Последнее время от молодых людей можно услышать такое странное слово – «абьюз». Ударение на последний слог. Не совсем понятно, что же это вообще такое. Кто-то может подумать: «Это что-то на молодёжном сленге, опять навыдумывали», но на самом деле это вполне серьёзный психологический термин. Давайте разбираться, что это такое.

Если говорить простым языком, абьюз – это насилие. Психологическое, физическое или экономическое. Обычно люди не говорят об этом. О таком не принято говорить. О таком стыдно говорить. Это личное дело каждого. Так считают очень многие люди. Однако жизнь изменилась. Теперь, пока сидишь в кафе или едешь в троллейбусе, невольно можно услышать разговор двух девушек, которые обсуждают несправедливое поведение женихов. Сейчас можно заметить, что девушки перестают бояться говорить о подобных проблемах.

Я — не исключение и тоже стала свидетелем истории абьюзивных отношений. Несколько недель назад на празднике у своих друзей я познакомилась с девушкой. Она согласилась опубликовать свой рассказ на условиях анонимности.

— Расскажи, как ты познакомилась со своим парнем, с чего всё началось?

— Познакомилась с ним ещё в школе, то есть три года назад. Мы учились в параллельных 11 классах. Он написал мне «ВКонтакте», мы разговорились и договорились встретиться. Ну просто погулять. Так и завязалась дружба. Он провожал меня до дома и до школы. Это было так миленько. Потом начали встречаться, и на выпускном мы уже были вместе как пара. Вообще здесь всё обычно, как у всех: подарочки, милые слова, обнимашки, гуляния за ручку и обещания быть вместе навсегда.

— Тогда при чём тут абьюз, если всё было хорошо и как у всех?

— Вообще я сама только недавно узнала, что это такое, и внезапно поняла, что мои отношения были ярким примером абьюза. В общем, мы действительно поначалу были всем довольны. Правда, моя лучшая подруга начала обижаться на меня и упорно говорить, что Лёша — не мой человек, он какой-то ненадёжный и странный и что я могу пожалеть о том, что связалась с ним. Мы из-за этого поругались и до сих пор не общаемся. Лёша тогда очень радовался этому. Мол, никто больше не помешает.

— Не помешает чему?

— Нашим отношениям. Это была моя единственная на тот момент подруга, и после ссоры я решила, что мне хватит и парня. Он заменил мне всех. Несмотря на ЕГЭ, мы гуляли почти всё время. Или просто сидели дома и ничего не делали. Потом я сдала экзамены и поступила томский университет на бюджет. А он никуда не поступил и остался в Ленинске. У меня начался новый этап в жизни, новые знакомства и новые правила. Вообще, я боялась очень сильно этих перемен.

— А как твой парень к этому отнёсся?

— А вот как раз тогда и пошло всё не так. Там я жила у своей тёти, как говорится, на птичьих правах. Она мне разрешала жить у неё, а я взамен убиралась, готовила. Лёша иногда говорил, что не верит мне. Думал, что я ему вру, а сама «таскаюсь по клубам», гуляю с мальчиками или привожу их к себе, хотя на самом деле я пыталась научиться жить «универской» жизнью и не съехать по учёбе, потому что было сложно.

— То есть ты правда не врала ему?

— Нет. Я очень честный человек. Единственные люди, которым я врала, – это мои родители. Я скрывала от них вот эти вот ссоры с Лёшей, чтобы они не беспокоились. И всё. Я не давала ему поводов мне не верить. Осенью я приезжала в Ленинск домой и к нему. Мы виделись пару-тройку дней, конечно, нам этого не хватало. И вот, пока мы были рядом, он забирал мой телефон и проверял переписки. Когда я спрашивала, для чего он это делает, ведь я ничего не скрывала, он отшучивался и говорил: «Ну, мы же одно целое, что в этом такого?». Потом попросил пароли от соцсетей и сказал, что даст свои.

— Тебе не казалось, что это вторжение в личное пространство?

— Тогда нет. Сейчас да. В общем, он проверял мои переписки и иногда отвечал моим одногруппникам вместо меня. Они просто спрашивали домашнее задание, а Лёша думал, что мы что-то скрываем, звонил мне и на криках допрашивал: «Кто это такой, что ему от тебя надо? Чтобы больше не видел такого!». Потом он стал запрещать мне носить юбки и колготки телесного цвета, потому что на меня будут «чужие парни глазеть». Потом запретил ходить на университетские мероприятия и участвовать в концертах, потому что там я могла познакомиться с какими-нибудь мальчиками. Это всё он завершал словами: «Мне лучше знать, как и куда тебе ходить».

Термин «абьюз» происходит от английского «abuse», что означает «пользоваться, злоупотреблять, оскорблять». «Абьюз включает в себя широкий спектр, начиная от неодобрения и бестактности, не говоря уже об оскорблении или издевательстве, и заканчивая крайним физическим и сексуальным насилием», – сказано в книге доктора психологических наук Евгения Павловича Ильина.

— И ты слушалась?

— Конечно. Это же мой любимый человек. Я надеялась, что пока я учусь, он будет работать и готовиться пересдавать экзамены. И он постоянно уверял меня, что готовится и ищет работу, но ему везде отказывают. На Новый год я приехала к нему и жила с ним на съёмной квартире почти месяц, потому что сессию закрыла «автоматами». Всё это время я убиралась, готовила, ходила за продуктами, а Лёша сутками играл в компьютер. Когда я спрашивала про работу, он злился, начинал отмахиваться или кричать. К слову, за квартиру платила я. Он пообещал, что как только найдёт работу – вернёт долг.

— Вернул?

— Нет, он ведь так и не нашёл работу… Но самое интересное не в этом. А в том, что когда я вернулась в Томск на учёбу, он пропал на две недели. Вообще. Никак не выходил на контакт. Не отвечал на звонки и сообщения. А я в другом городе и не нахожу себе места. Полезла проверять его переписки и узнала, что он связался с наркотиками. Это было очень страшно тогда. И вместе с этим увидела сообщения от какой-то неизвестной девушки, которая тоже его потеряла и пытается дозвониться. Я знала всех его знакомых, но про неё узнала впервые. Когда Лёша ответил на звонок, то никак это не объяснил, а накричал и сказал, чтобы я не лезла не в свои дела. И пароль потом сменил. И все мои попытки поговорить и узнать, что случилось, что это была за девушка, какие ещё наркотики – всё игнорировал. Или кричал и ругал за то, что я могла куда-то выйти из дома, пока он «отсутствовал по своим делам». Я его не узнавала, потому что человек, с которым я гуляла после школы, и человек, который спустя полгода материл меня в трубку, – это совершенно разные люди.

— И как наступил этот конец?

— В один момент я поняла что, это уже ни в какие ворота не лезет и отношения надо заканчивать. Всё дошло буквально до абсурда. Даже если бы я хотела быть дальше с ним – мне пришлось бы врать. А врать в отношениях нельзя. И поэтому я прекратила их. Точнее для меня всё закончилось, а вот Лёша так не думал. Он звонил и обвинял меня во лжи, говорил, что я во всём виновата, что я сломала ему жизнь, что я страшная и никого лучше него не найду.

— Почему ты брала трубку, если он говорил тебе гадости?

— Я хотела получить обратно деньги за квартиру. Но так и не получила. С ним невозможно было разговаривать, потому что он переводил тему и начинал кричать и оскорблять меня. Я думаю, мне очень повезло, что я была в другом городе, и дело ограничилось только словами и моими нервами. Мне кажется, если бы я была рядом с ним, он бы мог и ударить меня. Или просто не выпустить из квартиры, забрать телефон, как он делал это на каникулах, и всё. Однако и без этого у меня осталось огромное чувство недоверия ко всем парням. Я просто боюсь, что следующий такой человек в конце концов окажется таким же.

— Получается, что ещё в самом начале твоя подруга была права?

— Я много думаю об этом до сих пор. Когда мы начали встречаться с Лёшей, она говорила, что он странный, «мутный тип». Она ничем не могла это объяснить. Я думала тогда, что она просто завидует. Может быть, с ней стоит как-то связаться и поговорить, но мне стыдно за то, что не прислушалась к ней.

— Так что это было: абьюз или нормальные отношения?

— Сейчас, спустя 3 года, я думаю, что это было психологическое насилие в чистом виде, то есть абьюз. Лёша совсем не прислушивался к моему мнению, многое запрещал, оскорблял, кричал, и у меня совершенно не было чего-то личного. Плюс, за него платила практически всегда я. А деньги он мне так и не вернул. Плюс наркотики. Плюс та непонятная девушка, которая ему писала. Хотя вначале-то всё было хорошо и радужно.

— Как ты думаешь: почему об этом нужно говорить?

— Об этом нужно говорить, потому что многие девочки не понимают, что когда парень просит твой телефон, чтобы проверить переписки, – это ненормально. Когда он говорит, что вы единое целое, – это ненормально, потому что человек – отдельная личность. Здоровые отношения – это когда два человека дополняют друг друга. Когда у каждого есть что-то своё, но при этом они всё равно вместе. По крайней мере, мне так кажется. Мне очень обидно за себя и за тех девочек, которые плачут по ночам из-за каких-то, извините меня, наркоманов и изменников. Нужно обращать внимание на тревожные звоночки, потому что со временем они могут вылиться во что-то очень страшное.

Анастасия СЕМЫКИНАСтудентка 4 курса КемГУ.

admin
mail@ria-leninsk.ru