Вспоминая своё прошлое, годы юности, чаще всего думаешь о школе – всё в нашей жизни начинается именно оттуда, с тех лет, когда ты сидел за партой, учился читать и писать, а потом осваивал казавшиеся в детстве такими непостижимыми науки. Я хочу рассказать о школе, в которой когда-то давным-давно учился, и которая со временем стала преемницей нынешней школы №19 в Лесном городке. Думаю, что история этого учебного заведения будет интересна горожанам разных поколений.
Учащиеся школы №19, да и её выпускники вряд ли знают о том, что учебное заведение с таким номером располагалось раньше рядом с шахтой «Полысаевской», где сейчас автобаза. Открыли ту школу перед началом Великой Отечественной войны, а закрыли в 60-х годах прошлого века из-за ветхости строения. Эти двадцать лет школьной жизни вместили в себя столько, что обо всем не расскажешь. Знаю, что младшие классы переводили потом в школу №17, а старшие (девятый и десятый) пополнили новую школу №44 в Соцгородке.
После войны в школе №19 работали фронтовики: учитель математики Иван Евгеньевич Матвиенко (в Лесном городке учится его правнук), учитель физики Александр Михайлович Шерин. Начинающий в то время учитель Татьяна Захаровна Долгих перешла директором в школу №17, и последние годы школу №19 возглавлял Александр Михайлович Шерин, пока гороно не поставило вопрос о закрытии – продолжать там обучение было просто нельзя.
В Лесном городке новую жизнь школе под номером 19 дали бойцы МЖК, когда начали заселять его со своими семьями. У многих были дети школьного возраста, учиться по месту жительства удобнее, а идти с портфелями, книгам и тетрадками некуда. Поэтому с 1992 года начальное звено (с 1 по 5 классы) открыли в здании спортшколы №2. Работали сначала в три смены, потому что обучались там 13 классов – население городка росло день ото дня.
Попутно вели проектирование нового здания, которое затем начали строить из панелей. Директором строящейся школы работала Наталья Владимировна Уткина. Помню, что дела на стройке шли по-разному: то ударными темпами, а то на несколько месяцев там наступало затишье – всё зависело от поставок материалов и оборудования.
Дети с 6 класса и старше ездили в основном учиться в школу №20, что было не совсем удобно ни им, ни родителям, да и небезопасно, что ни говори. Потому с помощью различных организаций города строительство оживилось, и в сентябре 1997 года возрождённая школа №19 вступила в строй, там прозвенел первый заливистый звонок на урок. Сначала она стала неполной, а затем была аттестована как средняя.
В 2000-х годах, когда я работал замдиректора в межшкольном учебно-производственном комбинате, ко мне на уроки ОБЖ приезжали учащиеся 10-11-х классов школы №19. С ними в начале июня я ездил на военно-полевые сборы в лагерь «Уголёк», где на практике изучали азы военного дела – всё это потом им пригодилось в жизни и на службе.
Долгое время директором школы была Нелли Григорьевна Зайцева. Работая на лыжной базе, я видел, какое большое внимание учителя уделяли спортивному развитию детей, их экологическому, патриотическому воспитанию. Учитель истории Елена Васильевна Харлова приглашает на уроки ветеранов войны и труда, привлекает к поисковой работе учащихся. Я могу назвать имена самых активных: Мария Ерофеева, Елизавета Салтымакова, Владислав Миничихин, Галина и Екатерина Лебедевы, Игорь и Елена Чезгановы, Виктория Шерина. В районе Лесного городка в годы Великой Отечественной войны находился полигон Ленинск-Кузнецкого пулемётного училища, там установили Камень памяти, и продолжается работа по сбору материалов об истории этого славного военного учебного заведения.
В школе работает совет ветеранов микрорайона «Лесной городок», который возглавляет Нелли Вениаминовна Пагина. Назову ещё как общественника библиотекаря школы Татьяну Степановну Болотову, которая сейчас на заслуженном отдыхе, но помогает по мере сил до сих пор. Ещё большую роль в патриотическом воспитании юных жителей Лесного городка играют заместители директора школы Любовь Александровна Кошель, Надежда Васильевна Автушенко. Всем вместе им удаётся создать общественное движение за сохранение памяти о Великой Отечественной войне, этапах строительства города и микрорайона. И они добились главного: каждый ученик знает, когда и как здесь строили родную школу.
Вместе с Кузбассом все они будут встречать его 300-летие, радуясь тому, что их школа и микрорайон — тоже частица малой родины, согревающей нас своим теплом и заботой.
Виктор ЗВЯГИН. Краевед.