Новое видение мира самой природой заложено в сознании ребенка. Пытливый ум и детские шалости порой рождают настоящие открытия, полезные для человечества. Так, первые водные лыжи были придуманы подростком, а фруктовое мороженое на палочке — одиннадцатилетним ребёнком. 17 января весь мир отмечает Международный день детей-изобретателей. Вдвойне радостно, что некоторые юные гении живут не где-то далеко — они здесь, рядом, ходят в школы Ленинска-Кузнецкого, и некоторые из них получают патент на своё изобретение раньше, чем собственный паспорт.

Не романтика, а точная наука

В мастерской — детские голоса, горят лампы. Среди десятков инструментов  и вороха чертежей ребята мастерят модели кораблей в кружке «Морская техника» Дворца творчества детей и учащейся молодежи. Под чутким руководством Виктора Петровича Ерченко они создали уже сотни моделей как существующих судов, так и фантастических, сделанных по своим собственным чертежам. Семён Зиновьев показывает каравеллу. Он смастерил её по своей разработке, когда ездил во Всероссийский детский центр «Океан».
— Начинать всегда надо с чертежей, — говорит Семен. — По ним делаем корпус, потом надстройку. Во всем нужна аккуратность, здесь очень тонкие детали. Такие модели, как, например, бронекатер, делаются из дерева, которое должно быть обязательно исправное. А вот пушки на бронекатере изготовлены из жести. И во всем важна точность — от чертежей  до окрашивания.
В этом кружке вырос Алексей Чибранов, чемпион мира по судомоделированию. Он уже закончил НГТУ и работает в Новосибирске. А в «Морской технике» растут новые юные конструкторы. Как и в любом виде спорта, здесь все работают на результат. Лиза Огнева осторожно достает из кофра модель торпедолова, держит его бережно. Эта девочка за 4 года занятий одерживала победы и на соревнованиях по запуску моделей в бассейне, и на конкурсах с радиоуправляемыми моделями. Сейчас у Лизы уже 4 медали и 12 грамот. Виктор Петрович говорит, что увлечение судомоделированием может легко перерасти в большую профессию по кораблестроению. Главное, повторяет педагог, — научиться читать чертежи.

Первым делом — самолёты!

Мастерская детского объединения «Модели-копии самолетов» Дворца творчества детей и учащейся молодежи увешана летательными аппаратами. Данил Файзулаев и Ваня Шерин наперебой рассказывают:
— Сначала мы строили бумажные модели, планеры и из дерева выпиливали. Потом построили такого сильного воздушного змея, что он рвал все веревки, какие бы мы ни цепляли.
Ребята увлеченно показывают копийные модели самолетов, рассказывают об их устройстве и мощности двигателей, о методе изготовления и скорости, которые эти самолеты способны развивать. Ваня подбегает к небольшому белому самолетику.
— Это очень интересная модель! — рассказывает он. — Потому что управляется не по радио, а с тросов! Вы надеваете на себя пояс с аккумуляторами и ручкой управления, по двум тросам ток протекает и передается в двигатель. Таким образом вы управляете самолетом. За один трос потянете, например, — стабилизатор поднимется. Все, как в обычном самолете. Вы связаны с самолетом, как пилот, вы ощущаете вибрацию, тяжесть, нагрузку. Это здорово!
Данил поднимает модель с красными скорпионами на крыльях.
— А это вымышленный самолёт «Скорпион», — говорит он. — Мы сделали его из потолочной плитки, а внутри — строительный пенопласт. Сверху мы обклеили его пленкой, она для модели — как кожа для человека. Такой самолет может развивать скорость до 60 км в час.
Разбираться с блоками управления и всей электроникой ребятам помогает педагог Олег Павлович Щербак. Ошибки, говорит он, — неотъемлемая часть любого изобретения, не только детского, но и взрослого. Вот ребёнок сделал самолет из потолочной плитки и случайно облил его растворителем — все, самолета нет. Заказали двигательную установку под определенную модель, под определенный вес, а приходит другая — приходится перекраивать. Преодолевая ошибки и недоразумения, за 20 лет в кружке «Модели-копии самолетов» выросли четыре чемпиона России по авиамодельному спорту и 6 кандидатов в мастера спорта. Иван Шерин уже сейчас пытается создать свои детали и целые самолеты и планирует поступать в технический вуз, чтобы в будущем стать авиаконструктором.
— Мне интересно читать чертежи, — говорит Ваня. — Самое главное — это интересно, познавательно, развивается аккуратность.
А Олег Павлович, смеясь, добавляет: главное, что развивается, — терпение!

Помощники 21 века

В гимназии №12 работает клуб робототехники. Первым серьезным проектом клуба стала рука-манипулятор, которую изобрел девятиклассник Алексей Морозов. По словам руководителя клуба Владислава Сергеевича Пфау, это устройство — на 90 процентов изобретение самого Алексея. Рука-манипулятор — это не протез, её нельзя прикрепить к своей конечности. Она создана для рабочей зоны, например, стола. Устройство стоит на статичном постаменте и может вокруг себя переносить предметы в радиусе около метра. Вес предмета, который может перенести эта рука, — не более килограмма. Но, по словам Алексея, по схеме этого устройства технически возможно сделать другие, более прочные и выносливые конструкции.
— Мы хотели создать устройство, которое позволяло бы в общем плане переносить вещи или небольшие предметы, а в частном плане помогать людям с ограниченными возможностями здоровья, — говорит школьник-изобретатель.
Младшие гимназисты тоже озадачены полезными изобретениями.  Федя Морозов, ученик 4 класса, изобрел настоящего робота-погрузчика. Он способен определить предмет, взять его, развернуться и привезти вам. Это может быть стакан с водой или любой другой предмет, который поместится в щипцы робота. Владислав Сергеевич Пфау говорит, что сама идея робота-перевозчика не новая, но с точки зрения алгоритма и конструкции Фёдор внес настоящие новшества. Инновационного сортировщика создала и четвероклассница Соня Глушкова. Программный код этого робота был изобретен Соней с нуля. Сортировщик определяет цвета деталей и раскладывает их по группам.
— Это скорее макет, — объясняет Соня. — В реальной жизни такой робот мог бы сортировать мусор или, например, овощи в магазине. На практике на основе такого робота можно делать реальные механизмы.
По словам Владислава Пфау, на механизм для шахтёрской работы, созданный Федей Морозовым, уже скоро будет запущен процесс получения самого настоящего патента.
— Я создал автоматизированную сигнализацию «Шахтёр», — говорит Фёдор. — Она распознает газ, землетрясение, огонь и предупреждает горного диспетчера о подземной опасности. Такая сигнализация — это не просто коробочка, а большая система датчиков, которые распределены по всей шахте. У меня готов уже макет и несколько вариантов реализации проекта на разных электронных платформах.
Соня не отстает от своего одноклассника и работает сразу над несколькими изобретениями. Она сделала автономную метеостанцию, которая определяет влажность, загазованность метаном и углекислым газом, температуру — и выводит эту информацию на экран. А сейчас Соня разрабатывает проект нероняемого стола и совершенствует свою метеостанцию, стремясь сделать её водонепроницаемой.
Разумеется, на этапах разработки чертежей и программирования ребята не обходятся без помощи педагогов. Но, пообщавшись с ленинск-кузнецкими вундеркиндами, я поняла: в настоящем изобретении важна не только научная точность, но еще любовь к своему делу и желание менять мир к лучшему, чего у этих ребят хоть отбавляй. А значит, за будущее человечества можно быть спокойными: оно в надежных руках.

   Кристина ГОРТМАН.

   Кстати…

  1. Слабовидящий Луи Брайль решил создать специальный рельефно-точечный шрифт для слепого чтения, когда ему самому было всего 12 лет. На создание шрифта у мальчика ушло три года. В алфавит входили буквы, цифры и знаки препинания. На его основе чуть позже Брайль создал нотную грамоту для слепых.
  2. Шестнадцатилетний Джордж Ниссен 90 лет назад наблюдал за соревнованиями воздушных гимнастов. Его внимание привлекла страховочная сетка, на которую акробаты приземлялись после трюка. Использовав эластичные жгуты и шарнирную металлическую конструкцию, вскоре Ниссен подарил миру батут.
  3. Официальный флаг Аляски также был придуман юношей. Бенни Бенсону было всего 13 лет, когда его эскиз победил в конкурсе. Мальчик изобразил Полярную звезду и созвездие Большой Медведицы на синем фоне, который символизировал небо и официальный цветок Аляски — незабудку. Уже 94 года изобретение юного художника представляет Аляску на мировой арене.
admin
mail@ria-leninsk.ru