Наш проект мы посвящаем тем людям, чья профессия — учитель. Наши герои амбициозны и умны, энергичны и талантливы. Умеют принимать зачёты по «Скайпу» и ведут «Инстаграм». А на уроках могут с лёгкостью объяснить даже самый сложный материал. Для того чтобы продолжить проект «Школа классных», мне необходим был главный герой. Молодой, влюбленный в свою профессию педагог, который не представляет свою жизнь без детей, школьной доски и кусочка мела. Специалисты управления образования администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа согласились помочь и порекомендовали мне школы, в которых трудятся молодые педагоги. Выбор пал на гимназию №18, в которой работает Диана Вахтанговна Сумбатян, учитель истории и обществознания. Кстати, в сентябре у неё маленький личный юбилей, ровно два года, как она работает учителем.
«Поняла: не могу без истории и детей»
Диана Вахтанговна пригласила меня встретиться в кабинете истории.В здании школы скоро начнётся масштабный ремонт, поэтому педагоги и дети временно будут обучаться в других учебных заведениях нашего города. А пока учителя «покуют чемоданы», мы расположились в небольшом, уютном классе, который готов к ремонту: остались только парты, да стулья. Но этого оказалось вполне достаточно, чтобы продолжить нашу беседу.
Диана родилась в прекрасном городе Ереване, который расположен на стыке рек Гетар и Раздан. Чуть позднее её родители решили переехать в Россию, а точнее в Ленинск-Кузнецкий, который стал для неё родным. С детства Диана увлекалась историческими рассказами, фактами, возможно, потому что в её семье были профессиональные историки. Но полюбить этот предмет по-настоящему смогла только в школе, где преподавала Валентина Фёдоровна Гранкина. Она не заставляла ребят зазубривать даты и фамилии наизусть, а учила их мыслить и понимать историю.
Окончив 11 классов, перед ней встала задача: «Кем я хочу стать?». Как ни странно, с ответом на вопрос ей помогла фраза Конфуция: «Выбери себе работу по душе, и тебе не придётся работать ни одного дня в своей жизни». Решение Диана приняла быстро. Документы легли на стол приемной комиссии Томского государственного университета, факультета истории. (прим. ред.: именно этот факультет дает универсальное гуманитарное образование, которое позволяет работать во многих сферах). Поступая в университет, педагогическую карьеру Диана всерьёз не рассматривала, но поменяла свое мнение, когда на последнем курсе «универа» её отправили на практику в школу. Где окончательно убедилась, что история и дети – это её призвание.
Сложности и трудности закаляют
Абсолютно каждого молодого учителя в школе ожидают сюрпризы. Наша героиня поняла это с первых дней работы. Нехватка личного времени оказалась сущим пустяком на фоне поведения юных учеников-шалунов, способных сорвать даже самый идеальный урок. Но Диана — крепкий орешек и зря эмоциями не разбрасывается. Она нашла отличный способ покорения детских сердец. Любую шалость на уроке она оборачивает в шутку. А как иначе сработаешься с учениками?
Шутки шутками, а все-таки информацию на уроках ученики должны получать полностью. Приходится молодому педагогу превращаться в Кулибина и изобретать, что-нибудь эдакое, интересное, динамичное. И ей это удается, «скучная» история превращается в увлекательный урок. А если добавить к этим занятиям видеоролики, то получается «вообще суперски» — именно так ребятишки отзываются о её уроках.
Ещё у каждого молодого учителя в гимназии №18 есть педагог-наставник, и Диана — не исключение. Елизавета Александрова Лысковец, учитель истории и обществознания, помогает неопытному педагогу в её проблемах. Ведь подготовка к урокам – это ещё цветочки. Необходимо установить контакт с классом, наладить дисциплину, выстроить отношения с родителями и коллегами. А ещё внеурочная деятельность, классное руководство. Просто голова кругом идет от такой нагрузки у молодого педагога. Вот тут-то и приходит ей на помощь старший педагог-наставник. Так что без доброго совета она никогда не остается.
Без юмора в профессии учителя не обойтись
Какие только курьезные случаи не происходили с нашей героиней в стенах гимназии. Несмотря на небольшой педагогический стаж, насобирать коллекцию школьных проделок Диана Вахтанговна сумела немало, причем в некоторых случаях главной затейницей была именно она. Улыбка не сходила с её лица, когда она рассказывала мне о своём первом рабочем дне… Ей доверили классное руководство в 5 классе. Первое сентября, школьный двор, торжественная линейка. Диана Вахтанговна вместе со школьниками идет к месту построения. В какой-то момент часть группы отрывается и уходит в другом направлении. Дойдя до места назначения и обернувшись, она увидела за собой только четырёх детей. А где остальные? Она начала метаться из стороны в сторону в поисках ребят. Когда наконец-то, ребятишки были построены, линейка подошла к концу.
Или, к примеру, ещё случай, который произошел с ней в прошлом году, когда она только приступила к работе. В кабинете, где Диана Вахтанговна проводила классный час, звонок едва было слышно. И вот наша героиня, увлекшись уроком, задержала учеников на 20 минут. А в это самое время другой учитель искала детей по всей школе.
Сегодня эти истории молодой учитель вспоминает не иначе, как с улыбкой, но на тот момент ей было не до смеха: «Думаю, что у каждого педагога есть своя веселая «копилка» таких забавных ситуаций», — говорит она.
Если урок о войне захватывает, то это синдром фронтовика
Говорят, что история — наука не точная. Возможно, это так. Но исторические факты — благодатная почва для всякого рода экспериментов. Практически каждый урок Диана Вахтанговна превращает в «театральную сценку», где главные герои — дети. С каким воодушевлением они становятся героями суда над историческими ситуациями или принимают участие в дискуссии, отстаивая свою точку зрения. Но все же в приоритете у педагога уроки о Великой отечественной войне: «Дети в 5 и 6 классах очень впечатлительные, когда смотрят на уроке отрывки кинофильмов о войне, на глазах появляются слезы, я иногда в шутку называю это «синдромом фронтовика», -поделилась наша героиня. Впрочем, впечатляться школьникам на уроках истории приходится часто. Не так давно ребята с Дианой Вахтанговной работали над совместным проектом «Мы все живы – пока жива память». Проект посвящен нашему земляку-кузбассовцу, дважды Герою Советского Союза, генерал-лейтенанту Афанасию Петровичу Шилину, который воевал на Юго-Западном, 3-ем Украинском и Белорусском фронтах. После войны продолжил службу в Вооруженных силах СССР.
Однажды ребята из 6 и 7 классов предложили Диане Вахтанговне собрать информацию о героях-кузбассовцах, которые защищали нашу Родину в годы Великой Отечественной войны. Разве от такого откажешься? В итоге получилась хорошая презентация «Уходил на войну сибиряк…». Школьники постарались на славу, подвиги и фамилии фронтовиков теперь знает каждый гимназист: С.П. Абрамцев, Д.И. Бизяев, П.А. Зварыгин и многие другие герои из Ленинска-Кузнецкого.
Вопрос-ответ
Учителя – это отличные собеседники. И наша героиня могла бы рассказать нам ещё много интересного. Но наш разговор подошел к концу. И я предложила Диане Вахтанговне напоследок ответить мне на несколько вопросов, которые, возможно, расскажут о ней чуть больше. Итак…
— Если не педагог, то кто?
— Без вариантов – педагог.
— Ученик не выучил урок, поставите «двойку»?
— Нет, «двойка» – это крайняя мера.
— Любимчики среди учеников могут быть?
— Любимчиками должны быть все.
— Книга, которую много раз перечитывали?
— Роман Джоржда Оруэлла «1984».
— Ваш любимый урок в детстве?
— Урок истории.
— Обязательно учить историю?
— Обязательно понимать историю.
— Чему бы хотели научиться?
— Цифровым технологиям.
— Идеальный класс, он какой?
— Класс не должен быть идеальным.
— Ваши пожелания выпускникам.
— Найти своё место в жизни.
— Вам предложили совместную поездку с учениками. Куда бы вы отправились?
— В нашей стране таких мест очень много. Но я бы остановила свой выбор на Санкт-Петербурге. Во-первых, это город пропитан историей, тайнами и легендами. Во-вторых, в этом городе есть музей обороны и блокады Ленинграда.
Гимназисты задают вопросы Диане Вахтанговне:
Светлана, 6 класс:
— Почему метеорит всегда приземляется в кратер?
— Метеорит не приземляется в кратер, а образует его при падении. Хотя странно, что это вопрос адресован мне, а не смартфону.
Екатерина, 6 класс:
— Люди на другой стороне Земли не падают, почему?
— Гравитация, одним словом. Пожалуй, это единственное, что я помню из школьного курса физики.
Владислав, 5 класс:
— Какой супергерой похож на вас?
— Думаю, это Бэтмен. Он, как и я, любит носить все чёрное.
Полина, 6 класс:
— Наши педагоги суеверны, а вы каких суеверий придерживаетесь?
— Не планировать выходной, ибо работа может настигнуть в любую минуту.
Марина ЛЕВКОВИЧ.