На мой взгляд, День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне, который отмечался совсем недавно, — это одна из тех немногих дат в истории новой России, которая абсолютно, так сказать, нужна, но по-прежнему освещается довольно-таки скупо. Не скрою, говорю так еще и потому, что меня еще с тех пор, как начал увлекаться историей, почему-то особо интересовала тема именно той войны и личностей, от дипломатов до простых солдат, которые закружились в ее мрачном хороводе…

Что и говорить, тяжело пришлось российскому государству и русскому народу в те времена. Уж не буду говорить о том, что участие в мировой мясорубке во многом и привело империю к краху, а не только, так сказать, козни масонов или большевиков: это уже терто-перетерто на много раз и каждый будет с пеной у рта отстаивать свое мнение, несмотря на очевидные факты… Жалко их, простых крестьянских парней и взрослых мужиков, кои тысячами полегли в Восточной Пруссии, Польше, Галиции, Закавказье и даже во Франции — занесла их туда нелегкая: как же, выполняли союзнический долг ведь, спасали партнеров по Антанте от немцев, которые осатанело и умело напирали, и все верили только в великий русский «паровой каток»… По сути, с некоторыми вариациями все это повторится и потом, почти спустя 30 лет. Но в Великую Отечественную все знали, за что воюют, а вот в Первую мировую даже не все вышколенные и холеные дипломаты не понимали целей войны. Чего уж тогда говорить про простых русских ребят, по большей части неграмотных и необразованных… Тот, кто был повыше чинами или званиями, говорили, конечно, что Россия своими боевыми действиями помогает братьям-славянам – сербам, бьет злых немцев, которые, мол, вот-вот поглотят прекрасную Францию, но нашим солдатам в большинстве своем это мало о чем говорило. Оттого медленно, но верно нарастало неприятие той войны, непонимание, за что, собственно, воюем и гибнем: накапливались усталость, злость и бессилие… И особенно это чувство усиливалось на контрасте с тылом, в столице, куда везло попасть немногим – по ранению или просто проездом, когда солдаты видели, как «здесь» и как «там» — на фронте или в родимых селах да деревнях, где начинала воцаряться нищета: многих из тех кормильцев, тех самых русских Ванек, классических мужиков-трудяг, «вбили» на фронте, и оставались только старики, женщины да дети. А изувеченные, пусть и вернувшиеся, — много ли они наработают? Поэтому, как думаете, от хорошей жизни солдатско-крестьянская масса была практически деморализована к 1917 году? Нет, что ни говори, а семена пропаганды левых сил легли в свое время на хорошо удобренную почву…

Много наших солдат полегло тогда, очень много… К сожалению, именно Россия понесла самые большие потери в той войне. Цифры разнятся, но, по последним данным, это число приближается к 3 миллионам погибших: даже если не верить «Википедии», все равно именно наша страна, увы, лидирует в этом плане. Да, это те самые крестьянские — в основном — труженики, которые могли, действительно, благодаря своим крепким, привыкшим к тяжелому труду рукам вывести Россию в число великих держав, основой для которой стало бы сильное сельское хозяйство, о чем мечтал не доживший до решающих событий премьер-министр Российской империи Петр Аркадьевич Столыпин. Это могла быть та самая Россия, которую мы потеряли, выражаясь словами Станислава Говорухина. Но нашу страну подстрелили на взлете, как, кстати, и перед Великой Отечественной. На взлете слабом, который затем возвысили до небывалых масштабов, но все же достаточно видимым, чтобы этого не замечать. Впрочем, «мировому правительству» было наплевать на Россию и ее миллионы крестьянских сынов с их последующими вдовами и сиротами. Так же, по сути, подорвали и Германию, которой с Россией накануне той войны, честно говоря, делить было нечего, и даже победившие Англию и Францию, которые в сражениях потеряли золотой фонд нации. А ведь мы еще устроили кровавую междоусобицу в своей стране, в которой, к слову, участвовали многие из тех, кто выжил в горниле империалистической войны…

У наших героев Первой мировой, по большей части безвестных, но сумевших сковать немецкие дивизии своими оборонительными действиями и ужасающих их яростными контратаками – да, теми самыми «штыками-молодцами», —  и, по сути, спасавших Францию от разгрома в течение всей войны (при том, что на своем, Восточном, фронте русская армия чаще всего медленно, но верно отступала), не осталось даже могил. Да, есть кое-какие мемориалы, и вообще кто-то скажет: мол, прошел уже целый век с тех событий, но все же… Те же французы и бельгийцы до сих пор содержат в образцовом порядке могилы не только своих солдат, но и даже врагов-немцев, а этих захоронений, по свидетельству нашего соотечественника, который недавно побывал в тех местах, — целые футбольные поля… К несчастью, сильно уж бурно развивались события после Первой мировой войны в России и в той же Польше, где погибло много наших солдат: эти могилы и захоронения были, что называется, распаханы намеренно и случайно по несколько раз, когда бушевала уже другая битва – Вторая Мировая, да и после, когда началось восстановление, было уже не до старых могил – свежие-то зачастую не сохраняли… В первую эпоху воевали отцы, во вторую – сыновья, но часто и те, и другие не упокаивались на мирных и спокойных кладбищах. Это не оправдание, однако из песни слов не выкинешь… Такая, наверное, судьба у России: жертвует собой — спасает других. И основа этого подвига – известные, а чаще безвестные герои. И не ваша вина, солдаты Первой мировой, что на какое-то время – хочется верить, что не навсегда, — вы были забыты всеми. Давайте их вспомним, хотя бы сегодня: больше века минуло с той поры…

Анвар САДАТОВ.

admin
mail@ria-leninsk.ru