Тысячи и тысячи защитников нашей Родины уходили на фронт в годы Великой Отечественной войны, и далеко не все из них вернулись с поля боя. Из тех, кто пришёл с Победой, сейчас остались единицы. Да и нам, детям фронтовиков, сегодня уже под 70 лет и более – сами стали ветеранами. И потому, я считаю, именно мы должны передать внукам и правнукам их воспоминания, документы, награды, фотографии, может быть, и другие исторические реликвии героев Великой Победы.

Работая в школе, я постоянно встречался с ветеранами войны, готовил наш коллектив к маршу и митингу на площади Победы. Тогда они были примерно в том же возрасте, как мы сейчас (кто-то старше), а теперь поколение победителей – те, кому по 95 лет, они считаются долгожителями. О том времени могут многое рассказать труженики тыла, которые работали подростками в заводских цехах и на колхозных полях, есть ещё бывшие малолетние узники фашистских концлагерей, жители блокадного Ленинграда. К 75-летию Победы с каждым из них надо встретиться и пообщаться, записать воспоминания, чтобы это бесценное наследие живых свидетелей и участников исторических событий не ушло вместе с ними. И, конечно, помочь, если ветераны войны в чём-то нуждаются. Вот это будет, по-моему, нашим вкладом в дело приобщения к народному подвигу.
К 70-летию Победы, в 2015 году, я организовывал в Ледовом дворце, по месту работы, фотоэкспозицию, в которой были представлены наши родители – участники войны. Мне это было интересно, потому что судьбы фронтовиков сложились по-разному. Выяснилось, что у десятерых наших коллег (из сорока работающих) отцы и матери были на фронтах, а у двоих – Евгения Пичугова и Александра Володкина – они создали в конце войны семьи и приехали домой мужем и женой. Мой отец Илья Фролович тоже воевал (он с 1924 года), освобождал Прибалтику, был тяжело ранен и более полугода провёл на госпитальной койке, вернувшись домой инвалидом. О его фронтовом пути знают мои внуки – я сделал папку, в которой давно собираю материалы о нём и о войне.
Вот и думаю: почему бы в школах, техникумах, да и на предприятиях не создать общими силами такие экспозиции? Это был бы наш реальный вклад в сохранение памяти.
Есть у меня также предложение о проведении среди школьников и студентов конкурсов творческих работ с рассказами о своих родных – участниках войны и тружениках тыла. Ещё можно повсюду посадить аллеи, благоустроить территории памятных мест города, например, камня Памяти в Лесном городке, где постоянно бывает много ленинск-кузнечан.
На мой взгляд, вполне можно продлить маршрут шествия «Бессмертного полка», чтобы оно начиналось, скажем, на проспекте Кирова возле площади Дворца культуры и искусства, а заканчивалось где-то на повороте у ГУМа. С каждым годом в его рядах становится больше горожан, и эта река бессмертия, я думаю, достойна того, чтобы идти по городу всё дальше.
Как жителя второго микрорайона меня беспокоит сквер им. З.М. Туснолобовой: как-то надо останавливать любителей посидеть в шумной компании, которые там собираются, а то нам часто присесть некуда. Это памятное место города пора обустроить так, чтобы ни у кого и мысли не возникло устроить застолье на лавочке. Для начала стоит, наверное, организовать дежурство, поставить видеокамеры, наказывать нарушителей порядка: здесь, по-моему, все средства хороши, если слов не понимают.
Всё, о чём я говорю, сделать вполне по силам. Чтобы жила память о народном подвиге, а правнуки поколения победителей знали о заслугах родных и передавали дальше эти славные традиции, которые объединяют всех нас.

Виктор ЗВЯГИН. Краевед.

admin
mail@ria-leninsk.ru