Каждый, кто въезжает в Ленинск-Кузнецкий, невольно обращает внимание на скромную стелу, расположенную на пересечении улиц Ленина, Вострикова и Садовой. Стоит она неподалёку от обочины дороги в небольшом скверике. К памятнику прикреплена табличка с надписью: «В этом районе в 1883 году была заложена первая шахта «Успех», положившая начало основания Кольчугинского рудника». Но за этими скупыми строками стоит целая эпоха шахтёрского труда, принесшая славу Кузбассу.
Нам захотелось рассказать эту непростую историю жителям нашего небольшого шахтёрского города, Кузнецкого края и всей страны, ведь мы должны знать истоки зарождения своей малой родины, гордиться знаменитыми предками, трудившимися с полной самоотдачей и любовью к выбранному делу. Поэтому мой сын Матвей Руль, учащийся 9 «А» класса основной школы №15, под моим научным руководством решил пройти обучение в рамках онлайн-программы Школы практической истории, чтобы познакомиться с азами исследовательской работы, научиться грамотно вести историческое исследование и восстанавливать родословную, работать с архивами и фондами библиотек, создавать исторический бренд Кузбасса на основе сюжета локальной истории.
Обучение с 20 сентября по 8 ноября 2019 года вела Марина Геннадьевна Балашкина, историк, директор центра практической истории, программный директор Кемеровского областного конкурса исследований по локальной истории «Наше Наследие». Результатом исследования стало написание исторического эссе «История первой шахты «Успех» Кольчугинского рудника», так как эта шахта заложила основу развития рудника и рождения города Ленинска-Кузнецкого, который в этом году торжественно отмечает своё 95-летие. В настоящее время шахта «Успех» — это один из брендов Кузбасса.
Нам пришлось прочитать много литературы, обратиться в различные архивы. В итоге узнали столько нового и интересного! Оказывается, на месте современного города в далёком 1763-м году была маленькая заимка Кольчугино. Кольчугинцы, сами о том не догадываясь, обосновались в самом центре Кузнецкого края. Менее чем через тридцать лет салаирские рудознатцы нашли пласты каменного угля, открывшиеся на месте угольных пожаров. Но долгое время уголь местные жители продолжали использовать только для топки изб.
По достоинству оценили кольчугинские угли только спустя почти сто лет. Тогда-то в жизни села и началась новая жизнь, оставившая глубокий след в истории. Весной 1883-го года развернулась грандиозная стройка деревянного копра шахты на северной окраине Кольчугина, очень заинтересовавшая местное население. Горнякам пришлось методом проб и ошибок набираться нового шахтёрского опыта (до этого они добывали серебро), обучать кольчугинских крестьян. Именно с тех далёких времён берут своё начало многие местные шахтёрские династии.
Долгое время рабочие находили только белёсую породу, но однажды подняли на-гора первый уголь Кольчугинской копи. Труд шахтёров был очень тяжёлым. Они добывали уголь примитивным способом — при помощи обушка и кайла, на санках подвозили к стволу, а затем бадьёй поднимали на поверхность. Несмотря на это, добыча первого угля стала поистине радостным и переломным событием для всего края. Она дала начало развитию мощного рудника и гордое, звучащее имя шахте — «Успех».
В открытии и успешном начале работы предприятия большая роль принадлежала горному инженеру Николаю Ивановичу Журину. Мы собрали много интересной информации об этом выдающемся и неординарном человеке и выложили её в «Википедии».
В истории развития Кольчугинского рудника остались названия, связанные с его фамилией. Это «Журинские штольни», открытые через два года после шахты «Успех», Журинский угольный пласт и шахты «Журинка-3», «Журинка-4», построенные в советское время. В современном Ленинске-Кузнецком, думаю, не все жители переулка Журинского задумываются над появлением такого названия. Так кем же был этот выдающийся человек, оставивший такой след в истории нашего населённого пункта?
Оказывается, Николай Иванович родился в 1841 году далеко от Кузбасса. Его родители были бедными московскими мещанами, но это не помешало увлечённому науками ребёнку окончить реальную гимназию и получить золотую медаль. В конференц-зале Петербургской горной академии на стенах золотыми буквами выбито имя Н.И. Журина, закончившего корпус с отличием.
Новоиспечённый выпускник был направлен на Кизеловский металлургический завод Урала, через три года получил чин титулярного советника, затем, с 1873 года, служил на Пермских пушечных заводах. А уже в 1877 году он был назначен начальником Гороблагодатского горного округа. Молодого, деятельного горного инженера заметили и в феврале 1883 года предложили занять должность начальника Алтайского горного округа, к которому в то время относилась и вся территория Кузбасса.
Горное дело Алтая в то время переживало глубокий кризис, предприятия были убыточными, не лучшим образом шло и освоение угольных богатств Кузнецкого бассейна. Журин проявил себя как активный и разносторонний управленец, прекрасно знающий тонкости горного ремесла. При нём началась техническая перестройка горных заводов, открытие новых шахт. Сначала он изучил проблемы в работе алтайских и кузбасских предприятий.
Николай Иванович начал скрупулёзно искать новые источники для обеспечения печей топливом, в чём ему очень помогло образование. Выбор остановился на кольчугинском угле, который отвечал всем требованиям: давал большую теплоотдачу, хорошо коксовался. Журиным было принято решение начать разработку Кольчугинского месторождения и полностью обеспечить ближайшие Гурьевские металлургические заводы коксом.
В первый же год службы Николай Иванович вплотную занялся открытием и развитием шахты «Успех». Темпы добычи с каждым годом увеличивались, ведь в угле и коксе остро нуждались металлургические предприятия. В течение первых десяти лет Кольчугинская копь стала поистине угольной столицей Алтайского округа.
31 декабря 1891 года Николай Иванович внезапно умер. Его смерть совпала по времени с ликвидацией Кабинета горного дела на Алтае, развитие угольного производства стало резко снижаться. В 1896-м году Кольчугинская копь, в состав которой входила и шахта «Успех», была передана в аренду «Обществу восточносибирских чугуноплавильных, железоделательных и механических заводов» Саввы Мамонтова, а в 1913 году — Копикузу с привлечением иностранного капитала. Перед Великой Октябрьской социалистической революцией объём добычи на первой шахте рудника снизился, там дорабатывали последний угольный горизонт. Забойщики, саночники и коногоны по-прежнему работали лопатой, киркой и топором. Обветшалые забои освещались лишь масляными светильниками.
Революция вдохнула новую жизнь в рудник, помешав продать «чёрное золото», главное богатство Кузнецкого края, иностранцам. «Успеху» уже невозможно было тягаться с новыми мощными шахтами, но вклад в шахтовое дело «первенец» вносил достойный.
В годы Великой Отечественной войны коллектив каждой шахты принял на себя повышенное обязательство по добыче. Горняки «Успеха» продолжали трудиться в старых, отработанных забоях шахты, так как фронту для общего дела Победы был необходим уголь, особенно коксующийся, любой ценой.
Шахту закрыли в 1947-м году, так как полностью были выработаны угольные пласты. Благодаря заботам краеведов и местной власти на месте предприятия в 1965 году удалось сохранить и увековечить память об «Успехе», без которой нет ни настоящего, ни будущего. Так первая шахта вновь заняла своё достойное место, храня историю для потомков.
Приятным результатом обучения для нас стало не только проведение увлекательного исследования, но и получение в начале этого года сертификата онлайн-школы практической истории «Исторический бренд Кузбасса». Он подтверждает успешное освоение курса и подготовку эссе для книги «Вклад моей семьи в историю Кузбасса», издание второго тома которой запланировано на 2021-й год к 300-летию Кузбасса. С нетерпением будем ждать этого замечательного подарка к знаменательному событию области.
А. Руль. Заведующая библиотекой-филиалом №7, п. Никитинский.