Сейчас вошло в моду обучать детей английскому, начиная с детского сада. Никакая мода не предполагает, что у её последователей будет семь пядей во лбу — эта мода тоже не исключение. Сам собой напрашивается вопрос: почему не обучают детей китайскому, или древнегреческому языку, или, наконец, геометрии, алгебре, или игре в шахматы?
В Советском Союзе была классическая методика преподавания: как преподавали латынь в русских гимназиях. А какой методика ещё может быть? Как сказал когда-то царю Птолемею I математик Евклид: «Царских путей к геометрии нет».
Много уже было всякой всячины в преподавании английского: метод Илоны Давыдовой, метод 25-го кадра, обучение во сне… Вы встречали человека, который научился бы свободно говорить, читать, писать на каком-то языке благодаря 25-му кадру или во сне? Я таких не встречал.
Помню, несколько лет назад от преподавателей требовали превратить учёбу в игру. Вероятно, и сейчас лучше не стало; легко вляпаться в болото, да трудно из него выбраться. Что значит игра? Чтобы математика, например, преподавалась развлекательнее компьютерных «стрелялок». И вот, после 11 лет этой «развлекаловки» молодой человек вступает в реальную жизнь, а там всё по-другому.
Ещё в советские времена в СМИ промелькнула такая ситуация: почему русский Ваня пишет по-английски грамотнее, чем англичанин Джонни? Да, это было в те времена, сейчас разницы между Ваней и Джонни, скорее всего, уже нет. В те времена и любой преподаватель мог ответить, почему это так.
Сейчас нормальные преподаватели тоже, конечно, есть. Нормальный преподаватель и учебник написал бы свой. Но написать и положить себе в стол – это одно, а его ведь нужно издать, чтобы были тысячи экземпляров, по которым дети будут учиться. А вот в этом-то и проблема. Учебник этого умника (нормального преподавателя) никогда издан не будет. Рынок здесь давно уже всё «устаканил»: учебники для всех классов уже изданы, писались они под диктовку заезжих советников.
Что значит владеть языком? Стюардесса тоже владеет английским. Она может сказать: «Пристегните ремни», «Ноу смокинг», «Господа, сейчас вам будет подан обед». Это тоже английский. Или как владеет языком переводчик, который может перевести на русский Шекспира или Бёрнса. Ясно, что первое «владение» таковым не назовёшь.
Но дело даже не в английском языке. Кроме англосаксонской цивилизации есть в мире и другие. Например, русская, китайская, индийская. Которая из них будет в конце концов наверху, никто сейчас не скажет. Кто мог предсказать крах Советского Союза за несколько лет до этого? Как бы ни пыжились англо-американцы, а мировое лидерство смещается на Восток. А почему бы вместо английского не изучать китайский или хинди?
Я коснулся ситуации с преподаванием английского, которое мне ближе всего. Прошедшим летом занимался с одним моим близким родственником, который пошёл с 1 сентября во второй класс и начал изучать английский. Ну, не будем говорить о том, что в наше время изучать иностранный язык мы начинали с 5 класса. Как ребёнок будет изучать чужой для него язык, не зная, что такое существительное, глагол, падежи? Ну, ясно, как — как изучают его африканские аборигены: «Моя твоя не понимай».
Естественно, я начал заниматься с моим родственником английским языком по учебнику для 2 класса. Но скоро плюнул на него. Преподавание на уровне для туземцев англо-американских колоний. Ни малейшего признака какой-либо русской культуры, как будто у нас в течение 1000 лет и не было ни Толстого, ни Пушкина, ни Тургенева, как в какой-нибудь африканской стране. Чуть ли не на каждой странице ненавязчиво рекламируются чипсы, бургеры, сэндвичи и прочее, что честные диетологи (остались ещё такие) называют «грязной пищей».
Потом я посмотрел: а кто же этот учебник для 2 класса и для более старших составлял? Имена авторов вызвали только грустную улыбку. Ну, из 4 авторов на первом месте — две англо-американские фамилии и дальше идут две русские. Ну, понятно: им заплатили гонорар за одно их присутствие, а напишем, что захотим мы, англо-американцы. Всё схвачено, за всё заплачено.
Ну, преподавание английского мне ближе всего, но ведь и с другими предметами, со всем школьным образованием положение – хуже быть не может. Упразднили астрономию – и каждый третий уже считает, что Солнце вращается вокруг Земли. Упразднили черчение – а что без него будут делать будущие инженеры? «Реформаторы» говорили: «Будем добывать нефть и газ, а всё остальное купим». В такой стране инженеры, конечно, не нужны.
Фурсенко и Ливанов довели образование, как от них и требовалось, до африканского уровня. На Васильеву возлагались большие надежды, но она находилась на посту года два, а никаких чётких и радикальных реформ мы не увидели. На полное восстановление (если к этому стремиться, будет на это воля) потребуется не менее 10 лет (так говорят); за это время наши дети и внуки, имея ущербное образование, станут уже взрослыми. Даже если не говорить высоких слов о судьбах страны и государства – это судьба наших детей, да и наша с вами.
Что же нам делать? Сверху всё будет делаться (если ещё будет), но очень медленно. Может, нам что-то сделать самим? Ведь не всё потеряно, а мы, слава Богу, ещё что-то можем. Что именно? Хотелось бы узнать мнение неравнодушных людей. Но, конечно, требуются конкретные предложения. Сказать «да» или «нет», «ура!» или «не поддерживаю» — это всё пустота…
М. КОРОТКОВ.