Сегодня я расскажу об одной интересной странице истории Кузбасса и шахтёрских городов, связанной со строительством железной дороги – южной ветки Транссиба. Она прошла в далёком 1921 году от рудничного посёлка Кольчугино (он тогда ещё не носил имя Ленина) до станции Усяты (Прокопьевск). В центре тех событий оказался мой дед Игнатий Петрович Шумилов, часто вспоминавший о том времени.

С земляных работ

В мае этого года исполнилось 100 лет с той поры, когда Совет труда и обороны объявил ударной стройкой железную дорогу Кольчугино – Усяты, которая должна была пролегать от Кольчугинских до Прокопьевских копей. Вышло постановление, согласно которому такими же ударными стройками становились рудники Прокопьевска и Киселёвска, где добывались ценные марки коксующихся углей — они были так нужны Уралу и всей металлургии. Для их вывоза в европейскую часть страны и решили проложить по Кузбассу ветку Транссиба.

По ней до сих пор возят грузы и ходят пассажирские поезда, ведь она была уже не один раз реконструирована и электрифицирована. А начиналось всё это сто лет назад с земляных работ, проводившихся в районе Муравьёв — плавная дуга дороги огибает Камышанский лог и так же плавно заворачивает на Байкаим, шахту им. 7 Ноября и Полысаево, уходя в сторону станции Мереть и Белово. Сейчас даже представить трудно, сколько кубометров земли тогда перевернули вручную трудармейцы, как называли строителей ветки. Ведь именно сюда была переброшена первая бригада Сибирской трудовой армии. Она состояла из красноармейцев 5-й армии Восточного фронта, которых перевели на положение трудмобилизованных – многие слова из лексикона той поры сейчас уже устарели, и смысл их можно понять, только если ты разберёшься в реалиях столетней давности.

Вклад байкаимцев

Мой дед Игнатий Петрович Шумилов и несколько его байкаимских односельчан, по их воспоминаниям, сразу как-то невольно стали участниками строительства. Иногда они скупо рассказывали нам, мальчишкам, обо всём, что там происходило. Деду приходилось ездить на пашню, пересекая эту стройку, а байкаимцы работали в то время на шахтах «Успех» и «А», так что о ходе дел все они знали не понаслышке.

После начала строительства, где-то в июне 1921 года, Игнатий Петрович познакомился с трудармейцем Григорием Сидоровым, который отвечал за конскую сбрую – всё тогда возили на лошадях. И он предложил деду помогать в ремонте упряжи, за который обещал отдавать часть своего госпайка. А в паёк входили чай, комковой сахар, папиросы, махорка и так далее – за это, конечно, стоило поднапрячься. Ещё взамен надо было привозить молоко, сметану, и под молоко пришлось приспособить бидон для керосина, купленный им ещё до революции, в 1916 году, в Томске. Керосин был тогда в хозяйстве незаменим, потому что освещали дома лампами – электрическая лампочка Ильича пришла сюда только к началу 30-х годов.

Станок для ковки

Дед вспоминал, что трудармейцы возили грунт для высокой железнодорожной насыпи и под шпалы на специальных одноосных опрокидывающихся телегах. Они были очень удобны при погрузке, разгрузке земли, песка, других сыпучих материалов, щебня, камня. В качестве тягловой силы использовали лошадей, на паровозных платформах подвозили только рельсы и шпалы. Коней приходилось часто переподковывать – уж больно быстро при такой работе выходили из строя подковы. А специального станка для этого не было.

Видя этот вопиющий недостаток, Игнатий предложил Григорию сконструировать самим специальный передвижной станок для ковки. Такой «агрегат» он увидел впервые в 1913 году на Томской мануфактуре, и с тех пор постоянно им пользовался — удобным, умным оказалось изобретение, да и косяк лошадей они держали до семи голов, плюс пяток коров-кормилиц.

В дождь и зной

Дед и байкаимцы, конечно, как могли, помогали трудармейцам, потому что видели, как те работали по 12-14 часов в сутки, без выходных: лопатили, перевозили, укладывали землю в насыпь тысячами тонн, а потом по ней аккуратной линией тянули шпалы с двумя тонкими нитками рельсов. Всё это делалось невзирая на погоду: в дождь, холод, жару и зной. Дорога шла от вокзала станции Кольчугино в сторону Белово и дальше, где появлялись то звучные, близкие духу стройки названия, а то и совсем незнакомые: Улус (там жили по соседству и гоняли свои стада телеуты), Артышта (в переводе с тюркского это значит «гора ветров»), Дуброво (холмистая местность с красивыми сосновыми рощами), Бускускан (что означает это название, даже местные жители уже не знают), крупная станция Трудармейская.

«Трудармейка» была когда-то неприметным разъездом, и, дав ему такое историческое название, по сути, увековечили память тысяч строителей железной дороги, по которой уже в течение ста лет перевозят в разные концы нашей страны уголь Кузбасса. Поезда по новой ветке торжественно пустили в конце октября 1921 года — всего пять месяцев понадобилось трудармейцам, чтобы успешно завершить ударную стройку на южной ветке Транссиба.

Соратники Корчагина

Железная дорога Кольчугино – Усяты продолжила дальше свой путь на Кузнецк: здесь создавали сложнейшую инфраструктуру станций, разъездов, эксплуатационную, ремонтную базу подвижного состава. Паровозы, тепловозы со временем заменили электровозами, а уже в конце 20-х годов начали строительство Кузнецкого металлургического комбината – основы кузбасской тяжёлой индустрии. Так что и позже, в годы Великой Отечественной войны, по «трудармейской» ветке перевозили ежедневно тысячи тонн стратегических грузов: металла, угля, оборудования эвакуированных заводов. Эшелонами уезжали на фронт дивизии и полки кузбассовцев, а сюда прибывали по железной дороге эвакогоспитали с ранеными.

Страницы истории кузбасской железной дороги продолжались и после войны, когда от станции Мереть построили новую ветку на Промышленную, Новосибирск. Она тоже прошла рядом с Ленинском-Кузнецким, охватив Байкаим с другой стороны. Но это была уже совсем другая история, ведь даже технология укладки полотна шагнула далеко вперёд. И потому в наши дни хотелось бы сказать слова уважения и признания тем трудармейцам, корчагинцам, которые в условиях разрухи, практически на одном энтузиазме строили наше будущее. Это и до сих пор та прочная основа, на которой сегодня живёт и работает Кузбасс.

Виктор ЗВЯГИН. Краевед.

admin
mail@ria-leninsk.ru