Их осталось сегодня совсем немного – солдат Великой Победы, ушедших на фронт совсем юными и отстоявших Родину от фашизма, ставших для нас самым достойным примером служения Отечеству, героизма и подвига на полях сражений великой войны, самоотверженного труда в послевоенное время. Об одном представителе этого славного поколения фронтовиков Ленинска-Кузнецкого, дважды победителей, я хочу рассказать.

Довоенный Ленинск

Алексей Илларионович Матинин – ровесник города, в этом юбилейном году ему тоже исполняется 95 лет. Он хорошо помнит предвоенный Ленинск с его копрами шахт и домами частного сектора, ютившимися вокруг. Трёх-, четырёхэтажные строения появились только в середине 30-х годов: это были школы № 2 и 10, дома по улице Энгельса. Всё остальное – это одно-, двухэтажные деревянные бараки, которые тянулись по городу улицами и переулками. «От базара до нынешней улицы Пушкина простиралась булыжная дорога, — вспоминает ветеран. – По ней грохотали телеги гужевого транспорта и малочисленные полуторки. А от железнодорожного вокзала параллельно железной дороге шла улица Деповская с такими же деревянными бараками. В районе шахты имени 7 Ноября не было вообще никаких построек, там давали землю под посадку картофеля шахтёрам шахты «А» и имени Кирова. Помнится, что на территории нынешнего парка Горького и стадиона «Шахтёр» была смонтирована в те годы парашютная вышка, там крутили «петлю Нестерова», проводили свободное время на качелях-лодках: было куда пойти молодёжи!».

Из училища – на фронт

Когда началась война, жизнь пошла по-другому. Алексея как активного комсомольца в конце 41-го направили на эвакуированный завод «Мосэлемент», где он занимался монтажом оборудования и станков. Уже в середине 1942-го предприятие выпустило на сибирской земле батареи БАС-60 и БАС-80 для фронтовых радиостанций. Матинину не было 18 лет, когда его призвал военкомат, направив в Ленинск-Кузнецкое пулемётное училище — с мая и по октябрь 1943-го там проходили курсы военной подготовки. А уже в декабре после дополнительного обучения в Красноярске новобранцев отправили на фронт. Воевать им довелось на 3-м Украинском фронте в отдельном танково-механизированном корпусе, который после формирования от руин Сталинграда прошёл всю Украину с востока на запад. Запомнились разрушенные города, сожжённые немецкими факельщиками сёла, где оставшиеся в живых люди копали землянки, чтобы иметь хоть какую-то крышу над головой.

Горели небо и земля

«Ожесточённые, кровопролитные бои шли в конце 44-го и начале 45-го годов, когда наш корпус освобождал территорию Венгрии, — говорит Алексей Илларионович. – Особенно тяжёлые схватки с большими потерями развернулись за пригород их военно-промышленного центра Секешфехервар. Казалось, там горело всё: здания, танки, строения. Только поддержка авиации помогла нам сломить сопротивление фашистов. Штурмовики Ил-2 заходили на цель и, набирая высоту, уходили обратно: стоял такой вой, грохот, что в метре ничего не слышно, сплошная стена дыма и огня заволокла весь горизонт. На наших глазах сбили штурмовик из немецкой зенитки, что только прибавило нам ненависти к врагу: быстрей бы его добить!». Тяжёлые бои были там в районе озера Балатон, и уже после войны Матинин узнал, что в тех местах погиб Пантелей Зварыгин, именем которого назвали улицу Ленинска-Кузнецкого.

Победная весна

«Однажды в январе 1945-го наша рота шла вперёд за танками, — рассказал фронтовик. – И тут неожиданно прогремел взрыв, один из танков загорелся. Экипаж выскочил, мы видели, как один танкист бежал в горящей одежде, громко крича. Он беспорядочно махал руками во все стороны, потом упал на землю и потерял сознание. Я быстро подбежал к нему, скинув на ходу шинель, и накрыл, чтобы сбить пламя. Танкист остался жив, но получил сильные ожоги рук и лица. Когда вспоминаю об этом, кажется, будто всё происходит перед глазами».
Тогда в основном наступали, полевая кухня часто не успевала за ними, потому на марше бойцов выручали сухари и сухой паёк. Близилась победная весна, и на это уже не обращали внимания. В апреле 45-го освобождали Австрию, где встретились с отборными частями СС. От разрыва снаряда Матинин получил тяжёлую контузию, День Победы отмечал в госпитале с такими же ранеными товарищами: «Радовались все, у многих были слёзы на глазах от всего пережитого за долгие четыре года войны».

И сегодня в строю

Армейской службе он отдал семь лет, демобилизовавшись только в 1950 году. Окончил техникум, ветеринарный институт, вернулся в родной Ленинск-Кузнецкий. И почти полвека отработал здесь ветеринарным врачом. Находясь на заслуженном отдыхе, фронтовик провёл много встреч со школьниками, студентами, призывниками, рассказывая молодёжи о войне и нашей Великой Победе. Его ратный труд отмечен орденом Отечественной войны II степени, медалью «За боевые заслуги», юбилейными наградами. Несмотря на преклонный возраст, он и сегодня по-прежнему в строю, сохраняя память о великом народном подвиге.

В ходе акции «Сад памяти» сотрудники городского краеведческого музея вместе с Алексеем Илларионовичем Матининым посадили у него на усадьбе деревья – две сибирские сосны и кедр. Эти саженцы — символ памяти о войне и Великой Победе, которую завоевали для нас наши дорогие ветераны.

Виктор ЗВЯГИН. Краевед.

admin
mail@ria-leninsk.ru