Финансовая грамотность — тема интересная и важная, ведь ежедневно каждый человек сталкивается с ситуациями, от которых так или иначе зависит его финансовое благополучие. Если взрослые принимают решения исходя из полученного опыта и знаний, токак быть школьникам и студентам? Ведь они не меньше вовлечены в общественную жизнь и уже с первого класса имеют дело с деньгами. Родители не всегда могут объяснить,как лучше распорядиться ими, накопить, сберечь и приумножить. Поэтому я встретилась с преподавателем гуманитарных и экономических дисциплин Галиной Викторовной Бессоновой с целью получить полезные рекомендации по этой теме.

 — Галина Викторовна, как вы считаете, насколько финансово грамотны сейчас молодые люди в возрасте до 25 лет?

— Если взять все темы, которые включает в себя понятие финансовая грамотность за 100%, и студентов нашего техникума, то уровень их знаний невысокий – 10-20%. Жизненный опыт у них небольшой, как правило, они узнают что-то от родителей или читают в Интернете. Поверхностная информация, к примеру, о банковской карте или новом виде мошенничества не делает их финансово грамотными, так как они не понимают, как это работает и чем опасно. Некоторая информация истолковывается ими неверно.

— Что нужно знать, чтобы уверенно решать финансовые вопросы?

Со своими студентами мы изучаем такие темы, как банковская,пенсионная и налоговая системы, страхование, рынок ценных бумаг, личное финансовое планирование и бизнес-планирование.К примеру, когда начинаем разбирать ситуации, связанные со страхованием, часто юноши и девушки знают об этом только со стороны обязательных полисов КАСКО и ОСАГО. На вопрос, у кого родители страхуют дом, земельный участок, квартиру, практически всегда в ответ отрицательно качают головой. Люди привыкли делать то, что принято и обязательно, к примеру, страховать автомобиль. Недвижимости страховать не обязательно, поэтому многие этого не делают. Скорее всего, в силу того, что это дорого. Или они не понимают, насколько это будет выгодно в ситуации, если страховой случай наступит. Вот вы, например, знали, что в России есть населённые пункты, где люди страхуют дома, земельные участки и личное подсобное хозяйство от НЛО? А между тем это действительно так.

— Вы замечаете у студентов желание научиться управлять личными финансами? Им интересно планировать, считать, анализировать и видеть реальный результат?

— Да, конечно, интерес огромный. У нас работает так называемый клуб «Основы финансовой грамотности», где мы обсуждаем насущные вопросы — от простых:как пользоваться банковской картой, на которую перечисляют стипендию,до более сложных: кредитование, налоги. К слову, когда мы начинаем изучать систему налогообложения, студенты просят научить их,как уклоняться от налогов. После того как они узнают, что намного проще и выгоднее их платить, этот вопрос отпадает. Моя задача как преподавателя – заинтересовать молодежь, рассказать им об основах, инструментах, которыми можно пользоваться, и возможных ситуациях. А как выходить из них, их научит жизнь, всего предугадать невозможно.

Как объективно оценить уровень своих знаний в этой области? С чего начать повышать его?

— Проверить знания можно с помощью тестирования на сайте нашего техникума. Там три разных уровня.Результат позволит осознать, чего вы не знаете и на каких моментах стоит сосредоточить внимание.Диагностика нужна для конкретизации финансовых целей и задач. Чтобы повысить уровень знаний, необходимо изучить огромный объём информации. Делать это можно несколькими способами.

Во-первых,посещать курсы финансовой грамотности, семинары, вебинары, уроки, в том числе в режиме онлайн,играть и просматривать обучающие видеоролики. Во-вторых, читать не учебники, а книги, которые касаются личных финансов, эффективного ведения бизнеса и других подобных вопросов. Кроме этого, нужно формировать полезные привычки. К примеру, важно уметь составлять финансовый план, анализировать доходы и расходы, жить по средствам, откладывать с каждого дохода минимум 10%, пользоваться услугами финансовых консультантов.

Кстати, на официальном сайте нашего техникума я веду рубрику по финансовой грамотности. Там много интересной информации, которая будет полезна всем. Она в свободном доступе, поэтому зайти на сайт:www.lkgtt.ru и ознакомиться могут все желающие.Там вы найдёте активные ссылки на сайты, обучающие видеоролики и игры, книги и журналы. А также инструкции о том, как принять участие в онлайн-семинарах. Рубрика пользуется спросом у студентов.

Помните: лучше брать информацию из первоисточников, будь это Налоговый кодекс или официальный сайт банка, потому что каждая ситуация индивидуальна. Вспомните детскую игру «глухой телефон», и вы поймёте, насколько искажённая информация может дойти до вас от знакомых или родных.

— Как вы считаете, что мешает людям стать финансово независимыми?

Стереотипы. Наши студенты– будущие горняки — думают, что если они поедут работать вахтовым методом в соседнюю область, то заработают больше. Начинаем считать вместе, оказывается, с учетом расходов — никакой разницы: у нас в городе можно заработать эту же сумму.

Мне нравится моделировать для молодых людей реальные экономические ситуации. К примеру, в Интернете мы открываем онлайн-калькулятор и просчитываем проценты по вкладам, кредитам в разных банках. Им становится понятно, как сделать выбор, и в будущем они не будут бездумно подходить к решению этих вопросов.

В заключение хотелось бы сказать, что ключевым навыком для формирования финансово грамотного поведения является способность за цифрами видеть оптимальные финансовые решения, перспективы.

Беседовала Анна ЩУР.
Фото из архива Г.В. БЕССОНОВОЙ.


Наше досье
Галина Бессонова -преподаватель Ленинск-Кузнецкого горнотехнического техникума.Стаж педагогической работы — 26 лет.

  • В 1990 г.окончила Кузбасский политехнический институт по специальности «Бухгалтерский учёт, контроль и анализ хозяйственной деятельности», получила квалификацию «экономист».
  • Прошла курсы профессиональной переподготовки по программам «Педагогика профессионального образования», «Бизнес-проектирование в образовательной организации», стажировку в АО «Шахта «Заречная».
  • Участница, дипломант, лауреат конкурсов различного уровня.
  • Финалист областного конкурса «Преподаватель года — 2021».
  • Под её руководством студенты участвуют в олимпиадах и фестивалях, создают собственные бизнес-проекты.
admin
mail@ria-leninsk.ru