В период моей работы в краеведческом музее я часто проводила экскурсии по памятным местам  города — автобусные, пешеходные. В 2000 году в перечне  услуг музея появилась экскурсия «Где живет троллейбус». Она была интересна, прежде всего, детям. В организации  экскурсии нам помогал Валерий Васильевич Логунов,  в то время — директор  троллейбусного управления. Это была благотворительная деятельность  предприятия.

Был такой маршрут по городу для детей

Экскурсионный маршрут начинался от краеведческого музея, а дальше троллейбус шел по маршруту через парк имени Горького до центрального рынка,  шахту им. С.М. Кирова, по проспектам Кирова, Ленина, Текстильщиков, КСК и в троллейбусное управление. Путешествие заканчивалось в  троллейбусном депо, где экскурсию проводили работники управления. А еще ребят всегда ждало угощение: их кормили в рабочей столовой вкусным картофельным пюре с котлетой, пирожками с картошкой либо угощали сладостями. Главная цель экскурсии — направление на профессиональную ориентацию. Юные ленинск-кузнечане знакомились с  профессиями водителя троллейбуса, кондуктора, слесаря-ремонтника…

Кто знает, может, спустя много лет эта экскурсия позволила этим школьникам выбрать свой жизненный путь…

 Будут ли троллейбусы?

Сегодня в рубрике « Страницы истории» я поделюсь воспоминаниями, основываясь на музейных материалах, как начиналось троллейбусное движение в городе.

…Троллейбусная  сеть, осуществляющая пассажирские перевозки  в России, появилась в Москве 15 ноября 1933 года, инициатором введения троллейбусного сообщения был Лазарь Каганович, в то время — первый секретарь Московского городского комитета ВКП (б). Первый российский троллейбус был создан в 1933 году на московском заводе «Динамо». Троллейбусы типа «ЛК» были названы в его честь. А когда же по улицам Ленинска-Кузнецкого пошел первый троллейбус? Вот как все начиналось. В конце 60-х — начале 70-х годов 20-го века в городе шло строительство камвольно-суконного  комбината, химического комбината, строились новые жилые районы, и в связи с этим,  разумеется, актуальной становилась транспортная проблема. Еще в 1968 году была утверждена проектно-сметная документация  на строительство  троллейбусного депо в Ленинске-Кузнецком, документация прошла экспертизу в Госстрое РСФСР. В фондах музея  хранится такой документ: «Протокол совещания по вопросу утверждения схемы трассы троллейбуса и маршрутов его движения от 12.02 1971 года»; в нем говорилось, что первая очередь строительства будет от комбината костюмных тканей до базарной площади (1-ый маршрут), вторая очередь строительства  будет в поселок Дачный, а в дальнейшем планировалось пустить троллейбус до шахты им. 7 Ноября и шахты «Комсомолец».

Строительство объектов троллейбусного транспорта было начато в 1975 году Полысаевским строительным управлением треста «Ленинскпромстрой», начальником  которого был Валерий Васильевич Яловега. Это был сложный объект, ибо строительство велось по всему городу. Строили депо на улице Телефонная, устанавливали бетонные опоры для электрических сетей, монтировали электросети, строили тяговые подстанции.  Необходимо было смонтировать  по городу  троллейбусную линию протяженностью  22 километра. Заказчиком строительства являлось Управление коммунального хозяйства Ленинск-Кузнецкого горисполкома.

Когда в городе появились опоры, а троллейбусов еще не было, так как работы не были закончены, то в связи с долгостроем в городе можно было услышать  даже такую частушку: «По проспекту есть опоры — мы гадаем ребусы… Третий год ведутся споры, будут ли троллейбусы». В общем, строили долго; приходилось «выбивать» и средства  на строительство, и технику; также велась подготовка кадров.

4 ноября 1983 года после четырех часов дня на улицах города появился первый троллейбус. Его маршрут проходил от тяговой подстанции у школы №33 до магазина «Уют»  и обратно. «Главное – долгожданный вид транспорта опробован»,- писала тогда газета «Ленинский шахтер».  Управлял первым троллейбусом Николай Дмитриевич Кошман. До конца декабря  машины проходили обкатку, во время которой устранялись и отдельные недостатки при монтаже линии.

Митинг и ключ от троллейбусного парка

30 декабря 1983 года на площади Победы состоялся торжественный  митинг открытия троллейбусного парка. На нем присутствовали строители Полысаевского строительного управления, представители треста «Ленинскпромстрой», работники ГК КПСС, горисполкома, горожане. Управляющий трестом «Ленинскпромстрой»  В.В. Яловега торжественно передал ключ от троллейбусного парка Эдуарду Николаевичу Ховалицу, первому  директору троллейбусного  управления. Позднее  ключ был передан на хранение в городской краеведческий музей. Ленточку на открытии предприятия разрезал Николай Дмитриевич Кошман, впоследствии — главный инженер предприятия. Это был новогодний подарок всем ленинск-кузнечанам.

11 января 1984 года началось пассажирское движение. « 6 часов утра: у троллейбуса-«первооткрывателя» — импровизированный митинг.  Э.Н. Ховалиц торжественно разрезает алую ленту, по морскому обычаю о бампер троллейбуса №8 разбивается бутылка шампанского. Счастливого пути!» — все машут все вслед белоснежной машине (выдержка из газеты «Ленинский шахтер»  от 13.01.1984, статья «Счастливой дороги!», автор — Е. Носырев).

Право вести троллейбус доверили Любови Алексеевне Колесниковой, водителю со стажем. Она и ее муж, тоже водитель, приехали из Рубцовска на работу в новый парк.

Первая остановка – КСК. Первые пассажиры, и среди них — Василий Михайлович Попов, машинист шахтных установок шахты имени Ярославского, самый первый, едет на смену, здесь же — работники завода «Кузбассэлемент». Все радуются, ведь раньше приходилось добираться на попутках. Люди старшего возраста, думаю, помнят 70-ые годы, когда приходилось ожидать автобус минут 30-40 на морозе, когда не было троллейбуса…

Еще в начале декабря, перед пуском троллейбуса, в киосках «Союзпечати», магазинах, специальных пунктах продажи вблизи остановок стали продавать абонементы, так как с самого начала троллейбус работал по бескассовой системе оплаты проезда. В троллейбусах были установлены компостеры для просечки абонементов, ибо кондукторов в транспорте не было.

Тогда, в 1984 году, был всего один маршрут — первый, на линии работали восемь троллейбусов.

Все тот же транспортный маяк

Сегодня в МП «Производственное троллейбусное управление города Ленинска-Кузнецкого» — 29 троллейбусов, три троллейбусных маршрута. Более 60% городских пассажирских перевозок осуществляется троллейбусами, огромное количество льготников пользуются этим транспортом. Троллейбус — абсолютно экологически чистый транспорт, что тоже немаловажно для нашего шахтерского города. 37 лет исполнилось троллейбусному управлению, за это время наши троллейбусы перевезли всю Россию, думаю, не один раз. И хорошо сказано в этом маленьком стихотворении:

«Днем и ночью, в дождь и стужу, рассекая  тьму и мрак,

Нам троллейбус очень нужен, он — наш транспортный маяк».

Счастливого пути!

Т.В. ЧУХНО.

admin
mail@ria-leninsk.ru