День работника торговли, или, как некоторые его называют, День продавца, с 2003 года отмечается в четвёртую субботу июля. В преддверии профессионального праздника тружеников этой сферы, который в этом году пришелся на 24 июля, мы пообщались с начальником отдела потребительского рынка и развития предпринимательства администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа Надеждой КОЛПАКОВОЙ. Она рассказала о том, какие изменения на потребительском рынке произошли за последний год и насколько сложно местным производителям конкурировать с сетевыми магазинами.
— Надежда Ивановна, скажите, как отразился введённый карантин на сферах торговли и общепите? И насколько наш город охвачен по разным районам торговыми точками?
— Сейчас на потребительском рынке у нас всё стабильно. Во время пандемии ни один крупный сетевой магазин не закрылся. В этом году они даже начали расширять свой бизнес и открываются теперь в тех районах города, в которых их раньше не было, например, на улице Менделеева и Суворова и в районе центрального рынка. Более мелкие магазины и торговые точки также смогли удержаться на плаву. Сложнее всего в период пандемии пришлось точкам общественного питания, которые из-за введённого в прошлом году локдауна потеряли своих клиентов, а, соответственно, и доход. В этом году благодаря вакцинации и смягчению ограничений кафе и рестораны смогли вновь приступить к работе.
Если говорить об охвате города точками торговли, то в Ленинске-Кузнецком норматив торговых площадей превышен в 3 раза. В каждом районе процентное соотношение предприятий потребительского рынка совершенно разное. Например, в северо-восточной части города (от моста до квартала «Профсоюзный») норматив превышен в 4,7 раз. На юго-востоке (от шахты «Комсомолец» до шахты им. С.М. Кирова) — в 1,8 раза. Как видите, предложение у нас превышает спрос.
— Пожалуй, самым злободневным вопросом был и остается рост цен на продукты питания. Скажите, какие товары за последнее время подорожали? И как ваш отдел контролирует рост цен в магазинах?
— Мы ежемесячно проводим мониторинг цен в магазинах нашего города, особенно на социально значимые товары, такие как сахар, мука, растительное масло, рыба, мясо, овощи, крупы. Могу сказать, что продукты питания за последнее время подорожали, но незначительно. Потребительские цены, к примеру, на всевозможные крупы и макаронные изделия выросли от 2 до 5%. Повысилась на 4% цена на рыбную продукцию. Кроме того, за последний месяц очень сильно возрос в цене картофель. И на то есть объективные причины. Во-первых, повышение цен носит сезонный характер. На дворе — середина лета, новый урожай ещё не собран, а прошлогодние запасы подходят к концу. Какие-то продукты питания, к примеру, тот же картофель приходится завозить из стран ближнего зарубежья. Во-вторых, повышение потребительского спроса порой тоже играет большую роль в формировании цен. Кстати, ценники на капусту, огурцы, томаты, лук и куриные яйца за последнее время значительно снизились.
— Насколько сложно местным производителям реализовывать продукты питания в сетевых магазинах, и какой процент продукции на полках крупных супермаркетов должен быть от региональных поставщиков?
— Местные производители с «сетевиками» не особо ладят. Чтобы товар попал на полки крупных супермаркетов, нужно пройти ряд сложных процедур, а потом еще и ждать решения совета директоров. В итоге «место под солнцем» в супермаркетах достаётся лишь немногим. Безусловно, мы стараемся убедить менеджеров сетевых магазинов, чтобы товары местного производства размещались на полках в первую очередь и в достаточном количестве, примерно до 30%. Указывать «сетевикам» на то, размещать или не размещать товар, мы не можем, мы можем лишь рекомендовать.
— Существует ли какая-то поддержка местных производителей, если они не могут «зайти» в сетевые магазины, чтобы реализовать свой товар?
— Конечно. Мы всегда готовы помочь нашим местным производителям. В первую очередь мы предоставляем торговые места в разных районах города. Реализуем для них грантовые поддержки, на которые они впоследствии приобретают необходимое оборудование. Кроме этого, проводим для начинающих и действующих предпринимателей бесплатные семинары и обучение. Также совместно с комитетом по управлению муниципальным имуществом мы оказываем субъектам малого и среднего предпринимательства имущественную поддержку в виде передачи муниципальных объектов в долгосрочное владение. Ещё предприниматели могут получить займы из муниципального фонда развития и поддержки малого и среднего бизнеса на льготных условиях. Как вы поняли, мы всячески стараемся поддерживать местных производителей.
— Что бы вы хотели пожелать всем, кто трудится в сфере обслуживания? Возможно, есть организации, которые вы бы хотели особо отметить.
— В первую очередь хотелось бы пожелать оптимизма, уверенности в завтрашнем дне, стабильности, процветания, неистощимой энергии и душевного комфорта. Торговля — она ведь сродни искусству. Продавец должен быть актером и психологом одновременно. Он должен уметь подстраиваться под каждого покупателя. В общении между покупателем и продавцом не должно быть дискомфорта. Вот, например, сеть магазинов «Калина-Малина» — насколько вежливые и воспитанные девушки там работают. Заходишь в магазин и просто чувствуешь себя желанным гостем. Ещё мне бы хотелось отдельно поблагодарить за хорошую многолетнюю работу дружные коллективы магазинов «Кругозор» и «Эконом». И, конечно же, от всей души хочу поздравить и пожелать здоровья всем ветеранам торговли, профессионалам своего дела. На таких, как они, нужно равняться.
В Ленинске-Кузнецком на сегодняшний день работают:
— 515 предприятий потребительского рынка (магазинов, супермаркетов и т. д.);
— 103 предприятия общественного питания (кафе, рестораны, ночные клубы);
— более 350 предприятий бытового обслуживания (парикмахерские, ателье, химчистки и т. п.).
Беседовала Марина ЛЕВКОВИЧ. Фото автора.