В нашей рубрике, посвященной людям с творческой душой — певцам, художникам и композиторам нашего города — мы хотим рассказать вам о замечательном человеке, который родился и вырос в небольшом селе, которого сегодня нет ни на одной карте мира.
На пороге ЦДК меня встретил мужчина с невероятно доброй и открытой улыбкой: «Будем знакомы, Александр Степанович Суворов», — представился он и сразу начал рассказывать о своем увлечении — рыбалке. Александр Степанович семь лет как ушёл на заслуженный отдых и теперь может больше времени уделять своему хобби. Между прочим, рыбак он с большим стажем, кроме этого, ему два раза повезло стать чемпионом города по летней рыбной ловле: «Вот такой я человек, могу и рыбку поймать и на гармони сыграть».
— Александр Степанович, расскажите, пожалуйста, о своём детстве, родителях.
— Родился я 1943-мв селе Ажендарово Крапивинского района (прим. ред.: в 80-е годы, когда начали строить Крапивинский гидроузел, село Ажендарово попало в зону подтопления, было принято решение — село сравнять с землей, а жителей переселить). В нашей семье было четверо детей, я — самый старший из них, так что особо не забалуешь. Ребятишки купаются на Томи, а я сижу дома, нянчусь, пока мама по хозяйству хлопочет. Она ведь домохозяйкой была, к тому же мастерицей на все руки, шить очень хорошо умела. В послевоенные годы тоже тяжко было, но мы выжили все. Спасибо матери и отцу Степану Петровичу Суворову. Он до войны работал учителем в школе, оттуда его на фронт и забрали. Помню, отец рассказывал нам о том, как защищал Ленинград, как они, солдаты и жители блокадного Ленинграда, голодали. В 42-м он получил ранения, одно из них сквозное в живот. Вернулся домой на костылях. Страшные и тяжелые были годы, но несмотря ни на что, мой папа продолжил работать учителем. Он ушел из жизни в 1951-м году, фронтовые ранения дали о себе знать.
— Ваша профессия – это мечта детства или все-таки случайность?
— Не могу сказать, что мечта, но и случайностью это не назовешь. Мне было лет 8-9, когда мама показала мне несколько басов на гармони. Природа наделила меня неплохим музыкальным слухом. Буквально через несколько месяцев мой репертуар насчитывал уже не один десяток мелодий. Спустя какое-то время я сумел перещеголять даже самых лучших гармонистов нашего села. Так что выходит гармонь – это продолжение меня. Но все-таки в профессию я вошел только после того, как отслужил в армии. Служил я в группе советских войск в Германии в красивом городе Франкфурт-на-Одере. Вернулся и практически сразу пошел работать хормейстером в клуб при заводе Красный Октябрь. Спустя 30 лет перешел на работу в ЦДК. В 2013-м году ушел на заслуженный отдых.
— Александр Степанович, скажите, были в вашей жизни курьезные случаи?
— Конечно! Один из них, как раз связан с моей работой и родным мне коллективом «Раздолье». Как сейчас помню…Поехал наш коллектив в город Топки на конкурс «Играй гармонь». Проехали Кемерово, и тут я замечаю, что Толя Павлов, наш балалаечник, сидит в тапочках. Я спрашиваю у него: «Толя, где твои туфли?» Выяснилось, что он завернул их бережно в газетку и…оставил в хоровом классе на подоконнике. В принципе, ничего страшного, можно у кого-нибудь из ребят одолжить. Приезжаем в Топки к местному Дому культуры, заходим, и практически сразу нас приглашают на сцену. Я в суматохе позабыл, что Анатолий в домашних тапочках. Так вот, выходит наш коллектив на сцену, последним идет Толя, высоко поднимая ноги в тапках и поёт: «Тапки вы тапки, тапки мои! Хочешь такие — ехай в Топки!». Зал просто взорвался от смеха. Кстати, все пять конкурсных номинаций достались нам. Но, считаю, что нашему балалаечнику Толе, нужно было вручить еще дополнительный приз «За смекалку».
Когда наш разговор подошел к концу, очень жаль было расставаться с Александром Степановичем, интересным собеседником, но надеюсь, что это была не последняя наша встреча.
Марина ЛЕВКОВИЧ. Фото автора.