадала мотивация.они получили глубокие, фундаментальные знания по всем предметам, у них сформировалось целостное мировоззрение.

— Если не ошибаюсь, программа РКШ пока не получила государственной аккредитации. Как быть родителям, желающим обучать своих детей по этой методике?

— Вообще комплект включает в себя не только учебники и прописи, но и методические пособия для учителей, поурочные планы и прочее. Разобраться во всем этом способна любая мама, даже без педагогического образования. При очень большом желании любой родитель в полном соответствии с законом об образовании может выбрать для своего ребенка семейную форму обучения. В таком случае обучать можно по любой методике, главное, сдавать все необходимые аттестации в прикрепленной школе, чтобы подтвердить полученные знания. Знаю много примеров, когда в различных городах родители объединяли усилия: оформляли семейное обучение, находили педагога, готового обучать детей по нужной программе. Конечно, всегда проще, когда есть единомышленники. Большой интерес к методике проявляют в православных гимназиях. Оно и понятно, ведь программа построена на христианстве, а тексты в учебниках учат добру и нравственности. В России уже около ста учебных заведений работают по этой методике. Это классы при воскресных школах, частные школы. В Кемеровской православной гимназии в начальной школе тоже начали обучать детей по методике РКШ.

— Проявляют ли ленинск-кузнецкие родители интерес к данной образовательной системе?

— В данный момент я как раз занимаюсь набором детей в группу для подготовки к школе. Вообще, в соответствии с методикой РКШ обучение детей начинается с четырех лет. Артикуляционные упражнения, чтение по догадке, каллиграфическое рисование, развитие памяти и внимания — все это готовит маленького человека к дальнейшему освоению новых знаний. Мы пока планируем начать занятия с шестилетними детьми, чтобы в дальнейшем продолжить обучение уже по программе начальных классов. В какой форме все это будет, я пока не знаю. Желающие уже есть, но пока их не очень много. Тем не менее, я надеюсь, что с Божьей помощью у нас все получится.

_______________________________________________________________________________________

 

Комментарий специалиста

А есть ли в нашем городе родители, выбравшие для своих детей семейную форму обучения? За комментарием мы обратились к Ирине Васильевне ПЛЕБАН — главному специалисту управления образования Ленинск-Кузнецкого городского округа.

«Законом об образовании №273-ФЗ от 29.12.2012 года предусматриваются различные формы обучения. В России образование может быть получено как в образовательных организациях, так и вне их, например, в форме семейного образования и самообразования. На сегодняшний день в Кузбассе на такой форме обучения находится 266 детей, большая часть из которых проживает в Кемерове и Новокузнецке. В Ленинск-Кузнецком городском округе таких обучающихся всего 9 человек.
Не следует путать семейное обучение с домашним: последнее осуществляется на дому по медицинским показаниям приходящими школьными учителями. В случае семейного обучения ответственность за образование ребенка полностью лежит на его родителях, которые самостоятельно выстраивают учебный процесс от начала и до конца.
В случае выбора родителями такой формы обучения они заявляют о своем желании руководству школы, в которой на данный момент учится их ребенок. Когда все необходимые документы оформлены, ребенка официально отчисляют из образовательного учреждения, личное дело ученика передается родителям и с этого момента вся ответственность за обучение лежит на семье. Безусловно, причины такого выбора могут быть разными, но всегда следует помнить о необходимости социализации детей, которые в условиях школы учатся выстраивать отношения со сверстниками и педагогами, взаимодействовать с окружающим миром.
Я не хочу сказать, что семейное обучение — это хорошо или плохо. У нас есть как успешные примеры, когда дети, находясь на семейном обучении, под контролем родителей прекрасно развиваются, блестяще сдают промежуточные аттестации, так и не очень удачные, когда обнаруживаются большие пробелы в знаниях, а школа вынуждена инициировать процесс возвращения обучающегося обратно в класс. В большей степени успешность этого мероприятия зависит от родителей, их умения не только грамотно организовать процесс обучения и контроля за усвоением материала, но и способности привить ребенку такие навыки, как самодисциплина и самоорганизация.
По всем вопросам организации семейного образования вы можете обращаться в кабинет 11 управления образования по адресу: ул. Мациенко, 2 или по телефону 5-34-37».

Екатерина СЫРОПЯТОВА. Фото автора.

В рубрике: Интервью, Новости, Образование

Другие новости:

Бюджет – всему основа Бюджет – всему основа
Семь дней ярких путешествий Семь дней ярких путешествий
Впервые удача улыбнулась сразу двум участницам Впервые удача улыбнулась сразу двум участницам
Как Крепкожилин телефон продавал Как Крепкожилин телефон продавал
При использовании материалов ссылка на сайт Городская газета обязательна.
© Городская газета. Все права защищены.