Новое видение мира самой природой заложено в сознании ребенка. Пытливый ум и детские шалости порой рождают настоящие открытия, полезные для человечества. Так, первые водные лыжи были придуманы подростком, а фруктовое мороженое на палочке — одиннадцатилетним ребёнком. 17 января весь мир отмечает Международный день детей-изобретателей. Вдвойне радостно, что некоторые юные гении живут не где-то далеко — они здесь, рядом, ходят в школы Ленинска-Кузнецкого, и некоторые из них получают патент на своё изобретение раньше, чем собственный паспорт.
Не романтика, а точная наука
В мастерской — детские голоса, горят лампы. Среди десятков инструментов и вороха чертежей ребята мастерят модели кораблей в кружке «Морская техника» Дворца творчества детей и учащейся молодежи. Под чутким руководством Виктора Петровича Ерченко они создали уже сотни моделей как существующих судов, так и фантастических, сделанных по своим собственным чертежам. Семён Зиновьев показывает каравеллу. Он смастерил её по своей разработке, когда ездил во Всероссийский детский центр «Океан».
— Начинать всегда надо с чертежей, — говорит Семен. — По ним делаем корпус, потом надстройку. Во всем нужна аккуратность, здесь очень тонкие детали. Такие модели, как, например, бронекатер, делаются из дерева, которое должно быть обязательно исправное. А вот пушки на бронекатере изготовлены из жести. И во всем важна точность — от чертежей до окрашивания.
В этом кружке вырос Алексей Чибранов, чемпион мира по судомоделированию. Он уже закончил НГТУ и работает в Новосибирске. А в «Морской технике» растут новые юные конструкторы. Как и в любом виде спорта, здесь все работают на результат. Лиза Огнева осторожно достает из кофра модель торпедолова, держит его бережно. Эта девочка за 4 года занятий одерживала победы и на соревнованиях по запуску моделей в бассейне, и на конкурсах с радиоуправляемыми моделями. Сейчас у Лизы уже 4 медали и 12 грамот. Виктор Петрович говорит, что увлечение судомоделированием может легко перерасти в большую профессию по кораблестроению. Главное, повторяет педагог, — научиться читать чертежи.
Первым делом — самолёты!
Мастерская детского объединения «Модели-копии самолетов» Дворца творчества детей и учащейся молодежи увешана летательными аппаратами. Данил Файзулаев и Ваня Шерин наперебой рассказывают:
— Сначала мы строили бумажные модели, планеры и из дерева выпиливали. Потом построили такого сильного воздушного змея, что он рвал все веревки, какие бы мы ни цепляли.
Ребята увлеченно показывают копийные модели самолетов, рассказывают об их устройстве и мощности двигателей, о методе изготовления и скорости, которые эти самолеты способны развивать. Ваня подбегает к небольшому белому самолетику.
— Это очень интересная модель! — рассказывает он. — Потому что управляется не по радио, а с тросов! Вы надеваете на себя пояс с аккумуляторами и ручкой управления, по двум тросам ток протекает и передается в двигатель. Таким образом вы управляете самолетом. За один трос потянете, например, — стабилизатор поднимется. Все, как в обычном самолете. Вы связаны с самолетом, как пилот, вы ощущаете вибрацию, тяжесть, нагрузку. Это здорово!
Данил поднимает модель с красными скорпионами на крыльях.
— А это вымышленный самолёт «Скорпион», — говорит он. — Мы сделали его из потолочной плитки, а внутри — строительный пенопласт. Сверху мы обклеили его пленкой, она для модели — как кожа для человека. Такой самолет может развивать скорость до 60 км в час.
Разбираться с блоками управления и всей электроникой ребятам помогает педагог Олег Павлович Щербак. Ошибки, говорит он, — неотъемлемая часть любого изобретения, не только детского, но и взрослого. Вот ребёнок сделал самолет из потолочной плитки и случайно облил его растворителем — все, самолета нет. Заказали двигательную установку под определенную модель, под определенный вес, а приходит другая — приходится перекраивать. Преодолевая ошибки и недоразумения, за 20 лет в кружке «Модели-копии самолетов» выросли четыре чемпиона России по авиамодельному спорту и 6 кандидатов в мастера спорта. Иван Шерин уже сейчас пытается создать свои детали и целые самолеты и планирует поступать в технический вуз, чтобы в будущем стать авиаконструктором.
— Мне интересно читать чертежи, — говорит Ваня. — Самое главное — это интересно, познавательно, развивается аккуратность.
А Олег Павлович, смеясь, добавляет: главное, что развивается, — терпение!
Помощники 21 века
В гимназии №12 работает клуб робототехники. Первым серьезным проектом клуба стала рука-манипулятор, которую изобрел девятиклассник Алексей Морозов. По словам руководителя клуба Владислава Сергеевича Пфау, это устройство — на 90 процентов изобретение самого Алексея. Рука-манипулятор — это не протез, её нельзя прикрепить к своей конечности. Она создана для рабочей зоны, например, стола. Устройство стоит на статичном постаменте и может вокруг себя переносить предметы в радиусе около метра. Вес предмета, который может перенести эта рука, — не более килограмма. Но, по словам Алексея, по схеме этого устройства технически возможно сделать другие, более прочные и выносливые конструкции.
— Мы хотели создать устройство, которое позволяло бы в общем плане переносить вещи или небольшие предметы, а в частном плане помогать людям с ограниченными возможностями здоровья, — говорит школьник-изобретатель.
Младшие гимназисты тоже озадачены полезными изобретениями. Федя Морозов, ученик 4 класса, изобрел настоящего робота-погрузчика. Он способен определить предмет, взять его, развернуться и привезти вам. Это может быть стакан с водой или любой другой предмет, который поместится в щипцы робота. Владислав Сергеевич Пфау говорит, что сама идея робота-перевозчика не новая, но с точки зрения алгоритма и конструкции Фёдор внес настоящие новшества. Инновационного сортировщика создала и четвероклассница Соня Глушкова. Программный код этого робота был изобретен Соней с нуля. Сортировщик определяет цвета деталей и раскладывает их по группам.
— Это скорее макет, — объясняет Соня. — В реальной жизни такой робот мог бы сортировать мусор или, например, овощи в магазине. На практике на основе такого робота можно делать реальные механизмы.
По словам Владислава Пфау, на механизм для шахтёрской работы, созданный Федей Морозовым, уже скоро будет запущен процесс получения самого настоящего патента.
— Я создал автоматизированную сигнализацию «Шахтёр», — говорит Фёдор. — Она распознает газ, землетрясение, огонь и предупреждает горного диспетчера о подземной опасности. Такая сигнализация — это не просто коробочка, а большая система датчиков, которые распределены по всей шахте. У меня готов уже макет и несколько вариантов реализации проекта на разных электронных платформах.
Соня не отстает от своего одноклассника и работает сразу над несколькими изобретениями. Она сделала автономную метеостанцию, которая определяет влажность, загазованность метаном и углекислым газом, температуру — и выводит эту информацию на экран. А сейчас Соня разрабатывает проект нероняемого стола и совершенствует свою метеостанцию, стремясь сделать её водонепроницаемой.
Разумеется, на этапах разработки чертежей и программирования ребята не обходятся без помощи педагогов. Но, пообщавшись с ленинск-кузнецкими вундеркиндами, я поняла: в настоящем изобретении важна не только научная точность, но еще любовь к своему делу и желание менять мир к лучшему, чего у этих ребят хоть отбавляй. А значит, за будущее человечества можно быть спокойными: оно в надежных руках.
Кристина ГОРТМАН.
Кстати…
- Слабовидящий Луи Брайль решил создать специальный рельефно-точечный шрифт для слепого чтения, когда ему самому было всего 12 лет. На создание шрифта у мальчика ушло три года. В алфавит входили буквы, цифры и знаки препинания. На его основе чуть позже Брайль создал нотную грамоту для слепых.
- Шестнадцатилетний Джордж Ниссен 90 лет назад наблюдал за соревнованиями воздушных гимнастов. Его внимание привлекла страховочная сетка, на которую акробаты приземлялись после трюка. Использовав эластичные жгуты и шарнирную металлическую конструкцию, вскоре Ниссен подарил миру батут.
- Официальный флаг Аляски также был придуман юношей. Бенни Бенсону было всего 13 лет, когда его эскиз победил в конкурсе. Мальчик изобразил Полярную звезду и созвездие Большой Медведицы на синем фоне, который символизировал небо и официальный цветок Аляски — незабудку. Уже 94 года изобретение юного художника представляет Аляску на мировой арене.